Материалы без категории

ПРОФЕССИИ ПРЕКРАСНЕЙ НЕТ НА СВЕТЕ

О профессии учителя в стихах

stihi-1

Достучаться до каждого сердца

Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!

И какой-то проспавший мальчишка
Опоздает на первый урок,
И проказница в прошлом девчонка
Пригласит на последний звонок!

И пройдут еще многие годы,
Может сложится чья-то судьба,
И исчезнут и боль, и невзгоды,
Прекратится повсюду стрельба!

А пока будут будни учебы
И ответы звучат у доски,
Без насилия мир и без злобы,
И подаренных роз лепестки!

Марк Львовский

stihi-2

 Учителям

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!

Вероника Тушнова

stihi-3

 Наставникам

 Не вечна жизнь. Недолог срок людской.
Уходят ветераны на покой.
Мы благодарны им за честный труд.
Их знания и опыт не умрут.
Старению и годам вопреки
За старшими идут ученики.
Идут года. Вращается Земля.
Растят учеников учителя.
Их мудрый взгляд и добрая рука –
Учебник главный для ученика.
Бессмертно дело, непрерывна нить.
Придут старейших юные сменить.
И примут на оставленном посту
Учителей надежду и мечту.
И потому так заповедь крепка:
"Учитель, воспитай ученика!"

  Юлий Ким

stihi-4

 Не смейте забывать учителей

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
Случается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый Год не шлём им поздравлений.
А в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!

Андрей Дементьев

stihi-5

 Мы забыли про звонок

Пришла учительница в класс,
Сама чуть-чуть постарше нас,
И провела такой урок,
Что мы забыли про звонок.
Нам хотелось больше знать,
И взрослыми быстрее стать,
И выбрать в жизни верный путь,
И в будущее заглянуть.
Быть может, кто-нибудь из нас
Войдет вот так же в школьный класс
И проведет такой урок,
Что все забудут про звонок.

В. Малков

stihi-6

 Твой друг

Есть у тебя хороший друг,
Надёжней друга нет.
Спроси про север и про юг,
Про то, что у тебя вокруг,—
На всё он даст ответ.

 Ты помнишь, как пришёл он в класс?
Решили все: суров!
Но сколько он нашёл для вас
Простых, понятных слов!

 Тебе за партой одному
Задачу объяснял.
Помог соседу твоему
И драчунов разнял.

 А помнишь, вас повёл в поход
С утра, в седьмом часу?
Какая птица как поёт,
Рассказывал в лесу.

 Осенний вечер наступил.
Ты лёг уже в постель...
Учитель только что раскрыл
Тяжёлый свой портфель.

Ты крепко-крепко спишь сейчас,
Ты нагляделся снов.
А он, под лампою склонясь,
Похвалит: "Пять" на этот раз,
Серёжа Иванов!"

 Хороших вырастил ребят
Твой друг за много лет.
Его теперь благодарят
Колхозник и поэт,
Учёный знатный, горновой,
Артист и лётчик боевой...

 Надёжный друг —
Учитель твой!

 Яков Аким

stihi-7

Учитель – три слога...

 Учитель — три слога.
Не так уж и много,
А сколько умений вмещает оно!
Уменье мечтать!
Уменье дерзать!
Уменье работе себя отдавать!
Уменье учить!
Уменье творить!
Уменье детей беззаветно любить!
Учитель — три слога.
Но как это много!
И это призванье вам Богом дано!

 Н. Веденяпина

stihi-8

 Учитель, какое прекрасное слово

Учитель! Какое прекрасное слово.
Оно нашей жизни и свет и основа.
Сияет для нас путеводной звездой
И в мир новых знаний ведет за собой.

 Учитель! Какое высокое слово!
Его повторяем мы снова и снова.
Наш старший товарищ, наш искренний друг.
Он — ключ, открывающий кладезь наук!

 Можно в жизни всему научиться,
Воплотить много новых идей,
Но учителем нужно родиться,
Чтобы жить на земле для детей.

 Н. Веденяпина

stihi-9

 Некогда стареть учителям

Плавно листья рыжие летают
В голубых квадратах школьных рам.
Первоклашки вновь букварь листают —
Некогда стареть учителям.

 Солнца луч по нашим партам скачет,
Весело подмигивая нам.
Быстро мы растём, а это значит —
Некогда стареть учителям.

 Тянет нас от школьного порога
К новым стройкам, к звёздным кораблям.
Нужно нам узнать ещё так много —
Некогда стареть учителям.

 Мир огромный нашим стал наследством,
Перед нами путь широк и прям…
Рядом с некончающимся детством —
Некогда стареть учителям.

М. Пляцковский

stihi-11

Школьным учителям

 Удачи вам, сельские и городские
Уважаемые учителя!
Добрые, злые и никакие
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни — как в клетку,
Другие — как в храм.
Удачи вам, занятые делами,
Которых не завершить всё равно.
Крепко скованные инструкций кандалами
И окриками из РОНО.
Удачи вам, по-разному выглядящие,
С затеями и без всяких затей,
Любящие или же ненавидящие
Этих — будь они трижды! — детей...
...Вы знаете,
Мне по–прежнему верится,
Что, если останется жить земля, —
Высшим достоинством Человечества
Станут когда–нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться.
И только после этого стать!
Он, даже если захочет, не спрячется:
На него, идущего ранней Москвой,
Станут прохожие оборачиваться,
Будто на оркестр духовой!
В нём будет мудрость талантливо–дерзкая.
Он будет солнце нести на крыле...
Учитель — профессия дальнего действия,
Главная на Земле.

 Р. Рождественский

stihi-12

 Учителям-наставникам

 Не вечна жизнь. Недолог срок людской.
Уходят ветераны на покой.
Мы благодарны им за честный труд.
Их знания и опыт не умрут.
Старению и годам вопреки
За старшими идут ученики.
Идут года. Вращается Земля.
Растят учеников учителя.
Их мудрый взгляд и добрая рука –
Учебник главный для ученика.
Бессмертно дело, непрерывна нить.
Придут старейших юные сменить.
И примут на оставленном посту
Учителей надежду и мечту.
И потому так заповедь крепка:
"Учитель, воспитай ученика!"

 Л. Сирота

stihi-13

 Твои ученики

Кончились уроки,
город спит во мгле.
Только сердцу слышатся шаги.
Ходят где-то,
ходят по земному шару
Прежние твои ученики.

Пусть они далеко
за полями, лесами.
Знаешь ты — дорога их ясна.
Новый день к ним приходит,
как новый экзамен,
И пятёрки ставит им страна.

