Перечень дисциплин на 2022/2023 учебный год

Кафедра педагогики и психологии

Образовательные стандарты высшего образования 1 ступени

История социальной работы
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования).

Специальность: 1 -86 01 01 «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»

Государственный компонент: модуль «Введение в социальную работу»

Краткое содержание

Социальная помощь нуждающимся в Древнем мире. Социальная помощь нуждающимся в Западной Европе в периоды раннего и классического Средневековья, эпоху Возрождения. Становление государственной системы помощи нуждающимся в Западной Eвропе (ХVI в. – начало XVIII в.). Развитие социальной помощи нуждающимся в Западной Европе с середины XVIII до начала XХ вв. Зарождение и развитие социальной работы в США (XVIII–XIX вв.). Основные направления практической социальной работы в Западноевропейских странах и США в ХХ в. и на современном этапе. Благотворительность в Древней Руси (IX– XIII вв.). Государственно-муниципальное и общественное призрение в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой (XIII – XVIII вв.). Система государст-венного и общественного призрения в Российской империи с начала XVIII в. до пореформенного периода XIX в. Реформирование системы социальной помощи в Российской империи во второй половине XIX в. Развитие филантропии и меценатства на белорусских землях во второй половине XIX – начале XX вв. Социальная работа в Беларуси в советский период.

Формируемые компетенции, результаты обучения

УК-4 – работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные, культурные и иные различия;

УК-9 – выявлять факторы и механизмы исторического развития, определять общественное значение исторических событий.

Пререквизиты

«Введение в специальность»

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 92 академических часов (36 час. аудиторных, 56 час. самостоят. работа – очная форма; 8 час. аудитор., 84 час. сам. работа – заоч. форма)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2 семестр: зачет

Концепции и стратегии развития педагогической науки и образования
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа магистратуры

(II ступень высшего образования).

Специальность 1-08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования), профилизация: Образовательный менеджмент»

Государственный компонент: модуль «Управление инновациями в образовании»

Краткое содержание

Метаинновационные модели развития педагогической науки. Концептуальные основания стратегии инновирования образования. Концептуальные основания стратегии развития национальной системы образования. Концептуальные основания стратегии цифровой трансформации образования. Концептуальные основания стратегии инклюзивного образования. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в сфере образования.

Формируемые компетенции, результаты обучения

УК-3. Быть способным осуществлять педагогическую деятельность в учреждениях образования, осваивать и внедрять эффективные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, педагогические инновации.

УПК-2. Быть способным разрабатывать и реализовывать новые методические модели, методики, технологии обучения с учетом отечественного и зарубежного опыта, анализировать эффективность их использования в образовательном процессе.

Пререквизиты

-

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 90 академических часов (36 аудиторных, 54 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1-й семестр: экзамен.

Мастерство педагогического общения
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа магистратуры

(II ступень высшего образования).

Специальность 1-08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания(по областям и уровням образования), профилизация: Образовательный менеджмент»

Компонент учреждения высшего образования: модуль «Профессиональное развитие менеджера»

Краткое содержание

Раздел I. Профессиональное общение в структуре деятельности педагога. Педагогическое общение как предмет научно- теоретического анализа. Социально-психологические аспекты педагогического общения. Этические и эстетические основы педагогического общения. Педагог как субъект профессиональной коммуникации. Средства педагогического общения.

Раздел II. Мастерство педагогического общения в практике менеджера образования. Коммуникационный процесс в системе управления образовательным учреждением. Формы деловой коммуникации в управленческой деятельности менеджера образования. Искусство публичных выступлений. Коммуникативные техники в практике менеджера образования. Конфликты и конфликтные ситуации в педагогическом общении.

Формируемые компетенции, результаты обучения

УК-3 – Быть способным осуществлять педагоги-ческую деятельность в учреждениях образования, осваивать и внедрять эффективные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, педагогические инновации.

