Каталог дисциплин
- Подробности
-
Опубликовано 16.11.2022 05:30
Перечень дисциплин на 2022/2023 учебный год
кафедры белорусской и русской филологии
Образовательные стандарты высшего образования 1 ступени 2021
Античная литература
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)
Компонент учреждения высшего образования: модуль «Мировой литературный процесс – 1»
|
Краткое содержание |
Введение. Термин и понятие «античная литература». Историческое и художественное значение античной литературы. Античная мифология. Миф как историко-культурная категория. Развитие греческой мифологии. Архаический период античной литературы. Гомеровский героический эпос. Дидактический эпос Гесиода. Лирика архаического периода. Классический период развития древнегреческой литературы. Античная драма. Происхождение древнегреческого театра. Трагедии Эсхила. Трагедии Софокла и Еврипида. Древнегреческая аттическая комедия. Творчество Аристофана. Греческая проза и теория литературы. «Поэтика» Аристотеля. Эллинистический период развития греческой литературы. Александрия. Культура эллинизма. Александрийская поэзия. Афины – центр философии. Сатира Лукиана. Античный роман. Греческая литература периода римского владычества. Римская литература. Театр. Римская комедия. Литература последнего века республики. Творчество Лукреция. Римский александризм. Литература «века Августа». Творчество Вергилия. «Золотой век» римской литературы. Гораций и Овидий. «Серебряный век» римской литературы. «Сатирикон» Петрония, басни Федра. Литература упадка империи. «Золотой осел» Апулея
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Базовые профессиональные компетенции: характеризовать особенности развития античной литературы на разных этапах, учитывая закономерности литературного процесса Античности как целостного явления
|
Пререквизиты |
Введение в литературоведение
|
Трудоемкость |
3 зачётные единицы, 100 академических часов (50 аудиторных, 14 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
1 семестр: коллоквиум, контрольный срез, экзамен
|
Белорусский язык
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность:1-01 02 01 Начальное образование
Государственный компонент: модуль «Теоретические основы начального языкового образования»
|
Краткое содержание |
Беларуская нацыянальная мова, яе формы. Фанетыка. Арфаэпія. Графіка і арфаграфія. Лексікалогія. Фразеалогія. Лексікаграфія. Марфеміка. Словаўтварэнне. Марфалогія. Сінтаксіс. Пунктуацыя.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Базовые профессиональные компетенции: Здзяйсняць камунікацыі ў вуснай і пісьмовай формах на дзяржаўных і замежных мовах для рашэння задач прафесійнага, міжасабовага і міжкультурнага ўзаемадзеяння. Тлумачыць моўныя факты рускай і беларускай моў, адрозненні фанетычнай, лексічнай і граматычнай сістэм рускай і беларускай моў
|
Пререквизиты |
Русский язык
|
Трудоемкость |
12 зачетные единицы, 416 академических часа (240 аудиторных, 104 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
1 семестр: диктант, контрольная работа, экзамен;
3 семестр: коллоквиум, контрольная работа, экзамен;
4 семестр: контрольная работа, диктант, зачёт;
5 семестр: контрольная работа, диктант, зачёт.