 Ты опять увидишь
в этот поздний час
Мел, зажатый в маленькой руке,
Каждую ошибку, имена и лица,
Каждую отметку в дневнике.

Пусть проходят годы,
пусть мелькают дни,
Каждый словно
сын в твоей судьбе.
Каждого ты помнишь, и они сегодня
Тоже вспоминают о тебе.

 Пусть они далеко
за полями, лесами.
Знаешь ты — дорога их ясна.
Новый день к ним приходит, как новый экзамен,
И пятёрки ставит им страна.

Леонид Дербенёв

stihi-14

 Учитель взял твою руку

Ты помнишь, было вокруг
Море цветов и звуков.
Из теплых маминых рук
 Учитель взял твою руку.
Он ввел тебя в первый класс
Торжественно и почтительно.
 Твоя рука и сейчас
В руке твоего учителя.
 Желтеют страницы книг,
 Меняют названия реки,
Но ты его ученик:
Тогда, сейчас и навеки.

  К. Ибряев

stihi-15

 Учитель — высокое слово!

 Немало хороших профессий,
Но нам по душе лишь одна,
С которой дружны мы, как с песней,
Учитель зовётся она.
Какое красивое слово!
Оно многих слов нам милей!
Профессия наша — основа
Всех добрых начал на Земле!

 Учитель — высоко слово!
Стремлениям нашим под стать.
Идём на урок мы, чтоб снова и снова
Нелёгкий экзамен держать
На право учить и дерзать!

Российский романтик-учитель,
Как много тебе предстоит
Дать детям чудесных открытий
На линиях школьных орбит!
И сам ты откроешь, что в мире
Прекрасней профессии нет,
И будь ты хоть физик, хоть лирик,
В душе ты — творец и поэт!

 Хоть трудно нам часто бывает,
Но мы вдохновенья полны —
Ведь в наших руках подрастает
Грядущее нашей страны.
Кому ещё в жизни даётся
Такая высокая честь?
Не это ли счастьем зовётся?
Не это ли счастье и есть?

 Учитель — высоко слово!
Стремлениям нашим под стать.
Идём на урок мы, чтоб снова и снова
Нелёгкий экзамен держать
На право учить и дерзать!

 В. Тяптин

 Благодарность всем учителям

Принять и полюбить дитя "чужое",
Частицу своего тепла не пожалеть
Способно сердце терпеливое, большое,
Которому дано других согреть.
Таких сердец, на самом деле много —
Почти у каждого такой учитель был,
Который ласково встречал у школьного порога
И с нами вместе в нашем детстве жил!
Я в благодарность за уроки жизни
Склоняю низко голову свою,
Среди профессий, обществу полезных,
Учительству я сердце отдаю.

 А. Войт

stihi-16

Как это здорово, что мы учителя

Как это здорово, что мы учителя!
Ведь каждый день нас возвращает снова в детство.
И от судьбы нам никуда с тобой не деться.
Как это здорово, что мы учителя!

 Ох, как непросто нам бывает иногда
Нести сквозь будни своё трепетное пламя.
Мы каждый день себя по капельке сжигаем.
Как это здорово, что мы учителя!

Как это здорово, что мы учителя!
Ведь с каждым годом мы становимся мудрее.
Душой своею мы ребячьи души греем.
Как это здорово, что мы учителя!

 Главней всего, не тратить время зря,
Вся наша жизнь полна любви и вдохновенья.
И повторяем мы без всякого сомненья:
Как это здорово, что мы учителя!

 В. Шевченко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛОХОЙ УЧИТЕЛЬ ПРЕПОДНОСИТ ИСТИНУ, ХОРОШИЙ УЧИТ ЕЕ НАХОДИТЬ

Кинофильмы об учителях

Нам хотелось бы, чтобы представленные фильмы изменили ваше отношение к педагогической деятельности, убедили вас в социальной значимости профессии учителя.

Тема учителя и его роли в становлении личности ученика в кино довольно популярна. Можно найти огромное количество фильмов (от боевиков до комедий). Поэтому составить исчерпывающий перечень не представляется возможным, но наиболее интересные фильмы мы вам представляем далее.

    • 4:0 в пользу Танечки
    • Большая перемена
    • Весна на Заречной улице
    • Выстоять и сделать
    • Географ глобус пропил
    • Господин Лазар
    • Дневник директора школы
    • Дорогая Елена Сергеевна
    • Императорский клуб
    • Класс
    • Общество мертвых поэтов
    • Песня для изгоя
    • Полу-Нельсон
    • Последний урок
    • Расписание на послезавтра
    • Учитель года
    • Учитель на замену
    • Хористы

 

ОБЩЕСТВО МЕРТВЫХ ПОЭТОВ

kino-1 

Джон Китинг — новый преподаватель английской словесности в консервативном американском колледже. От чопорной массы учителей его выгодно отличают легкость общения, эксцентричное поведение и пренебрежение к программе обучения.

Однажды он посвящает своих подопечных в тайну Общества мёртвых поэтов. С этого момента каждый из учеников старается обрести свой собственный голос в безликом хоре, взглянуть на окружающий мир, высоко подпрыгнув над серой школьной оградой.

Из комментариев: "Ну кто не мечтал о таком преподавателе, как Джон Китинг (Робин Уильямс) из картины "Общество Мертвых Поэтов"? Влюбленный в свой предмет, в свою работу, человек, который способен вдохновлять, показать удивительный мир литературы, доброта которого не знает границ. А как уж он между делом объяснял своим ученикам простые истины и учил их нравственности — это вообще высшее мастерство педагога".

режиссер: Питер Уир

 

сценарий: Том Шульман

 

композитор: Морис Жарр

 

художники: Венди Стайтс, Сэнди Венециано, Джон Х. Андерсон

В фильме снимались:

Робин Уильямс

Роберт Шон Леонард

Итан Хоук

Джош Чарльз

Гейл Хэнсен

Дилан Кассман

Аллелон Руджеро

Джеймс Уотерстон

Норман Ллойд

Кертвуд Смит и др.

ХОРИСТЫ

 kino-2

Франция, 1949 год. Отчаявшись найти работу, учитель музыки Клемент Матье попадает в интернат для трудных подростков. Там он видит, к каким жестоким "воспитательным мерам" прибегает ректор этого заведения Рашан. Чем больше издевается Рашан над мальчиками, тем агрессивнее они становятся.

Добродушного по натуре Матье возмущают эти методы, но он не в состоянии открыто протестовать. Но однажды ему, автору многочисленных музыкальных произведений, которые он скромно прячет в своей комнате, приходит в голову замечательная идея: организовать школьный хор.

