Онлайн лекция с Навоийским государственным педагогическим институтом «Психологические особенности зрелого возраста»
- Подробности
- Опубликовано 22.11.2019 11:26
15 ноября 2019 года, согласно международному договору о совместном сотрудничестве в научной и образовательной сферах, была прочитана онлайн-лекция для магистрантов и студентов 3 курса факультета дошкольного и начального образования Ашраповым Равилем Рамзаевичем – старшим преподавателем кафедры общей педагогики и психологии Навоийского государственного педагогического института (Республика Узбекистан).
Онлайн-лекция учебной дисциплины «Возрастная психология» была посвящена изучению психологических особенностей людей зрелого возраста. Лекция проходила в формате видеоконференцсвязи, во время которой можно было общаться по скайпу.
Основные вопросы:
- Молодость. Взрослость. Зрелость.
- Проблема периодизации взрослости.
- Психология взрослости.
- Кризисы взрослости и развитие личности.
Лекцию Равиль Рамзаевич начал с задачи-головоломки. Несмотря на то, что каждый из присутствующих загадал своё число от 1 до 9, ответ у всех получился одинаковый.
Очень подробно лектор остановился на понятиях «молодость» и «зрелость», выявил признаки зрелой личности, привёл различные возрастные периодизация (по Пифагору, по Д. Б Эльконину, древнюю китайскую классификацию).
По мнению Р.Р.Ашрапова, развитие личности зрелого возраста, требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения – как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.
Выдающиеся ученые и деятели искусства сохраняли высокую работоспособность не только в пожилом, но и в старческом возрасте.
Равиль Рамзаевич привёл интересные факты о творческом долголетии. Так, после 70 лет успешно работали многие известные ученые – Г.Галилей, Им. Кант, П.Ламарк, К.Лаплас, М.Эйлер и др.
А.Гумбольдт писал «Космос» с 76 до 89 лет, И.П.Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» – в 77 лет (а всего Иван Петрович прожил 87 лет). Среди писателей и поэтов высоким творческим потенциалом в поздние годы жизни отличались: Гюго Виктор Мари – французский писатель (1802–1885); Вольтер (настоящее имя Мари Франсуа Ариэ) – французский писатель и философ-просветитель (1694–1778); Бунин Иван Алексеевич – русский писатель (1870–1953, лауреат Нобелевской премии, 1933); Шоу Джордж Бернард – английский писатель (1856–1950); Гете Иоганн Вольфганг – немецкий писатель, мыслитель и естествоиспытатель (1749–1832); Толстой Лев Николаевич – русский писатель, граф, член-корреспондент Петербургской АН (1828–1910) – написал в 71 год «Воскресение», в 72 – «Живой труп», а в 76 лет – «Хаджи Мурат».
В заключении онлайн-лекции присутствующим, предстояло ответить на вопросы анкеты для изучения изменения ценностных ориентаций, и тест на определение степени взрослости (самостоятельности). Тест вызвал особое оживление у студентов и помог определить, насколько студенты и магистранты способны принимать ответственные решения. Есть люди настолько нерешительные, что пытаются свои проблемы свалить на других.
Магистранты и студенты, и с нашей и с узбекской стороны, активно отвечали на поставленные лектором вопросы, выделили социальные ситуации развития людей зрелого возраста: готовность к выходу на пенсию, адаптация к новому социальному статусу, поиск новых форм занятости. В качестве ведущей деятельности пожилых людей определили профессиональную деятельность в адаптированных формах, структуризацию и передачу жизненного опыта, хобби.
В заключение лекции присутствующие отметили, что современные информационно-компьютерные технологии позволяют общаться на расстоянии, задавать вопросы, дистанционно «высказывать» оценки позиций. Высказали Равилю Рамзаевичу, представителям отделов международной связи, информационных технологий и инновационной деятельности слова благодарности за предоставленную возможность познакомиться с опытом подготовки будущих педагогов в Республике Узбекистан и надеются на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Е.С. Астрейко, доцент кафедры педагогики и психологии