|
Введение в литературоведение
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)
Компонент учреждения высшего образования: модуль «Введение в дисциплины специальности»
|
Краткое содержание |
Введение. Литературоведение как наука о художественной литературе. Художественная литература как форма общественного сознания. Художественный образ и его свойства. Деталь. Проблема условности в литературе. Категория формы и содержания литературного произведения. Тема, проблема, идея литературного произведения. Сюжет и фабула. Конфликт и коллизия. Композиция как «мирообразующий принцип» (Д.Д. Благой). Язык – «первоэлемент» литературы. Теория стихосложения. Родово-жанровое деление художественной литературы. Понятие о художественном методе. Понятие литературно-художественного стиля.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Базовые профессиональные компетенции: Осуществлять анализ, систематизацию и классификацию базовых литературоведческих понятий и фактов
|
Пререквизиты |
Русская литература
|
Трудоемкость |
3 зачётные единицы, 100 академических часов (48 аудиторных, 16 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
1 семестр: коллоквиум, контрольный срез, экзамен
|
Введение в славянскую филологию
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)
Компонент учреждения высшего образования: модуль «Введение в дисциплины специальности»
|
Краткое содержание |
Славянская филология как наука. Славяне и славянские языки в современном мире. Славяне в древности. Праславянский язык и родство славянских языков. Славянская письменность и палеография. Славянские литературные языки. Из истории славянской филологии. Славистика на современном этапе.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Базовые профессиональные компетенции: Применять знания об истории происхождения славян, славянских языков и славянской палеографии, характеризовать современные славянские языки
|
Пререквизиты |
Русский язык
|
Трудоемкость |
3 зачётные единицы, 90 академических часов (48 аудиторных, 42 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
1 семестр: подготовка рефератов, контрольный срез, зачёт
|
Образовательные стандарты высшего образования 1 ступени 2013, 2018
Образовательные стандарты высшего образования 1 ступени 2013, 2018
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
|
Краткое содержание |
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
|
Пререквизиты |
|
Трудоемкость |
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
|
Секреты счастья
- Подробности
-
Опубликовано 16.05.2019 13:04
Секрет счастья — в умении радоваться
СЧАСТЬЕ НЕ ЗАВИСИТ ОТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ОНО САМОЦЕННО
Работа мечты, финансовое благополучие, идеальные отношения — это только обстоятельства, и они не сделают нас счастливым. Новый гаджет, красивое платье или дизайнерская сумка — эти вещи со временем потеряют свою актуальность и перестанут приносить нам прежнюю радость. Счастье следует искать не среди материальных ценностей, а заглянув в себя.
СЧАСТЬЕ — ЭТО ВЫБОР
Пусть эта истина не нова, но только мы сами можем сделать себя счастливыми. Человеку всегда хочется того, чего у него нет, и он часто получает не то, что хотел бы. Но это жизнь, и ее нельзя изменить. Впрочем, совсем необязательно чувствовать себя из-за этого несчастными — вот это как раз целиком и полностью наш выбор. Если мы потерпим неудачу на работе, мы можем ополчиться на весь мир. А можем признать, что такое случается, от нелепостей судьбы никто не застрахован, и спокойно жить дальше. В первом случае мы превращаем разочарование в несчастье и не расстаемся с ним ни на секунду. А во втором заставляем разочарование исчезнуть, а улыбку — вернуться.
СЛИШКОМ МНОГО СОЛНЦА И РАЙСКИЙ САД ПРЕВРАТИТ В ПУСТЫНЮ
Глупо полагать, что наша жизнь может быть чередой замечательных событий. И настолько же глупо натягивать улыбку и делать вид, что ничего не произошло. В нашей жизни всегда будут неприятности, и мы не должны притворяться, словно их никогда не было. Отрицать такие эмоции, как раздражение и разочарование, противоестественно. Примите их, но не позволяйте им расти. Помните, слишком много солнечного света иссушает землю, а слишком много дождя вызывает наводнение.
МЕЖДУ СЧАСТЬЕМ И РАДОСТЬЮ ОГРОМНАЯ РАЗНИЦА
Когда случается что-то замечательное, многие называют счастьем то чувство, которое возникает в ответ. Но это только радость. Она длится недолго и больше похожа на вспышку. Она прекрасна, и жизнь без нее была бы совсем другой. Что касается счастья, то оно длится долго. Нас заполняет приятное ощущение, которое не уходит, даже если случаются какие-то мелкие жизненные неприятности. Счастье — это огонь, который поддерживает в нас любовь к жизни.
ОСОЗНАВАЙТЕ СВОИ ЧУВСТВА
Научитесь понимать природу собственных чувств: задумайтесь, почему вы расстроены. Раздражены? Рассержены? А также не забывайте, что это всего лишь чувства, которые могут выйти из-под контроля, если их подпитывать и заострять на них свое внимание. Осознайте их, примите, а затем поставьте в ряд с прочими эмоциями — не давайте им подчинить вас. Кроме того, учитесь радоваться, не чувствуя себя обязанными и виноватыми. Немного работы над собой, медитации — и счастье теплым потоком наполнит вас до самых кончиков пальцев.