Спецкурс «Психодиагностическое сопровождение личностного развития ребенка» для студентов факультета дошкольного и начального образования

Спецкурс «Психодиагностическое сопровождение личностного развития ребенка» для студентов факультета дошкольного и начального образования

По мнению Ольги Васильевны, «современный педагог – субъект высокой профессиональной культуры, и неотъемлемой составляющей профессиональной культуры педагога является его готовность к диагностике личностного роста и развития школьника. Речь идет о психодиагностической культуре учителя, которая соединяет в себе совокупность ценностных смыслов, потребностей в оценке свойств и состояний личности школьника, знаний о динамике психических процессов, о способах квалифицированного их анализа, оценки, коррекции и преобразования, без чего невозможно осуществлять безопасное личностное развитие детей».

В первой лекции будущие педагоги изучали психолого-педагогические основы осуществления педагогом психодиагностического сопровождение безопасного личностного развития ребенка. Им предстояло ответить на вопросы:

Что такое психодиагностика?

Может ли учитель осуществлять психодиагностическое сопровождение личностного развития школьника?

Что такое психодиагностическая культура учителя?

Технология психодиагностической деятельности учителя

Что такое безопасное личностное развитие ребенка?

Какие наиболее важные проблемы развития личности ребенка в начальной школе требуют психодиагностического сопровождения?

Затем, продолжив повествование, Ольга Васильевна во второй лекции  объяснила пути решения педагогом профессиональных задач по психодиагностическому сопровождению безопасного личностного развития ребенка. Выявила сущность задачного подхода; типы педагогических задач по цели: стратегические, тактические и оперативные; способы преобразования педагогической ситуации в педагогическую задачу; алгоритм решения педагогической задачи и специфику использования психодиагностических методик для решения педагогических задач.

Студенты в процессе решения педагогических задач предложили педагогические ситуации, которые вызвали затруднения в процессе их практической деятельности.

Данные ситуации послужили ориентиром в третьей лекции для объяснения технологий решения проблемных психодиагностических задач, которые выступают средством учета индивидуальных особенностей детей.

Будущие учителя научились составлять психодиагностические таблицы по решению основных педагогических трудностей детей младшего школьного возраста. Данные таблицы содержат достаточно полную информацию о возможных причинах отклонения от нормы, вариантах психодиагностики, путях коррекционной работы по преодолению данного недостатка.

В четвёртой лекции были определены принципы подбора диагностического инструментария для осуществления диагностики готовности к школе и преодоления педагогических трудностей детей в процессе обучения в школе

Были изучены и апробированы на практике ряд методик:

– методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС);

– методика Эббингауза для   выявления   уровня   развития речи, продуктивности ассоциаций;

– методика исследования понятия сохранения (сохранение массы и длины);

– методика «Да» и «Нет» по (Н.И. Гуткиной) и др.

В пятой лекции выявлены возможности использования психодиагностических задач для пролонгированной подготовки детей к успешному обучению в средней школе.

Студенты изучили проблему подготовки детей к успешному обучению в средней школе; характеристику психологической готовности ученика начальной школы к обучению в средней школе; психодиагностическое сопровождение формирования готовности ученика младших классов к безболезненному переходу в среднюю школу; характеристику типичных педагогических трудностей детей начальной школы в соответствии с компонентами психологической готовности к обучению в средней школе и др.

Проблеме подбора диагностического инструментария для изучения психологической  готовности детей к обучению в средней школе посвящена шестая лекция:

– подбор психодиагностических методик в соответствии с характеристикой психологической готовности детей к успешному обучению в средней школе;

– Тест Лачинса;

– «Найди ошибки в тексте»;

– Штур 3–4;

– учебная мотивация;

– оценка конкретного и абстрактного мышления;

– мониторинг социализации М.И. Рожкова.

Лекции Ольги Васильевны отличались понятным языком, насыщенностью практических примеров и доступностью для широкой аудитории.

 

Е.С. Астрейко, доцент кафедры педагогики и психологии

2-1-1

2-1-1

2-1-1

2-1-1

 

 

Additional information