"Хористы" фильм во всех отношениях уникальный. Ему далеко до каких-то откровений, эта лента не может похвастать оригинальным сюжетом , однако этот фильм бьет в эмоциональную часть нашего восприятия таким образом, что мы надолго запоминаем эту незатейлевую историю об учителе, мечтавшем создавать музыку.

Фильм являет собой римейк фильма 1945-го года "Клетка для соловьёв", в котором также повествовалось о преподавателе, учредившем певческий хор.

Сам по себе хор для детей стал некой отдушиной от постоянных наказаний здешнего ректора. Новый учитель Клемент Матье буквально "заражает" детей своим энтузиазмом касательно музыки, и вот мы уже видим не просто поющих детей, а настоящие таланты, у которых есть надежды на будущее.

режиссер: Кристоф Барратье

сценарий: Рене Велер, Кристоф Барратье, Ноэль-Ноэль

композитор: Бруно Куле

художники: Пьер Феррари, Франсуаза Геган, Жан-Пьер Гайо

В фильме снимались:

Жерар Жюньо

Франсуа Берлеан

Кад Мерад

Жан-Поль Боннер

Мари Бюнель

Поль Шарьера

Кароль Вайсс

Филипп дю Жанеран

Эрик Демарец

Жан-Батист Монье и др.

ПЕСНЯ ДЛЯ ИЗГОЯ

kino-3 

1939 год. В ирландскую католическую школу приходит новый учитель Уильям Франклин. Он преподает юным послушникам литературу и находит себя в доме Господа, после потери близкого человека.

Но в школе царят фашистские порядки и остальные учителя настроены к нему отнюдь не доброжелательно. Желая помочь мальчикам, но не желая потерять работу Уильям понимает, что лучший способ показать им, как отстоять вещи, в которые они верят — это навсегда изменить их самих.

режиссер: Эйслинг Уолш

сценарий: Эйслинг Уолш, Кевин Байрон Мерфи, Патрик Галвин

оператор:  Питер Робертсон

композитор: Ричард Блэкфорд

В фильме снимались:

Эйдан Куинн

Айэйн Глен

Марк Уоррен

Джон Треверс

Крис Ньюман

Эндрю Симпсон

Дадли Саттон

Алан Девлин

Стюарт Грэхэм

Марк Батлер

ПОСЛЕДНИЙ УРОК 

kino-4

Обычная школьная учительница находится на грани нервного срыва из-за постоянных угроз и издевательств своих учеников — детей из неблагополучных семей. Руководство бездействует, предпочитая игнорировать тревожные признаки назревающей трагедии. Во время очередного урока, в ходе потасовки с главарём школьной банды, она завладевает настоящим пистолетом. Раздаются выстрелы. Испуганные подростки оказываются в заложниках у собственной учительницы.

режиссер: Жан-Поль Лилиенфельд

сценарий: Жан-Поль Лилиенфельд

продюсер: Эриель Ашкенази, Бенедикт Лесаж

оператор: Паскаль Рабо

композитор: Коханн

В фильме снимались:

Изабель Аджани

Дени Подалидес

Янн Коллетт

Натали Безансон

Марк Китти

Халид Беркуз

Янн Эбонж

Соня Амори

Кевин Азиз

Сара Дуали

УЧИТЕЛЬ ГОДА

 kino-5

Школа Фолбрук без ума от нового учителя! Мистер Ди — очаровательный, прикольный, изобретательный выдумщик! Но у молодого кумира уже появился влиятельный враг. Мистер Уорнер, буквоед и педант, намерен получить звание Учитель Года, но теперь его шансы резко тают.

В фильме любопытно обыграны стереотипы учителей: строгий учитель математики, развеселый физрук, влюбленный в детей учитель ИЗО и т.д.

режиссер: Уильям Дир

сценарий: Джонатан Кан

продюсер: Розанн Милликен, Джим Бересфорд, Роджер Гэскин

оператор: Брайан Пирсон

композитор: Эри Уайз

В фильме снимались:

Дэвид Пэймер

Райан Рейнольдс

Джон Эстин

Эндрю Робб

Кейт Вернон

Дон Маккэй

Бренда МакДональд

Пол Джарретт

Лейла Джонсон

Крис Готье

ИМПЕРАТОРСКИЙ КЛУБ 

kino-6

Привычный мир Уильяма Хандерта, профессора классической литературы, фанатично преданного своему делу, разрушился с появлением в его классе нового ученика по имени Седжвик Белл.

Первоначальное жесткое противоборство характеров постепенно перерастает в близкие отношения учителя и ученика, которые неожиданно оборачиваются для Хандерта сильнейшим жизненным уроком, преследующим его еще четверть века спустя.

режиссер: Майкл Хоффман

оператор: Лайош Колтаи

композитор: Джеймс Ньютон Ховард, Дэйл Питерс, Джо Уолш

сценарий: Нил Толкин, Этан Канин

продюсер: Марк Абрахам, Майкл О'Нил, Шон Бэйли

В фильме снимались:

Кевин Клайн

Эмиль Хирш

Эмбет Дэвидц

Роб Морроу

Эдвард Херрманн

Харрис Юлин

Пол Дано

Риши Мехта

Джесси Айзенберг

Гэбриел Миллман

КЛАСС

 kino-7

Французская школьная драма, получившая золотую пальмовую ветвь на кинофестивале в Каннах в 2008 году. Рассказывает об учителе Франсуа, работающем в одной из школ неблагоприятного района. Он не слишком строг, но требователен, его излишняя прямота часто шокирует учеников, которые в один из дней ответили ему тем же и поставили под сомнение его методы обучения. Для Франсуа это настоящее испытание его педагогическим принципам.

режиссер: Лоран Канте

сценарий: Франсуа Бегодо, Лоран Канте, Робин Кампилло

художник: Элизабет Джойнет, Мари Ле Гаррек

В фильме снимались

Франсуа Бегодо

Агам Малембо-Эмен

Анжелика Санцио

Артур Фогель

Бубакар Туре

Бурак Озильмаз

Карл Нанор

Шериф Бунайджа Рашеди

Далла Дукур

Дэмиен Гомес и др.

ВЕСНА НА ЗАРЕЧНОЙ УЛИЦЕ 

kino-8

История любви юной учительницы школы рабочей молодежи и ее ученика — одна из самых популярных отечественных мелодрам. Авторам фильма и актрисе Н. Ивановой удалось показать, как из человека, получившего педагогическое образование рождается Учитель.

