ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
- Подробности
- Опубликовано 14.10.2015 11:53
На современном этапе одной из ведущих идей в образовательном пространстве многих стран является идея инклюзивного образования , чему посвящаются сегодня научно-теоретические и методические разработки, осуществляемые в рамках международных проектов. В разработке одного из таких проектов участвуют и преподаватели Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина наряду с преподавателями вузов других стран – Российской Федерации, Украины, Германии, Австрии, Италии и Финляндии. Речь идет о проекте «Подготовка и переподготовка педагогов и руководителей образования в среде многообразия».
Не так давно в рамках представленного проекта преподаватели нашего университета И.В. Журлова (кафедра педагогики) и Н.С. Шаринец (кафедра практической психологии и дефектологии) приняли участие в курсах по повышению квалификации и конференции на тему «Инклюзивное образование в международном сравнении». Мероприятия проходили 1–9 июля 2015 года на базе Венского университета (Австрийская Республика), что явилось яркой демонстрацией форм эффективного международного сотрудничества в рамках вопросов, актуальных для образовательных систем европейских стран.
В работе курсов по повышению квалификации принимали участие преподаватели белорусских (УО МГПУ им. И.П. Шамякина и УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова», ГУО «Академия последипломного образования»), украинских (Бердянский государственный педагогический университет, Институт социально-педагогического и коррекционного образования), российского (Вологодский государственный университет) университетов.
Работа в рамках курсов получилась очень насыщенной и интересной, так как проходила в различных формах. Австрийские коллеги предложили участникам курсов доклады, содержание которых раскрывало различные аспекты проблемы инклюзивного образования, а именно: «Преподавание изнутри и инклюзия» (Judith't Gilde, Msc), «Разнообразие и инклюзия» (Prof. Mag. Dr. Eva Vetter), «Новая программа для инклюзии в Австрии, подготовка преподавателей» (Univ.-Prof. Dr. Gottfried Biewer), «Принятие во внимание глухих обучающихся в университете» (Mag. Eva Theresa Böhm). В процессе обсуждения вопросов использовались такие формы работы как дискуссия, воркшоп, информ-дайджест, интерактивная беседа и другие.
Участники курсов предлагали свое видение решения проблем инклюзии в образовательный процесс различных типологических групп учащихся: детей мигрантов и беженцев, отличающихся культурой, религиозным мировоззрением, менталитетом; детей с различными возможностями и ограничениями здоровья; детей одаренных, демонстрирующих выдающиеся интеллектуальные и творческие способности; детей с различными проявлениями социального неблагополучия. В результате курсантами была выработана модель инклюзивного образования, отражающая все субъекты образовательного процесса в условиях многообразия, а также пути организации инклюзивного образования на основе менеджмента гетерогенной среды.
Обсуждение проблем инклюзивного образования было продолжено далее в рамках трехдневной конференции, где к участникам курсов присоединились коллеги из Венского университета (Австрия), из Фондового университета г. Хильдесхайм (Германия), из Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, из Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (Россия), Хмельницкого национального университета (Украина) и других вузов.
Вниманию участников в первый день конференции были предложены доклады, подготовленные представителями разных университетов из всех названных выше стран. Австрийские и немецкие ученые раскрыли в своих выступлениях следующие проблемы: «Инклюзивное образование в международном сравнении и в Австрии» (Univ.-Prof. Dr. Gottfried Biewer), «Границы инклюзивного образования в восточной Европе – опыт последних 30 лет» (Prof. Dr. Olga Graumann).
Также были представлены доклады из Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь по теме развития инклюзивного образования: «Инклюзия детей с миграционным фоном. Опыт работы Санкт-Петербурга» (док. Ольга Даутова), «Особенности дистанционного обучения гетерогенных групп в Хмельницком Национальном университете» (док. Валентина Стадник), «Инклюзивное образование в Республике Беларусь: состояние, проблемы, перспективы» (док. Светлана Лауткина, Витебск).
Второй день конференции был не менее насыщенным. Перед участниками конференции выступали коллеги из Венского университета, которые в своих докладах поделились опытом работы с представителями гетерогенных групп. В докладе «Индексы и показатели для инклюзии» (Judith't Gilde, Msc) были раскрыты ведущие ценности образовательной системы в среде многообразия и представлены ступени организации инклюзивного образования в Австрии. В сообщении «Инклюзивные структуры при переходе из школы в трудовую деятельность» (Prof. Dr. Helga Fasching) был раскрыт опыт работы специалистов австрийских социальных служб по содействию людям с ограниченными возможностями здоровья в получении первой профессии или профессиональной переквалификации, а затем в их дальнейшем трудоустройстве и социально-психологическом сопровождении в период трудовой деятельности. В докладе «Инклюзия в Венских школах» (Dr. Sandra Schütz) был представлен опыт внедрения оригинальной модели инклюзивного образования на конкретных примерах школ г. Вены, а также пути включения студентов – будущих учителей во взаимодействие с учащимися различных типологических групп в условиях школы в период их производственной практики.
Ряд вопросов, представляемых в рамках докладов на конференции, вызывали яркую реакцию участников и последующее их бурное обсуждение во время запланированных между докладами дискуссий, так как наблюдаются различия в образовательных системах стран, связанные с подготовкой педагогов к работе с гетерогенными группами. Так в частности, такую реакцию вызвало выступление коллег из Вены, в котором были представлены новые реформаторские подходы к подготовке педагогов в университетах в Австрии, на основе которых принято решение прекратить подготовку педагогов-дефектологов (последний выпуск будет в 2017 г.), а в план подготовки педагогов различных специальностей внести дисциплины, содержание которых отражает многообразие образовательной среды и сущностные характеристики деятельности инклюзивной школы. Однако несмотря на имеющиеся спорные вопросы, сотрудничество участников конференции осуществлялось весьма конструктивно.
Третий день конференции был посвящен знакомству со школьной практикой в рамках инклюзивного образования – участники конференции посетили школу в сельской местности недалеко от Вены (Wiener Neudorf) и познакомились с опытом работы педагогов с различными типологическими группами учащихся.
В целом, и курсы по повышению квалификации, и конференция позволили ученым разных стран достичь взаимопонимания в вопросах организации среды многообразия и подготовки педагогов к работе с гетерогенными группами воспитанников.