КРУГЛЫЙ СТОЛ «ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
- Подробности
- Опубликовано 03.12.2025 07:02
Под руководством старшего преподавателя кафедры психологии и социальной педагогики И.А. Карпович 1 декабря 2025 года был проведен круглый стол на тему «Деонтологическая готовность педагога дошкольного образования».
Ирина Александровна отметила, что профессия педагога – это не только знание предмета, но и ежедневный труд души, требующий высокого уровня осознанности и ответственности.
Деонтологическая готовность педагога дошкольного образования – это сложное личностное образование, интегрирующее знания, убеждения, установки и практические умения, которые позволяют педагогу осознанно и ответственно выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с этическими нормами. Сформированность данной готовности позволяет педагогу повысить осознанность выполнения профессионального долга и предупреждать проявления ненормативного поведения в системе «педагог–ребёнок».
Своё мнение о необходимости формирования деонтологической готовности педагога дошкольного образования высказали студенты заочного отделения 4 курса 1 группы специальности «Дошкольное образование».
Е.Н. Высоцкая считает, что необходимо формировать деонтологическую готовность всех работников системы образования, начиная с воспитателей дошкольных учреждений, учителей общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей и преподавателей высших учебных заведений.
Д.А. Максименко указал на важность того, что педагогическая деонтология представляет собой жизненно важную научную дисциплину, призванную быть моральным компасом для каждого педагога и способствовать гуманизации образовательного пространства.
А.В. Домненко акцентировала внимание на том, что профессиональное поведение воспитателя в системе «педагог–педагог» – это синергия уважения, сотрудничества и общей ответственности за качество образования.
А.Ю. Никитина считает, что деонтологическое общение между педагогами – важнейший элемент успешной работы образовательного учреждения. Оно способствует повышению качества обучения, созданию благоприятного психологического климата и профессиональному росту сотрудников. Соблюдение этических норм и развитие культуры взаимодействия должны стать приоритетом для современной педагогической среды.
Е.Н. Карабец отметила, что эффективное взаимодействие внутри педагогического сообщества оказывает непосредственное влияние на удовлетворенность работой сотрудников и общую эффективность учреждения образования.
По мнению А.А. Рогожниковой, именно в дошкольном возрасте авторитет воспитателя является абсолютным, и его моральный облик напрямую влияет на формирование характера ребенка. Деонтологическая готовность выступает не просто как набор правил, а как внутренняя установка педагога на соблюдение морально-этических норм в своей профессиональной деятельности.
Ю.Г. Шаменок пояснила, что в современном мире возникают значительные перемены во всех сферах социальной и духовной жизни. Большую значимость играет деонтологическая культура специалиста, которая включает в себя профессиональную этику поведения, процесс преобразования и становления личности, развитие ее духовной, эмоциональной, интеллектуальной, физической и других сфер жизни.
С.Г. Теремецкая считает, что педагог должен проявлять уважение к родителям воспитанника, независимо от его социального статуса, образования, материального положения или семейной ситуации.
Т.В. Засенкова отметила, что деонтологическая готовность педагогов дошкольного образования при работе с родителями – это комплексное профессиональное качество, которое становится ключевым фактором успешного построения партнерских отношений «педагог–ребенок–родитель».
По мнению Т.С. Дубровской, необходимо стремиться к партнерству, а не к наставничеству, воспринимать родителя как равноправного субъекта образовательного процесса («Мы с вами одна команда ради ребенка»).
Е.Д. Сивакова считает, что хороший педагог знает, что, помогая родителю понять своего ребенка, он помогает и ребенку, и родителю, и самому себе.
Е.А. Глевкая предположила, что профессия воспитателя, относящаяся к системе «человек–человек», оказывает влияние на внутренний мир человека, формирует его личностные качества, создаёт условия для развития природных задатков.
В.А. Суханова отметила, что педагогическая деонтология формирует личность воспитанника. Педагог – ключевая ролевая модель для ребенка. От воспитателя во многом зависят самооценка, мотивация и нравственные ориентиры малыша.
Воспитатель второй младшей группы М.И. Ашарчук считает, что деонтологическая готовность приобретает особое значение для воспитателя, так как его должное поведение, основанное на любви, уважении, терпении и профессионализме, становится для ребенка моделью человеческих отношений и закладывает фундамент его будущей личности.
По мнению А.А. Дёминой, деонтологическая готовность педагога в работе с детьми средней группы заключается в осознании своей ответственности за психологическое благополучие ранимых и эмоционально зависимых от оценок взрослого детей. Её специфика проявляется в практической реализации долга через создание безопасной среды, уважение к формирующейся личности и проявление справедливости, терпения и эмпатии.
Е.Я. Рожко отметила, что деонтологическая готовность педагога к разрешению конфликтных ситуаций является важным аспектом его профессиональной деятельности и способствует созданию безопасной и поддерживающей образовательной среды для детей.
Е.С. Соенкова пояснила, что деонтологическая готовность воспитателя, понимаемая как готовность к этически выверенному, ответственному и профессиональному поведению, является ключевым условием создания благоприятной развивающей среды и становления личности ребенка дошкольного возраста.
По мнению А.А. Рагалевич, деонтологическая готовность педагога дошкольного образования в старшей группе – это краеугольный камень его профессии, заключающийся в моральной ответственности за сохранение психологического благополучия и индивидуальности ребёнка на этапе перехода к школьному обучению.
А.А. Кулачок отметила, что деонтологическая готовность педагога в интегрированной группе обучения и воспитания детей 4-5 лет – это не просто «следование правилам», а внутренняя позиция, основанная на гуманизме, уважении и глубоком профессиональном убеждении, что все дети без исключения имеют право на качественное образование и счастливое детство в поддерживающей и принимающей среде.
Л.В. Мяленкова пояснила, что деонтологическая готовность воспитателя дошкольного образования к взаимодействию с администрацией является неотъемлемым компонентом его профессионального мастерства. Она строится на прочном фундаменте этических знаний, гуманистических ценностных ориентаций и практических навыков конструктивного общения. Сформированность этой готовности позволяет создать гармоничную рабочую атмосферу дошкольного учреждения образования, что в конечном итоге способствует достижению главной цели – благополучию и всестороннему развитию каждого ребенка.
По окончании мероприятия И.А. Карпович поблагодарила педагогов за участие в тематическом круглом столе и отметила, что деонтологическая готовность – это не статичный набор правил, а внутренний компас педагога, который позволяет ему ориентироваться в сложном море профессиональных взаимоотношений и оставаться верным высшему смыслу своей профессии.