автор сценария: Феликс Миронер

режиссёры-постановщики: Феликс Миронер, Марлен Хуциев

композитор: Борис Мокроусов

текст песен: Алексей Фатьянов

В фильме снимались:

Нина Иванова

Николай Рыбников

Владимир Гуляев

Валентина Пугачёва

Геннадий Юхтин

Римма Шорохова

Николай Ключнев

Марина Гаврилко

Юрий Белов

Валентин Брылеев

4:0 В ПОЛЬЗУ ТАНЕЧКИ

 kino-9

Забавная история о том, как в обычной средней школе пятый класс "Б" ("пятый буйный", как его называют учителя) берёт шефство над своей новой классной руководительницей — Татьяной Ивановной, за глаза называемой "Танечкой", главный принцип работы которой: "от ласки и доброты, как от солнца, всё расцветает", желая таким образом проверить её личные и педагогические качества. Догадавшись, что ребята решили её испытать, Танечка включилась в предложенную игру и выиграла её со счётом 4:0.

автор сценария: Михаил Дымов

режиссёр: Василевский, Радомир Борисович

художник: Владимир Ефимов

композитор: Владимир Шаинский

текст песен: Наталья Просторова, Михаил Танич

В фильме снимались:

Наталия Флоренская  (озвучивала Наталья Рычагова)

Андрей Мягков

Светлана Немоляева Евгения Ханаева

Юрий Васильев

Елена Санько

Вацлав Дворжецкий

Анатолий Обухов

Никита Мейтин

Дарья Жаворонкова

Евгений Лившиц

Наталья Лисовицкая

Александр Варакин

Мария Корноухова

Дмитрий Волков

 БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА

kino-10

Нестор Северов проваливается на экзамене в аспирантуру и идет работать учителем в вечернюю школу. Он становится классным руководителем 9-го "A" — "удивительного, прекрасного, сумасшедшего" класса. Поначалу далекий от мирской суеты, Нестор Петрович начинает жить заботами своих взрослых учеников

авторы сценария: Алексей Коренев, Георгий Садовников

режиссёр: Алексей Коренев

композитор: Эдуард Колмановский

тексты песен: Михаил Танич

В фильме снимались:

Михаил Кононов

Евгений Леонов

Ролан Быков

Александр Збруев

Светлана Крючкова

Юрий Кузьменков

Наталия Богунова

Савелий Крамаров

Наталья Гвоздикова

Виктор Проскурин

Валерий Носик

Валерий Хлевинский

Ирина Азер

Людмила Касаткина

Анастасия Георгиевская

Валентина Талызина

Инна Жилина

Людмила Анциферова

Валентина Кузнецова

Михаил Яншин

Лев Дуров и др.

ВЫСТОЯТЬ И СДЕЛАТЬ

 kino-11

Хайми Эскаланте, учитель математики, преподаёт в школе для детей из неблагополучных семей. Хайми уверен, что, несмотря на то что его ученики, курят и состоят в различных бандах и группировках, они очень способные ребята. Он ставит перед собой цель вывести их в люди, чтобы они могли получить достойное образование и вырваться из бандитской среды. Главный герой начинает преподавать, используя самые различные, часто непривычные для школьников методы. Тем не менее это со временем помогает Хайме завоевать симпатию со стороны учеников и пробудить в них интерес к математике.

режиссер: Рамон Менендез

сценарий: Рамон Менендез, Том Муска

композитор: Крэйг Сэфэн

художник: Мило, Кэтрин Моррисон

В фильме снимались:

Эдвард Джеймс Олмос

Эстель Харрис

Марк Фелан

Вирджиния Пэрис

Марк Элиот

Аделаида Альварез

Уилл Готэй

Патрик Бака

Ингрид Олиу

Кармен Ардженциано и др.

ГОСПОДИН ЛАЗÁР

 kino-12

Канадский драматический фильм. Лауреат премии "Джини" в нескольких номинациях, номинант на "Оскар". По пьесе "Башир Лазар" Эвелин де ла Шенелье.

В одну из начальных школ преподавателем берут Башира Лазара, иммигранта из Алжира. Он недавно пережил тяжёлую трагедию, у него не было учительской практики, но тем не менее он полностью отдаётся заботе о детях. Однако не всем родителям нравится новый учитель-иностранец. Директор школы увольняет алжирца по причине многочисленных жалоб родителей, невзирая на то, что суд решает оставить его в Канаде, но Лазар просит ещё один день, чтобы проститься со своими учениками.

режиссёр: Филипп Фалардо

автор сценария: Филипп Фалардо

композитор: Мартин Леон

В фильме снимались:

 

Мохамед Феллаг

Софи Нелисс

Эмильен Нерон

Даниэль Пру

Бриджит Пупар

Жюль Филип и др.

 ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ

kino-13

Молодой биолог Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу. Он борется, а потом и дружит с учениками, конфликтует с завучем, ведет десятиклассников в поход — сплавляться по реке. Еще он пьет с друзьями вино, пытается ужиться с женой и водит в детский сад маленькую дочку. Он просто живет…

автор идеи и режиссер: Александр Велединский

сценарий: Александр Велединский, Рауф Кубаев, Валерий Тодоровский

композитор: Алексей Зубарев

художники: Владимир Гудилин, Сергей Гудилин, Людмила Гаинцева

В фильме снимались:

Константин Хабенский

Анфиса Черных

Елена Лядова

Александр Робак

Евгения Брик

Анна Уколова

Агриппина Стеклова

Евгения Крегжде

Максим Лагашкин

Анастасия Золотко и др.

ДНЕВНИК ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ

 kino-14

Лирическая исповедь директора школы, опытного педагога, который, наблюдая за повседневной жизнью школы, пытается разобраться в современных сложных проблемах воспитания. Терпимый, уважающий талант ученика, он вступает в конфликт с завучем школы, которая упрекает его в либерализме и попустительстве. Их спор осложняется тем, что оба они преданы своему делу.

режиссер: Борис Фрумин

сценарий: Анатолий Гребнев

композитор: Виктор Лебедев

художник: Юрий Пугач

В фильме снимались:

Олег Борисов

Ия Саввина

Алла Покровская

Людмила Гурченко

Елена Соловей

Александр Сныков

Юрий Визбор

Николай Лавров

Виктор Павлов

Наталья Медведева и др.

 ДОРОГАЯ ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

kino-15

Строгую и принципиальную учительницу математики удивил и обрадовал визит учеников в день ее рождения. Елена Сергеевна и представить себе не могла, что ради хороших экзаменационных оценок ребята, забыв о человеческом достоинстве, способны на лесть, обман и даже угрозы.

