В Республике Беларусь отмечается рост преступлений, совершаемых c использованием информационно-коммуникационных технологий
- Details
- Published on Tuesday, 10 September 2024 05:46
В ходе переписки, выдавая себя за руководителя, злоумышленник сообщает вымышленные сведения о том, что работником интересовались сотрудники правоохранительных органов (называет данные этих «сотрудников») и настаивает на сохранении конфиденциальности факта общения. Указанный психологический прием в ряде случаев снижает уровень критической оценки гражданином последующих действий преступников, обеспечивая беспрекословное выполнение поступающих от них указаний.
Далее гражданину поступают звонки посредством мессенджеров или телефонной связи от якобы сотрудников правоохранительных органов, а также банковских учреждений, в некоторых случаях с демонстрацией посредством мессенджеров фотографии поддельных служебных удостоверений. В ходе беседы псевдосотрудники убеждают в необходимости совершения определенных действий, в том числе по перечислению денежных средств под различными мошенническими предлогами.
Такими предлогами совершения хищений денежных средств могут быть:
- участие в специальной операции по поимке «преступников», которые якобы пытаются похитить деньги с использованием счетов гражданина или от его имени;
- наличие информации о якобы совершении гражданином преступных финансовых операций, для снятия подозрения в которых необходимо совершить требуемые действия;
- планируемое проведение обыска по месту жительства гражданина с целью выявления и изьятия незадекларированных наличных денежных средств.
Убедив работника учреждения в правомочности своих действий, звонящий предлагает передать посреднику наличные денежные средства или внести их на указанные им банковские счета; перечислить денежные средства с банковских счетов, в том числе оформив на свое имя для этих целей кредиты; предоставить реквизиты своих банковских карт, аутентификационные данные для доступа к банковским счетам, коды из поступивших sms-сообщений и т.д.
В связи с изложенным, рекомендуем:
- при поступлении подобных сообщений в мессенджерах проверять принадлежность соответствующей учетной записи тому лицу, именем которого учетная запись названа и (или) фотоизображение которого присутствует в профиле;
- проверять правдивость поступивших сообщений от имени руководителя учреждения, в том числе путем личного общения с лицами, от имени которых поступили такие сообщения;
- никому не сообщать реквизиты банковских карт, аутентификационные данные для доступа к банковским счетам, содержание sms-сообщений, поступивших на личные абонентские номера;
- незамедлительно информировать о выявленных попытках руководителей учреждений образования для принятия мер по упреждению подобных действий и правоохранительные органы для реагирования.