Эффективность инновационных форм обучения студентов педагогике

Эффективность инновационных форм обучения студентов педагогике

 

"Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай мне сделать – и я пойму."

                      Конфуций

Известно, что при традиционном обучении та или иная форма имеет различную эффективность. Наглядно это отображается представленной на рисунке так называемой «Пирамидой познания» по Дж. Мартину, где проценты указывают объём учебного материала, который усваивают, запоминают обучающиеся. 

29-1-8

Как видно из рисунка, самая эффективная форма организации обучения подразумевает такую степень усвоения учебного материала, при которой обучающийся может научить содержанию другого, а это уже, как нетрудно видеть, переход к преподавательской учебной деятельности в учебном формате. Видимо, был прав философ и педагог М. Монтень, который писал: «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем научиться самому». 

Нетрадиционное занятие несет в себе элементы нового, рассчитано на совместную взаимообогащающую работу преподавателя и учащегося.

 

В частности, на занятиях по педагогике студенты 2 курса физико-инженерного факультета специальности «Компьютерная физика. Компьютерное моделирование физических процессов» изучали систему образования Республики Беларусь и выявляли пути ее совершенствования во время проведения пресс-конференции.

 

Для справки, пресс-конференция в учебно-воспитательном процессе вуза – это деловая ролевая игра, в которой ее участники выполняют роли, аналогичные тем, которые реализуют специалисты, служащие во время реальной пресс-конференции, т.е. обсуждают и решают определенные вопросы в присутствии представителей средств массовой информации.

 Цель пресс-конференции: включить студентов в активное изучение системы образования Республики Беларусь, особенностей ее образовательных учреждений, стимулировать ценностное отношение к тенденциям ее развития и проблемам, ждущим своего разрешения.

Студенты разделились на две группы.

В одну вошли «министр образования», два-три его «заместителя», «ректоры» вузов, «директора» общеобразовательных школ, гимназий. Стратегия их поведения состояла в анализе вопросов представителей прессы, конструировании ответов-высказываний, отражающих установки правительства, ориентированные на обеспечение престижности и качество образования в обществе, приоритеты образования для государства.

В другую группу вошли все остальные студенты, которые выступали в качестве корреспондентов различных газет и журналов, представляющих интересы своих подписчиков, то есть граждан Республики Беларусь. 

Стратегия их поведения – «подталкивать» государство, правительство к реализации его деклараций в сфере образования; создавать представительные общественные организации, ориентированные на решение тех или иных неотложных для общества проблем; разрабатывать технологии обучения и воспитания, обеспечивающие каждому обучающемуся возможности достойной самореализации.

Проблемное поле пресс-конференции

    • Реформа общей средней школы.
    • Анализ реальных возможностей в обучении учащихся городских и сельских школ.
    • Десятибалльная шкала оценки знаний.
    • Организация и проведение в Республике Беларусь централизованного тестирования.
    • Многоступенчатая система высшего образования.
    • Репетиторство как механизм подготовки к поступлению в вуз.
    • Возможности получения образования и стажировки за рубежом.       


 

В качестве домашнего задания ребята поразмышляли над проблемами школы будущего. 

Школа будущего – это:

ü  школа, оснащенная по последнему слову техники;

ü  школа, где ребенку уютно, комфортно, где он ощущает себя успешным человеком;

ü  школа, непременным атрибутом которой являются общение и мышление;

ü  школа, где учитель как профессионал своего дела способен раскрыть Личность каждого ученика;

ü  это маленькая жизнь, она должна развивать те способности, которые пригодятся в большой жизни и т. д.

Студенты определили принципы педагогики в школе будущего: 

1. Переход к учебным процессам, основанным на сотрудничестве учеников. 

2. Акцент на самостоятельной позиции учащегося в образовании, в том числе в планировании совместно с учителями изучаемого содержания и учебного процесса.

3. Обучение в виртуальных средах (онлайн курсы, удаленные лекции и т. д).

4. Обучение на практике в реальных жизненных ситуациях.

5. Обучение строится вокруг решения реальных жизненных проблем, а не вокруг академических предметов.

А на последнем занятии посвящённому самосовершенствованию личности студенты выявили пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности.

И как итог, в своих пожеланиях к Новому 2018 году обучающиеся заложили программу самовоспитания.

 

Правила способствующие самовоспитанию (по А.И. Кочетову) 

Пять “надо” 

1. Всегда помогать родителям. 

2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно. 

3. Быть честным. 

4. Подчинять личные интересы коллективным. 

5. Всегда и всюду проявлять добросовестность. 

Пять “можно” 

1. Веселиться и отдыхать, когда работа сделана на “отлично”. 

2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам. 

3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится! 

4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся. 

5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам. 

Это нужно тебе самому 

1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь. 

2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо 

относиться, если ты к другим хорошо относишься. 

4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

Этого делать нельзя 

1. Учиться без старания, лениво и безответственно. 

2. Нарушать правила общения. 

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. 

4. Проходить мимо, когда нужна твоя помощь. 

5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком. 

Пять “хорошо” 

1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам). 

2. Планировать каждый свой день. 

3. Оценивать свои поступки. 

4. Сначала думать, а потом делать. 

5. Браться вначале за самые трудные дела.

Общим итогом студенты определили комплекс приоритетных направлений в самовоспитании: 

– формирование высокоуровневого общего образования;

– воспитание уважения к другим людям, их чувствам, поступкам, мнению; 

– систематические занятия спортом, формирование положительного отношения к нему; 

– получение специальных навыков в области прикладной психологии и психологии общения. 

Таким образом, нетрадиционное или в ряде источников инновационное занятие по педагогике предполагает введение элементов не использовавшихся ранее, наиболее распространенным является элемент игровой деятельности. Очень важно, что в ходе игры, обучающиеся не только закрепляют и обобщают материал, но и сами принимают активное участие в ходе занятия, сотрудничают друг с другом, с преподавателем и т. д.

 

Е.С. Астрейко, доцент кафедры педагогики и психологии 

 

Дополнительная информация