УЧИТЕЛЯМИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ НЕ РОЖДАЮТСЯ, А СТАНОВЯТСЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ШКОЛЕ
- Подробности
- Опубликовано 06.10.2016 07:58
В соответствии с типовым учебным планом подготовки будущих учителей трудового обучения (технического труда) студенты 3 и 5 курсов технолого-биологического факультета (специальности: «Технический труд и предпринимательство» и «Технология (технический труд). Физика») были направлены на педагогическую практику (с 12.09.16 по 23.10.16) в средние общеобразовательные школы г. Мозыря.
УЧИТЕЛЯМИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ НЕ РОЖДАЮТСЯ,
А СТАНОВЯТСЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ШКОЛЕ
Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Анри Барбюс
В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки трудового обучения помогают решить эту проблему.
В соответствии с типовым учебным планом подготовки будущих учителей трудового обучения (технического труда) студенты 3 и 5 курсов технолого-биологического факультета (специальности: «Технический труд и предпринимательство» и «Технология (технический труд). Физика») были направлены на педагогическую практику (с 12.09.16 по 23.10.16) в средние общеобразовательные школы г. Мозыря.
Цель профессиональной деятельности учителя трудового обучения: развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности, подготовленной к самостоятельной трудовой деятельности. Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;
-использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;
-вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
-раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
-привить навыки: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;
-формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через учебную и внеучебную деятельность;
Для прохождения практики были выбраны лучшие школы №№1, 9, 11, 13, 14 и др., в которых работают учителя технического труда с высоким уровнем профессионально-педагогической подготовки: Гринько И.М., Гуревич Е.М., Кирикович А.И., Назарчук В.Ф. и др.
Организация учебно-воспитательного процесса учителем трудового обучения должна осуществляться в рамках личностно-ориентированного подхода, предполагающего:
- оптимистический подход к ученику и его будущему, стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала и умение максимально стимулировать это развитие им же самим;
- отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению (как это чаще всего бывает), а добровольно, по собственному желанию, при этом ещё проявлять и активность;
- опора на личностный смысл и интересы (социальные и познавательные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Руководят практикой студентов в школе опытные методисты нашего университета: Астрейко С.Я., Редькин В.П., Астрейко Е.С., Кулак Г.В., Юдицкий В.А. и др.
В своей профессиональной деятельности учитель трудового обучения должен учитывать образовательные потребности учеников следующим образом: включать материал развивающего и опережающего характера; проводить индивидуальную работу, организовывать индивидуально-групповые занятия; отдавать предпочтение дифференцированному обучению, что позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему.
На всех этапах уроков трудового обучения необходимо давать разноуровневые задания. В ходе занятия ни один ребенок не должен оставаться без дела, а постоянно стремиться к самореализации под умелым педагогическим руководством учителя. Работа должна проводиться не только по учебнику, но с использованием дополнительной литературы, карточек с заданиями, наглядного материала (плакатов, опорных схем-таблиц, графической и технологической документации).
После ознакомительной недели все студенты активно приступили к проведению уроков в школьных учебных мастерских и кабинетах физики, занялись воспитательной работой и подготовкой различных внеклассных мероприятий.
Учитель трудового обучения должен уметь отвечать на следующие основные учебно-методические вопросы:
1. Как активизировать деятельность учащихся?
2. Как сделать процесс трудового обучения радостным?
3. Как привить желание учащимся узнавать больше и овладевать новыми умениями и навыками?
Очень важно для эффективного трудового обучения учащихся использование межпредметных связей, что способствует более глубокому освоению изучаемого материала путём систематизации ранее полученных знаний, формирования целостного взгляда на предметы и явления.
Особого внимания заслуживают уроки с использованием информационных компьютерных технологий, которые значительно повышают эффективность учебного процесса. Такие уроки всегда вызывают большой интерес у современного ученика, повышают мотивацию к изучению предмета. Использование компьютера с доступом в сеть интернет расширяет возможности при поиске дополнительного материала к урокам, подготовке методических, раздаточных, контрольно-измерительных материалов.
Уже появились первые успехи у студентов, которые старательно готовятся к выполнению своих обязанностей. Это подтверждается предлагаемыми здесь фотоснимками, на которых отражены конкретные факты из жизни школы и участие студентов в данном процессе.
В настоящее время акцентируется также внимание на практикоориентированной направленности трудового обучения. В зависимости от темы и целей урока учителя трудового обучения выбирают оптимальные формы проведения занятий, практикуя следующие уроки: урок-исследование, урок-игра, урок-конференция, урок-диспут, урок-практикум, урок-зачет и др. При этом организуется коллективно-творческая деятельность в парах, в звеньях или в группах. Это позволяет разнообразить уроки, создавать ситуацию успеха, мотивировать учащихся на эффективное овладение новыми знаниями.
Значительное место в школьных учебных мастерских отводиться также формированию у учеников бережного отношения к материалам, инструментам, приспособлениям и учебному оборудованию, стремлению к поиску рациональных путей выполнения практических заданий и способов обработки материалов, соблюдению правил организации учебного места и безопасной работы. Всё это помогает учителю содержательно и интересно организовывать учебно-воспитательный процесс на учебных и внеучебных занятиях по трудовому обучению.