СК-7 – Владеть коммуникативными способностями для работы в междисциплинарной и международной среде.

Пререквизиты

«Педагогика и психология высшего образования»

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 108 академических часов (36 аудиторных, 72 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2-й семестр: зачет.

Образовательный менеджмент в гетерогенной организации
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа магистратуры

(II ступень высшего образования).

Специальность 1-08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования), профилизация: Образовательный менеджмент»

Компонент учреждения высшего образования: модуль «Научные основания менеджмента»

Краткое содержание

Педагогика многообразия как методологическая основа образовательного менеджмента. Педагогическая диагностика в работе с учащимися и их семьями как инструмент образовательного менеджмента. Роль образовательного менеджмента в организации работы с одаренными учащимися. Профилактика школьной и социальной дезадаптации учащихся как проблема образовательного менеджмента. Организация работы с различными категориями семей в системе менеджмента учреждения образования. Менеджмент в системе дополнительного образования детей и молодежи. Педагогическое проектирование в рамках образовательного менеджмента.

Формируемые компетенции, результаты обучения

УК-4 – Быть способным управлять коллективом, обеспечивая толерантное восприятие социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий;

СК-4 – Быть способным разрабатывать механизмы создания адаптивной инф ормационно-образователь-ной среды в учреждении образования, обеспечивать участие одаренных и талантливых детей в олимпи-адах, научно-исследовательских работах, проектах;

СК-5 – Быть способным разрабатывать механизмы создания поликультурной образовательной среды в учреждении образования, обеспечивать интеграцию обучающихся в социально-образовательную среду.

Пререквизиты

-

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 90 академических часов (36 аудиторных, 54 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1-й семестр: экзамен.

Педагогика
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования).

Специальность: 1 -86 01 01 «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»

Государственный компонент: модуль «Педагогические основы социальной работы»

Краткое содержание

Педагогика в системе наук о человеке. Возникновение и развитие педагогической науки. Развитие личности как педагогическая проблема. Современное состояние образования. Сущность воспитания, его закономерности и принципы. Методы средства и формы воспитания. Современные технологии воспитания и воспитательные системы. Социальное пространство воспитательного процесса. Коллектив и его роль в развитии личности. Основы семейного воспитания. Обучение как процесс организации развивающей образовательной среды. Научные основы содержания образования. Методы и средства обучения. Формы организации обучения в школе и учреждении высшего образования. Педагогические технологии в образовательном процессе. Диагностика в образовательном процессе.

Формируемые компетенции, результаты обучения

БПК-4 Учитывать особенности педагогической деятельности, принципы организации, управления и планирования социально-педагогической работы с различными социальными группами населения.

Пререквизиты

-

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 102 академических часа(52 час аудиторных, 50 час самостоятельная работа очная форма)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1-й семестр: экзамен.

Правовое регулирование социальной работы
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования).

Специальность: 1 -86 01 01 «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»

Компонент учреждения высшего образования: модуль «Социальная политика и правовое регулирование социальной работы»

Краткое содержание

Раздел 1. Социально-правовые основы охраны и защиты детства в Республике Беларусь Охрана детства в системе международного права. Основные принципы и содержание Конвенции ООН о правах ребёнка. Основные права детей в Республике Беларусь. Критерии и показатели социально-опасного положения детей, социально-правовые аспекты охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нормативно-правовые аспекты организации замещающих семей. Защита имущественных прав и материальное обеспечение детей-сиротской категории. Социально-педагогическое сопровождение трудоустройства несовершеннолетних.

Раздел 2. Механизмы правового регулирования в сфере социальной защиты граждан в Республике Беларусь Социальные права и гарантии населения. Пенсионное законодательство.

Формируемые компетенции, результаты обучения

СК-4 – Использовать основы правовых знаний в области социальной защиты населения, осуществлять поиск нормативных правовых актов, анализ их содержания и применения для решения профессиональных задач.