режиссер: Эльдар Рязанов

сценарий: Эльдар Рязанов, Людмила Разумовская

композитор: Геннадий Александров

художник: Александр Борисов

В фильме снимались:

Марина Неёлова

Наталья Щукина

Федор Дунаевский

Дмитрий Марьянов

Андрей Тихомирнов

Эльдар Рязанов

 РАСПИСАНИЕ НА ПОСЛЕЗАВТРА

kino-16

В элитный физико-математический лицей из обычной школы переходит работать учительница литературы Антонина Сергеевна. С приятным удивлением она замечает, сколь уважительно здесь относятся к ученикам — как к полноценным творческим личностям. Но эйфория первых месяцев общения с учениками сменяется разочарованием — ее питомцы оказываются холодными, рациональными людьми, практически равнодушными к прекрасному.

режиссер: Игорь Добролюбов

сценарий: Нина Фомина

композитор: Владимир Шаинский

художник: Валерий Назаров

В фильме снимались:

Олег Даль

Маргарита Терехова

Тамара Дегтярева

Александр Леньков

Александр Денисов

Валентин Никулин

Вячеслав Баранов

Юрий Воротницкий

Владимир Солодовников

Ирина Метлицкая и др.

УЧИТЕЛЬ НА ЗАМЕНУ

 kino-17

Генри Барт обладает уникальным талантом ладить со всеми учениками, благодаря тому, что к каждому находит индивидуальный подход, и, как следствие, быстро привязывается к ним. Чтобы избежать эмоциональных зависимостей и не воспринимать такое огромное количество детей слишком близко к сердцу, Генри решает не задерживаться на одном месте работы надолго. Но однажды устраивается работать в школу, где всем учителям наплевать на судьбы детей, и с таким положением вещей он мириться также не намерен.

режиссер: Тони Кэй

сценарий: Карл Ланд

композитор: Ньютон Бразерс

В фильме снимались:

Эдриан Броуди

Кристина Хендрикс

Марша Гей Харден

Джеймс Каан

Люси Лью

Блайт Даннер

Тим Блейк Нельсон

Уильям Питерсен

Брайан Крэнстон

Сами Гэйл и др.

ПОЛУ-НЕЛЬСОН

 kino-18

"Изменишь одного человека, изменишь мир" — так говорит Дэн, герой Райана Гослинга в картине "Полу-Нельсон".

Не только учитель силой своей личности влияет на учеников. В этом фильме показано благотворное влияние школьников на личность учителя.

режиссер: Райан Флек

сценарий: Райан Флек, Анна Боден

композитор: Broken-Social-Scene

художники: Бет Микл, Инбал Вейнберг, Эрин Бенач

В фильме снимались:

Райан Гослинг

Шарика Эппс

Энтони Маки

Моник Кёрнен

Дэнис О’Хэйр

Дебора Раш

Джей О. Сэндерс

Коллинс Пенни

Джефф Лима

Нэйтан Корбетт и др.

НЕТ БЛАГОРОДНЕЕ ПРИЗВАНИЯ… Образ учителя в литературе

библиографический список

С доброй улыбкой вспоминаем мы имена любимых учителей, учителей, чьи забота, внимание, искренняя заинтересованность, уважение и любовь окрашивали непростые школьные годы в цвета радости и чудесной наполненности — добротой, знанием, уверенностью, что сможешь, достигнешь, победишь.

Вот так и в литературе … фигура учителя чаще всего показана сквозь призму впечатлений автора, бывшего когда-то учеником. Они очень разные — серьезные и не очень, добрые и не всегда, идеальные и нет, красивые и не совсем... Но — преданные своему делу. (Светлана Романова)

 

Портрет автора,
Обложка

Сведения о произведении

Аннотация

Сведения об экранизации

aitmatov

aitmatov-1

Айтматов Чингиз.

 

Первый учитель:

повесть

"Суров и темен с лица" герой повести "Первый учитель" — Дюйшен. Демобилизованный красноармеец, организующий первую школу в глухом аиле, Дюйшен встречается с недоверием тех, чьим детям хочет передать собственные, пусть далеко не совершенные познания, встречается с враждебностью и глумлением баев… Он во многом наивен, неопытен, несдержан. Но при всех своих промахах Дюйшен заражает своим энтузиазмом, смелостью, благородством. (А. Турков. Из предисловия к книге).

Подвиг сельского учителя Дюйшена не только в том, что он пробуждает в аульских детях жажду к знаниям, он влияет и на все взрослое население Куркуреу. Вначале он одинок, потом его поддерживают односельчане. Как трудно было им заложить фундамент знаний, на котором вырастут будущие ученые, инженеры, летчики, учителя.

Экранизирована

 severina-1

Северина Галина.

 

Легенда об учителе:

повесть

В центре повести учитель: мужественный, благородный человек, оказавший огромное влияние на своих учеников и жизнью своей подтвердивший высоту своих нравственных принципов. Прообразом его был учитель московской школы, ушедший в первые дни Великой Отечественной войны на фронт вместе со своими учениками.

 

rasputin

rasputin-1

Распутин Валентин.

 

Уроки французского:

рассказ

Рассказ Распутина "Уроки французского" посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга — известного драматурга Александра Вампилова, — всю жизнь проработавшей в школе. Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее — Молокова).

Идея рассказа заключается в словах Распутина: "Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства". Эти слова напрямую относятся к рассказу "Уроки французского".

Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны "высшей педагогикой", "той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодушным светом естественного примера, ... перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя".

Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеколюбия.

Экранизирован

aleksin

aleksin-1

Алексин Анатолий.

 

Безумная Евдокия:

повесть

Главные действующие лица произведения — одаренная ученица Оленька и учительница, которую девочка называет "безумной Евдокией". Учительница борется против эгоизма своей ученицы. Она считает, что "данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма". Но это не означает, что учительница пытается препятствовать развитию творческих способностей Оли, она пытается привить девочке другой, не менее важный, талант человечности.

 

astafiev

astafiev-1

astafiev-2

Астафьев Виктор.

 

Кража:

повесть;

 

Фотография, на которой меня нет;

Людочка:

рассказы

Повесть "Кража" о судьбе ребят, в довоенное время по разным причинам оказавшихся в детском доме. И надо сказать, что им очень повезло с директором, Валерианом Ивановичем Репниным, бывшим белым офицером, ссыльным, конечно. К своему неожиданному назначению на эту должность Репнин отнесся не просто со всей ответственностью, он воспринял его как новое испытание в жизни, как саму жизнь, которую нужно пройти достойно, с офицерской честью. Оказалось, что он очень хорошо готов к нему, он понимает, как свою, душу "маленького человека, пережившего когда-то страшное потрясение, сделавшее его сиротой. Это потрясение осело в глубину, но не умерло и никогда не умрет. На самом дне души сироты, как затонувший корабль, всю жизнь лежит оно".

