Занятия Академии инновационного педагогического мастерства на базе филиала кафедры педагогики и психологии

Занятия Академии инновационного педагогического мастерства на базе филиала кафедры педагогики и психологии

Основные вопросы, изучаемые на заседании:

1. Противоречия процесса образования как источник инновационных проблем.

2. Суть метода «знаковой ретроспекции».

3. Инновационные проблемы и потоки различных уровней образования.

Решение инновационных проблем рассматривается Е.С. Астрейко как ведущий вид инновационной деятельности педагогов дополнительного образования.

По мнению И.И. Цыркуна, инновационная проблема – ситуация, характеризующаяся “в основном достаточностью ценностно-ориентационных и познавательных средств для повышения эффективности обучения и недостаточностью преобразовательных, управленческих и всей взаимосвязанной совокупности средств, которые можно назвать инновационными”.

Важнейшим психологическим этапом решения инновационных проблем является принятие их субъектом. Выделение типовых инновационных проблем осуществлялось применительно к обучению в системе дополнительного образования детей и молодёжи. Объектом изучения явились научные исследования, связанные с дополнительным  образование детей и молодёжи, выполненные за последние 20 лет (854 исследования).

Анализ инновационной системы осуществлялся на основе разработанного И.И. Цыркуном метода знаковой ретроспекции, который учитывает специфику объекта изучения и преобразования в педагогической науке. Одним из механизмов выделения объекта в педагогической науке является акт объективации, который обозначает уровень психической активности в момент, когда мышление меняет свою направленность. Знак в качестве термина, слова или фразы, обозначающий и фиксирующий взгляд на ситуацию, событие Иван Иванович назвал объективатором.

Объективатор выступает основанием инновационной проблемы и инновационного потока.

Систематизация научно-педагогических исследований показала, что инновационные потоки задаются следующими объективаторами:  инновационная деятельность, интерес, мониторинг, мотивация, одарённость, творческая деятельность, творческие способности, творчество, технологии, экологическая культура, эстетическое воспитание и др.

Изучая раздаточный материал, присутствующие разобрали метод составления структурной формулы инновационного потока с объективатором «умение», содержащего спектр инновационных проблем. В частности:

Как формировать умения в учреждениях дополнительного образования?

Как организовать контроль умения  у школьников старшего подросткового возраста?

Как развить умение у подростков в хореографических проектах?

Как формировать умение у учащихся по декоративно-прикладному искусству? и др.

Педагоги, применяя предложенные базы данных, составили свои структурные формулы и сформулировали инновационные проблемы. Часть проблем были связаны с обучением одарённых учащихся.

Затем обучающимся в Академии предстояло изобразить белорусский узор на игрушке-сувенире. Они ответили, что в любом виде традиционных народных промыслов орнамент и узоры – это «фирменный стиль» данного декоративно-прикладного искусства, его своеобразный и легко узнаваемый почерк. Разновидностей орнамента может быть множество. Каждый имеет свое определенное значение, чем и обусловлено их применение для разных целей. Белорусские узоры – самобытные колоритные элементы, уникальные своим древним происхождением, а также оригинальным видом. Их применение не теряет популярности с давних пор и по сей день. Ношение узоров стало особым видом патриотизма, проявляемого к своей стране. Мысль наиболее актуальна в Год малой Родины.

У каждого присутствующего получился свой неповторимый белорусский узор, красный на белом. Эти цвета имеют глубокую символику. Белый фон – цвет чистоты. Красный – цвет солнца, крови как символа жизни, и вообще символ жизни.

В заключение занятия, педагоги дали коллективную характеристику одарённому ребёнку и выявили, что необходимо для его успеха и благополучия:

1. Любите и поддерживайте ребёнка.

2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

3. Оценивайте уровень развития ребенка.

4. Избегайте длинных объяснений или бесед.

5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.

6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

Е.С. Астрейко, доцент кафедры педагогики
и психологии, заведующий филиалом 

 

 

Additional information