Зимняя школа в Санкт-Петербурге
- Подробности
- Опубликовано 21.02.2025 08:31
С 10 по 15 февраля 2025 года Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга при содействии Россотрудничества реализовал программу для соотечественников, проживающих за рубежом – курсы повышения квалификации для преподавателей русского языка и литературы старшей школы. Образовательная программа подготовлена сотрудниками одного из ведущих профильных заведений Российской Федерации – Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского».
Участниками «Зимней школы» в 2025 году стали более 40 преподавателей русского языка и русской литературы из Беларуси, Абхазии, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Южной Осетии и Швеции. Наш университет в образовательной программе был представлен заведующим кафедрой белорусской и русской филологии Т.Н. Чечко.
Церемония открытия программы состоялась 10 февраля, в день памяти А.С. Пушкина, в торжественной обстановке Каменноостровского дворца (Академии талантов). В приветственном слове Сергей Леонидович Марков, первый заместитель председателя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, отметил, что питерская школа славится уникальными методиками преподавания русского языка и стратегиями постижения сокровенных смыслов классической литературы, чем и готовы поделиться преподаватели-филологи, а диалог учителей, преподавателей, ученых – всегда взаимообогащающий полилог культур.
Экскурсия по Санкт-Петербургу началась прямо у Каменноостровского дворца, который в золотую эпоху своей истории посещал А.С. Пушкин, где жил композитор и пианист А.Г. Рубинштейн. Обзорный маршрут по городу проходил по гранитным изгибам Невы, по набережным и главным артериям города прямиком к его сердцу – набережной реки Мойки, 12. Здесь минутой молчания преподаватели русского языка и литературы почтили память великого поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Сам город на Неве с его улицами и зданиями – хранителями исторической и культурной памяти – является источником вдохновения. Конечно же, Институт русской литературы российской Академии наук (ИРЛИ РАН или Пушкинский Дом) – знаковое место для преподавателей русского языка и литературы. Здесь мы увидели рукописи великих писателей И.А. Крылова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.В. Набокова.
Экспозиция «Писательского дома» на Малой Конюшенной улице, где в тридцатые годы прошлого века жили знаменитые писатели Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Юрий Герман, окунула нас в атмосферу Петербурга литературного. Театральный Петербург встречал гостей города постановкой пьесы «Без вины виноватые» Александра Островского в Молодежном театре на Фонтанке.
Вдохновить, поддержать интерес к изучению и преподаванию русского языка, русской литературы и культуры, предложить методические приемы освоения лексического богатства и грамматики русского языка, а также современные и актуальные интерпретации русской классики – задачи, с которыми ученые, преподаватели, учителя справились блестяще.
Лучшие педагоги Санкт-Петербурга провели теоретические и практические занятия, поделились педагогическими новинками в области русской филологии. И.А. Шерстобитова, к. пед. н., зав. кафедрой филологического образования СПб АППО, осветила современные тенденции развития филологического образования в петербургской школе и представила опыт работы с креолизованным текстом в формате «PRO и CONTRA». С.В. Федоров, к. пед. н., доцент кафедры филологического образования СПб АППО, комплексно охарактеризовал герменевтические стратегии анализа текста как путь к современному читателю, представил методические способы расширения пространства урока русской литературы. Н.М. Свирина, д. пед. н., профессор кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО, ознакомила слушателей с новинками литературы и представила свой методический путь к ученику на материале русской литературы Серебряного века. Многочисленные круглые столы были посвящены вопросам формирования гражданских ценностей молодёжи с помощью классической литературы; презентации педагогических технологий, стимулирующих познавательную активность обучающихся на уроках русского языка и литературы. Кроме того, мы приняли участие в лингвистических викторинах и фонетическом практикуме «Говорим по-русски правильно», грамматических играх, семинарах и мастер-классах от петербургских методистов и учителей – победителей в профессиональных конкурсах регионального и всероссийского уровня.
Символично, что открытие курсов в 2025 году состоялось в день памяти А.С. Пушкина, главным качеством которого по словам Ф.М. Достоевского была «всемирная отзывчивость», то есть способность воспринимать чужую культуру как часть собственной. «Курсы всегда проходят в режиме профессионального диалога, обмена опытом и лучшими практиками, и в этом проявляется их пушкинский и петербургский характер», – отметила Ирина Анатольевна Шерстобитова.
В рамках круглого стола слушателям была предоставлена возможность поделиться своими педагогическими новациями в преподавании русского языка и литературы. От МГПУ им. И.П. Шамякина был представлен опыт реализации драмогерменевтической технологии «О Слове Преображенном и Слове Преображающем». Особый интерес у слушателей вызвали содержание образовательного проекта «Я пишу Кодекс Учительского Сердца», способ трансляции компонентов региональной культуры (проект «Spadchyna»), презентация межкультурного полилога эпох («Поэтический диалог: Gold & Silber»). В основу драмогерменевтической технологии положена филологическая герменевтика, т.е. опыт реализации герменевтических стратегий трактовки художественного текста, которыми занимаются питерские ученые. Эти педагогические находки вызвали взаимный интерес, достигнута договоренность о дальнейшем сотрудничестве.
Эрмитаж, музей-квартира А.С. Пушкина, музей Ф.М. Достоевского, Пушкинский Дом, образовательная программа Зимней школы, легендарные дворцы Питера, интеллигентные петербуржцы навсегда оставили неизгладимый след в наших сердцах!
Выражаем искреннюю благодарность представительству Россотрудничества в Республике Беларусь за уникальную возможность стать участником культурно-образовательной программы «Актуальные методики и эффективные практики преподавания русского как неродного» в Санкт-Петербурге.
Т.Н. Чечко, заведующий кафедрой
белорусской и русской филологии