В рассказе В. П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет" автор подчеркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов): "Он  был главным затейщиком, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал во всех сельских торжествах". В годы, описанные В. П. Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что учителя самоотверженно трудились, обучая юное поколение, жители деревни относились к ним с благоговением. Основными причинами такой популярности учителя представляются его вежливость, уважение к жителям, гуманность, активность, доброта, интеллигентность, коммуникабельность и искренность.

Рассказ "Людочка" — это крик души, призыв писателя быть чуткими, неравнодушными к людям. Этот призыв в первую очередь обращен к учителям. Образ классного руководителя Людочки — учителя литературы, занятой только своими проблемами, — показывает, как формализм в работе педагога может способствовать гибели ребенка.

 

zheleznikov

zheleznikov-1

Железников Владимир.

 

Чучело:

повесть

Повесть Владимира Железникова о любви и предательстве, борьбе добра со злом. Тематически и по силе воздействия на читателей она близка рассказу Астафьева "Людочка". Читатель встречается с другой разновидностью душевной слепоты. В повести Железникова создан образ молодой учительницы, готовящейся к свадьбе, и потому, возможно, пропустившей назревание конфликта в классе. Автору удается отдельными деталями показать, что педагогу мало быть хорошим преподавателем. Гораздо важнее обладать даром человечности.

Экранизирована

 

Горбачев Алексей.

 

Сельская учительница:

повесть

В центре повести "Сельская учительница" — судьба молодой учительницы Валентины Петровны Майоровой. После окончания института Валентина была направлена в сельскую школу. Первый год работы, огорчения и радости, встреча с новыми людьми, с их разным отношением к жизни, упорство, непримиримость начинающего педагога — вот основа повести.

 

bykov

bykov-1

Быков Василь.

 

Обелиск:

повесть

В повести говорится о непростой, трагической судьбе сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Он любил свою работу и учеников, которые за долгие годы общения стали ему родными. Когда же началась война, он не покинул родные места, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе.

Учитель добровольно пошел на казнь вместе со своими учениками. Он мог бы остаться жить, но бросить ребят одних в последние часы, минуты их жизни Алесь Мороз не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам.

Экранизирована

vasiliev

vasiliev-1

Васильев Борис.

 

Завтра была война:

роман

В романе "Завтра была война" автор вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями. Подлинным учителем, старшим другом, наставником на всю дальнейшую жизнь стал для учащихся 9Б класса директор школы и учитель географии Николай Григорьевич Ромахин. Он жил делами и заботами своих учеников. Ребят тянуло к директору, его уважали, хотя и побаивались.

Экранизирован

kuznecova

kuznecova-1

Кузнецова Агния.

 

Земной поклон:

повесть

Агния Александровна Кузнецова — известная советская писательница. Тема воспитания и становления молодого человека — ведущая в ее творчестве. Книга посвящена великому труду и нелёгкой судьбе учителя. Будни советской школы, занятия классного "кружка разведчиков" открывают ребятам окно в увлекательный мир прошлого, помогают воссоздать драматические события дооктябрьской поры.

 

lihanov

lihanov-1

Лиханов Альберт.

 

Благие намерения:

повесть

Главная героиня в повести — молоденькая выпускница пединститута.

Волею судьбы Надежду сразу после окончания пединститута отправляют в небольшой город, где она оказывается не преподавателем литературы, как ожидалось, а воспитательницей первоклассников. Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки. Вот как в такой ситуации можно не повиноваться сердцу и не попытаться помочь ребятишкам? Вот она и пытается, в силу своих возможностей.

Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты героини.

 

platonov

platonv-1

Платонов Андрей.

 

Песчаная учительница:

рассказ

Героиня "Песчаной учительницы" — "двадцатилетняя Мария Нарышкина", выпускница Астраханского педагогического института — попадает на работу в село Хошутово, расположенное среди песков, "на границе с мертвой среднеазиатской пустыней".

Оказавшись в ситуации борьбы с враждебными силами природы, Мария пытается в скромных масштабах реализовать излюбленную платоновскую метафору превращения пустыни в сад: она сажает кустарник, который защищает село от песков.

Она долго думала, что же ей предпринять для спасения этого умирающего села. "И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю…"

По словам Ф. Сучкова, "на красный свет шел Платонов во всех своих работах, и, на радость всем нам, чистота понимания человеческой души, святое отношение к описываемым явлениям были у него равны писательскому размаху. Это и обеспечило исключительную красоту, редкую человечность удивительной прозы Платонова", достойное место в которой занимает рассказ о мужественной "песчаной учительнице", обладавшей сильным характером и безграничной любовью к людям.

 

tendryakov

tendryakov-1

 tendryakov-2

tendryakov-3

tendryakov-4

Тендряков Владимир.

 

Весенние перевертыши;

 

Чудотворная;

 

Шестьдесят свечей;

 

Ночь после выпуска:

повести

В повести "Весенние перевертыши" сквозной темой проходит образ учителя математики Василия Васильевича Васильева, которого ученики прозвали Вася-в-кубе. Он уже стар, который год грозится уйти на пенсию, но не уходит. Его внешний вид и грозный голос наводят ужас на новичков, но ребята постарше знают, что это обманчивое впечатление. Он всегда готов прийти на помощь.

Главный герой повести "Чудотворная" — Родька Гуляев случайно находит на берегу реки икону, и с этого момента начинаются злоключения мальчика. На помощь Родьке приходят добрые и чуткие люди, такие, как учительница Парасковья Петровна, которая помогает ему встать на правильный жизненный путь.

Шестьдесят свечей

Николай Степанович Еченев — учитель истории, всю жизнь проживший в одном и том же городе, который вырос на его глазах из деревеньки. Сорок лет он проработал в школе. И вот учителю — шестьдесят! Со всех уголков страны приходят телеграммы и письма от бывших учеников с поздравлениями и благодарностями. И только одно письмо — анонимное — от бывшего ученика с обещанием... убить.

Шагая по улицам города, Еченев размышляет над тем, кто же мог написать это письмо и в чьих руках теперь его жизнь. Всплывают различные "кандидатуры", а вместе с ними — те эпизоды жизни, которые, казалось бы, давно позабыты. Люди, перед которыми вольно или невольно он виноват. Воистину, нет суда страшней суда собственной совести.

