Круглый стол «Россия и Беларусь: педагогическая диагностика дисфункциональной семьи»
- Подробности
- Опубликовано 29.01.2021 07:53
22 января 2021 г. преподаватели и магистранты кафедры педагогики и психологии приняли участие в научно-практическом международном Круглом столе: «Россия и Беларусь: педагогическая диагностика дисфункциональной семьи».
Организатор – кафедра педагогики психологии семейного образования (Институт «Педагогики и психологии» Московского педагогического государственного университета).
Форма работы Круглого стола: дистанционная.
Основные вопросы для обсуждения:
1. Основные характеристики дисфункциональной семьи.
2. Дисфункциональная семья: среда формирования социально-проблемной личности.
4. «Ресурсность» дисфункциональной семьи.
5. Теория и практика работы с дисфункциональной семьёй.
Модераторами Круглого стола выступили представители кафедры педагогики и психологии семейного образования Института Педагогики и психологии МПГУ – заведующий кафедры, профессор Елена Николаевна Приступа и доцент Анна Ивановна Щербина.
С приветственным словом выступила директор Института педагогики и психологии, профессор Татьяна Николаевна Сахарова с обозначением значимости и практико-ориентированности рассматриваемых вопросов, поддержав участников круглого стола из России, Беларуси и Казахстана.
Особую значимость научно-практического международного Круглого стола «Россия и Беларусь: педагогическая диагностика дисфункциональной семьи» отметила начальник Управления непрерывного педагогического образования, кандидат педагогических наук Ольга Ивановна Байдарова и ее заместитель, кандидат психологических наук Светлана Валентиновна Сергунина. Большую роль Ольга Ивановна отвела ранней профилактике семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства.
О вопросах семейной политики в Республике Беларусь выступила Стреленко Анна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Витебского государственного университета им.П.М.Машерова.
Сето Елена Владимировна, заместитель директора по основной деятельности Витебского областного социально-педагогического центра, обозначила место социально-педагогических центров в системе межведомственного взаимодействия государственных органов, государственных и иных организаций по защите прав и законных интересов детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях (из опыта работы Витебской области Республики Беларусь).
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития представила Селезнева Ирина Николаевна, старший преподаватель государственного учреждения дополнительного образования взрослых “Витебский областной институт развития образования”.
Морозюк Светлана Николаевна, доктор психологических наук, профессор Институт педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», и Кузнецова Елена Сергеевна, кандидат психологических наук, ведущий специалист контентного отдела Издательский дом «Первое сентября», выделили патогенную рефлексию матери как фактор неблагополучия в детско-родительских отношениях.
Описала опыт работы семейного центра Москвы с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации в трудной жизненной ситуации Шапошникова Татьяна Дмитриевна, кандидат педагогических наук, заведующая Отделением дневного пребывания детей и подростков ГБУ города Москвы Центр социальной помощи семье и детям «Журавушка».
Программный директор БФ «Таганский детский фонд» Борзов Сергей Петрович рассказал об организации исследования семейной ситуации с целью разработки плана мероприятий по восстановлению способности семьи справляться с кризисом. Основной девиз – «Территория семьи – территория сотрудничества».
Понятие «семья» означает совместное проживание людей, которые ведут совместное хозяйство, имеют эмоциональные связи и детей. А у понятия «дисфункциональная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: неблагополучная семья, деструктивная семья, семьи группы риска, негармоничная семья.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как сопровождать семью, как с ней взаимодействовать субъектам социально-педагогического сопровождения. Многое зависит от интуиции, мастерства специалиста, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств оказания помощи и поддержки семье, родителям и детям.
Доцент кафедры педагогики и психологии, Е.С. Астрейко