В повести "Ночь после выпуска" в центре внимания В. Тендрякова оказываются проблемы воспитания, взаимоотношения в учительском и ученическом коллективах, личной ответственности человека не только за свои поступки, но и за поступки других людей.

 

 yakovlev

yakovlev-1

yakovlev-2

Яковлев Юрий.

 

Зимородок:

повесть;

 

Учитель:

рассказ

В повести трое школьников узнают о подвиге бойца, который в Великую Отечественную войну взорвал мост на станции Река. Юные следопыты решили найти этого отважного героя. "Зимородок" — так звали этого хрупкого паренька, который добровольно пошел на расстрел, спасая людей. Бойцы партизанского отряда, где он воевал, считали его погибшим. Но бесстрашный Зимородок, награжденный посмертно, оказался жив. Ребята долго искали своего героя, не зная, что он живет рядом с ними. Им оказался Сергей Иванович Серегин, их учитель.

В рассказе "Учитель" говорится об уроках нравственности, которые преподает своим ученикам настоящий Учитель.

"Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и – поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе… Но Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят".

 

 iskander

iskander-1

iskander-2

Искандер Фазиль.

 

Школьный вальс, или Энергия стыда:

повесть.

 

Тринадцатый подвиг Геракла:

рассказ.

"Школьный вальс, или Энергия стыда" представляет собой повествование о школьных годах мальчика. Многие страницы посвящены учительнице Александре Ивановне.

Основная тема произведения: противостояние личности тоталитаризму. В повести предметом рассмотрения становится стыд, стыд за предательство. Репрессированный человек (отец маленького героя повести) стыдится напоминать о себе письмами близким, чтоб лишний раз не травмировать их, мальчик стыдится своего бессилия (он ничем не может помочь отцу), а, вырастая, подсознательно считает себя предателем по отношению к отцу, умершему на чужбине. Впрочем, он прощает себе с возрастом это предательство, поскольку нельзя всю жизнь жить с комплексом вины. Ф. Искандер оставляет "за кадром" вопрос: человека простить можно, а насколько реально простить власть, которая заставляет своих граждан умирать на чужбине, а ни в чем не повинных детей терзаться стыдом? (Козэль О. С.)

Тринадцатый подвиг Геракла

В рассказе "Тринадцатый подвиг Геракла" представлен еще один образ необыкновенного учителя, сеющего "разумное, доброе, вечное". Это – учитель математики Харлампий Диогенович. Это был справедливый человек, который не потакал своим ученикам, и, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: "это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного". Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение. Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок учителя прежде всего оценивается им самим, поскольку он должен находить отклик в душах учеников. Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с юмором (Захаров А. А.).

 

 goryshin

goryshin-1

Горышин Глеб.

 

Любовь к литературе:

сборник

Книга Глеба Горышина повествует о том, как учитель литературы в средней школе в первые послевоенные годы заронил в душу будущего писателя любовь к своему предмету, как эта любовь определила жизненный путь, повела в увлекательные путешествия по русским лесам, полям, озёрам, рекам, подружила с замечательными людьми.

 

polyakov

polyakov-1 

Поляков Юрий.

 

Работа над ошибками:

повесть

В повести затронут широкий круг проблем из жизни школы. Через призму восприятия главного героя мы видим все события, происходящие в школе и за ее пределами. Он заинтересовал учеников одной идеей – найти рукопись, и ребята делают все, чтобы помочь своему учителю. Он видит учителей, которым не интересна их работа. Он старается увлечь детей в процесс обучения, но устоявшиеся порядки в школе не позволяют молодому педагогу раскрыть себя и свою душу для учеников.

 

avdeenko 

Авдеенко Юрий.

 

Любовь учителя истории:

повесть

Под руководством учителя истории Николая Ивановича, в школе решили организовать стенд о героически погибшем отделении, защищавшим предгорья Кавказа. Но неожиданно выяснилось, что один из бойцов был предателем. Николай Иванович по крупицам собрал историю гибели отделения и восстановил доброе имя героя.

 

 azarov

azarov-1

Азаров Юрий.

 

Не подняться тебе, старик:

роман-исследование

Эта книга художественно-публицистическое исследование о школе 1980-х годов XX века. В ней остро поднимаются вопросы, связанные со всем комплексом школьных проблем, таких, как творчество в учительском деле, личность учителя, система руководства школой. Многие страницы романа посвящены истории, поискам истоков нравственного кризиса современной школы, педагогической науки.

 

 bondarev

bondarev-1

Бондарев Юрий.

 

"Простите нас!":

рассказ

Павел Георгиевич Сафонов — известный в стране ведущий инженер одного из московских заводов, решил посетить городок своего детства. Здесь он встречается со своей учительницей математики, которая когда-то пророчила ему блестящее будущее. Многие ученики его класса стали известными людьми, но никто ни разу не навестил за эти годы одинокую учительницу. А она помнила о них всегда и следила за их успехами. "Простите нас" — это все, что смогла написать в своей телеграмме московская знаменитость своей старенькой учительнице.

 

 kaverin

kaverin-1

Каверин Вениамин.

 

Загадка:

повесть;

 

Разгадка:

рассказ

Учительница географии рассказывает о трагическом случае, который произошел в ее классе. Оказывается, она совсем не знала детей, которых учила. Учительница упрекает себя за то, что не смогла найти путь к душам этих мальчиков и девочек."...Никто не научил меня, как к ним подойти, как сделать, чтобы между нами не было загадок и не было лжи … И я поступила бы честно, если бы оставила преподавание, которое я люблю, потому что учить надо прежде всего правде, а потом уже географии или физике".

Повесть "Загадка" о том, как важно учителю быть не просто знатоком своего предмета, но и воспитателем, понять внутренний мир детей, суметь вникнуть в сущность их отношений.

В рассказе "Разгадка", случай описанный в "Загадке", описан от лица ученика, который также дает характеристику своей учительнице.

 

 vasiliev-ivan

vasiliev-ivan-1

Васильев Иван.

 

Крестьянский сын:

повесть

Это история жизни сельского учителя Николая Иванова и его поколения — детей крестьянских ставших интеллигентами. Повествование начинается с предвоенного года и доходит до наших дней. В книге — раздумья о месте в жизни, о долге перед своим народом, об ответственности за судьбу родной земли.

 

 kaufman

kaufman-1

Кауфман Бел.

 

Вверх по лестнице, ведущей вниз:

роман

Роман американской писательницы о школьниках и их учителях, детях и взрослых, о тех кто идёт против системы. Оказывается, что бюрократизм вездесущ — что в американской школе, что в нашей родной стране. Название книги стало крылатым выражением, на ее сюжет снят кинофильм, получивший три "Оскара", поставлены театральные спектакли.

С блестящим юмором писательница рассказывает о тонкостях школьной жизни, о детях, об учительском труде, о воспитании школьников, основанном на любви и понимании. "Наше будущее сидит сейчас за партами в школе. В каком-то классе, в одной из школ — нет, в каждой школе — ребят по-прежнему учит мисс Баррет. И несмотря на трудности, которые переживают школы всего мира, образование идет вперед — благодаря тысячам преданных своему делу учителей, которые упорно поднимаются вверх по нескончаемой лестнице," — такими словами автор заканчивает предисловие к книге.

 

 polonskiy

polonskiy-1

Полонский Георгий.

 

Доживём до понедельника:

киносценарий о трех днях в одной школе

"Доживем до понедельника" — это повествование о трех днях в школе. Но и этих трех дней достаточно, чтобы понять школьную действительность, сложные взаимоотношения между учениками и учителями.

Экранизирован

 sadovnikov

sadovnikov-1

Садовников Георгий.

 

Большая перемена:

кинороман

Нестор Петрович — лучший выпускник исторического факультета и подающий большие надежды молодой учёный — даже не сомневается в своём научном будущем. Поступление в аспирантуру — формальность, а единственный конкурент, сельский учитель, вызывает у всех жалость. Кто же мог подумать, что этим конкурентом окажется любимая девушка, не уступающая, к тому же, в знаниях?

Планы разрушатся один за другим, и на горизонте замаячит карьера педагога в простой вечерней школе, где большинство учеников гораздо старше самого Нестора.

Экранизирован

 simonova-1

Симонова Лия.

 

Круг:

повесть

В книге рассказывается о беспокойной жизни подростков одного из старших классов, у которых трудно складываются отношения с учителями и родителями, да и между собой они не могут найти общего языка, не умеют правильно оценивать свои поступки, что приводит к беде. Учителя у Лии Симоновой — несколько плакатные "типы": учитель сомневающийся, учитель ретроградный, учитель прогрессивный, учитель не вмешивающийся... Коллективное, даже стадное поведение школьников объясняется влиянием культа личности… Но, несмотря на веяния времени, на отчётливую "политическую" неактуальность, "Круг" не устаревает, потому что не устаревают характеры.

 

 solomko

solomko-1

Соломко Наталья.

 

Если бы я был учителем:

сборник

В книгу входят повести ("Белая лошадь — горе не мое", "Если бы я был учителем...") и рассказы о жизни современной школы, об учителях — молодых и опытных, — о заботах и радостях школьников.

 

 musatov

musatov-1

Мусатов Алексей.

 

Стожары:

повесть

Автору удалось создать прекрасный образ думающего, внимательного к детям и справедливого учителя.

 

 oseeva

oseeva-1

Осеева Валентина.

 

Васек Трубачев и его товарищи:

трилогия

Герои трилогии "Васёк Трубачёв и его товарищи" жили, учились, озорничали, дружили и ссорились несколько десятилетий назад, но тем интереснее совершить путешествие на "машине времени" и заглянуть в их мир. А также увидеть тех, кто воспитывал маленьких героев Великой Отечественной войны.

 

ОБРАЩЕНИЕ К ЮНОШАМ

Учитель — профессия мужская!

Стать учителем так же почетно, как защищать Родину.

Вас с нетерпением ждут в школах, потому что

— школа без учителя-мужчины, как неполная семья;

— дети ждут от вас примера мужского поведения;

— в школе вы можете полностью раскрыть свой творческий потенциал.

Говорят педагоги-практики:

Только педагогическая деятельность дает это ощущение полета мысли, свободы творчества. Это непередаваемые ощущения, как в пьесе, где ты играешь главную роль. (А. Ю. Чернышев)

Считаю, что моя профессия — самая лучшая и менять ее я не хочу. (А. Е. Лошаков)

Смысл жизни — в служении, и если брать земной аспект, то профессия учителя — одна из тех, кто в наибольшей мере позволяет это реализовать. Только очень важно, по-моему, осознавать, что в школе мы — не только учителя, но и ученики, по-настоящему уважать детей, и тогда наше служение может принести много пользы и добра. (А. Глозман)

Школа без мужчины все равно что неполная семья. В ней может быть и достаток, и уют, и комфорт, и тепло, но всегда будет не хватать ощущения надежности, силы, крепости, сдержанности. Воспитание будущего мужчины без мужчины — немыслимое дело. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь. (Э. Марголин)

Портретная галерея великих педагогов

pedagogi

МОЯ СУДЬБА — БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ

 gerb

Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной и по сей день.

Наверняка, каждый человек хранит в памяти образ первого учителя, помнит свой первый урок. И этому есть своё объяснение, так как педагог занимается не только обучением, но и воспитанием. Известно, что педагогика в переводе с греческого языка обозначает "вождение с детьми". Ещё в древности для обучения подрастающего поколения избирались люди, обладающие каким-либо ремеслом. В наши дни суть отбора специалистов для обучения осталась той же. Главной ценностью остаётся профессиональный уровень и знания учителя.

Учитель в своей профессиональной деятельности должен руководствоваться законами о вопросах образования, а также Конвенцией о правах ребёнка. Чтобы качественно выполнять свой труд, специалист сферы образования пользуется знаниями педагогики, психологии и физиологии. Здесь важно изучить интересы и потребности учеников и найти подход к каждому, реализовать его творческий потенциал. Умение организовать свою преподавательскую деятельность, создать методику работы, которая будет давать плодотворные результаты, — главные критерии деятельности хорошего специалиста.

Когда-то давно, когда разделения труда не существовало, учителями становились все старшие, наиболее опытные представители племени/общины. При переходе к разделению труда, учителями становились люди, практиковавшие то или иное ремесло и передававшие тот или иной навык/знание. И лишь в 18—19 веках, преподавание как официально признанная профессия стало массовым явлением в Европе и во всём мире.

Система образования предлагает широкие возможности обучения для тех, кто хочет стать учителем. Главное решить, что именно и в каком формате Вы хотите преподавать. В нашем вузе вы можете получить профессию педагога (дошкольных учреждений образования, начальных классов школы, учителя-предметника, социального педагога, практического психолога, дефектолога, преподавателя средних специальных учебных учреждений, спортивного тренера).

 

Источники: http://www.kto-kem.ru/professiya/uchitel/

 

http://www.moeobrazovanie.ru/


Дадатковая інфармацыя