Пререквизиты

«Введение в специальность», «Социальная виктимология», «Социальная педагогика»

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 98 академических часов (46 час. аудиторных, 52 час. самостоятельная работа – очная форма; 20 час. аудитор., 78 час. сам. работа – заоч. форма)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3 семестр: зачет – очная форма;

4 семестр: зачет – заочная форма;

Реабилитология
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

I ступень высшего образования).

Специальность 1 -86 01 01 «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»

Компонент учреждения высшего образования: модуль «Медико-социальные и психологические аспекты социальной работы»

(учебный план от 31.05.2021 г., рег. № 432)

Краткое содержание

Сущность реабилитологии. История становления и развития службы медико-социальной реабилитации. Теоретические основы медицинской реабилитации. Особенности организации медицинской реабилитации больных и инвалидов в Республике Беларусь. Профессиональная реабилитация больных и инвалидов в Республике Беларусь. Cоциально-психологическая реабилитация больных и инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации больного и инвалида. Социально-педагогическая и психологическая реабилитация детей-инвалидов, детей с ОПФР. Психолого-педагогическая реабилитация семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, ребенка с особенностями психофизического развития. Медико-психологическая и социальная реабилитация пожилых людей.

Формируемые компетенции, результаты обучения

СК-12 – разрабатывать и применять программы соци-альной реабилитации клиентов с инвалидностью;

СК-13– использовать методы нейропсихологической диагностики органических расстройств психики.

Пререквизиты

«Введение в специальность», «Социальная виктимо-логия», «Теория социальной работы»

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 100 академических час. (50 ч. аудиторных, 50 ч. самостоят. работа – очная форма; 18 ч. аудиторных, 82 ч. самостоят. работа – заочная форма)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3-й семестр: зачет – заочная форма

5-й семестр: зачет – очная форма

Социальная виктимология
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования).

Специальность: 1 -86 01 01 «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»

Компонент учреждения высшего образования: модуль «Социальная политика и правовое регулирование социальной работы»

Краткое содержание

Понятие и предмет социальной виктимологии. Виктимизация как деструктивность в процессе социализации личности, теории виктимизации. Виктимность как предпосылка формирования жертв социализации. Виктимологические проблемы инвалидности, особенности социализации детей-инвалидов, лиц с дефектами и отклонениями в развитии. Неблагополучные семьи как среда виктимизации личности ребенка, социальное сиротство как виктимологическая проблема. Насилие над детьми как виктимологическое явление и социально-педагогическая проблема. Социальная защита женщин – жертв насилия как виктимной группы населения, служба кризисной помощи. Виктимологические проблемы мигрантов, беженцев, лиц, пострадавших от различных видов катастроф. Социальная защита лиц – жертв торговли людьми как виктимологическая проблема. Социально-виктимологические характерис-тики молодежных и подростковых групп риска, молодежная субкультура как виктимогенное явление. Виктимологические проблемы алкоголизма и наркомании в подростково-молодежной среде, созависимость как виктимологическое явление. Виктимность как проблема социализации молодежи, вовлеченной в деятельность религиозных сект. Проблемы распространения ВИЧ/СПИД, носители ВИЧ/СПИД как виктимные группы населения: меры социальной помощи.

Формируемые компетенции, результаты обучения

СК-3 – осуществлять профессиональную деятель-ность по профилактике виктимизации населения и реабилитации виктимных индивидов и групп.

Пререквизиты

«Введение в специальность»

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 100 академических часов (50 час. аудиторных, 50 час. самостоят. работа – очная форма; 12 час. аудитор., 88 час. сам. работа – заоч. форма)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2-й семестр: зачет

Социальная работа в учреждениях закрытого типа
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования).

Специальность 1 -86 01 01 «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»

Цикл специальных дисциплин. Компонент учреждения высшего образования (учебный план от 05.05.2013 г., рег. № 217)

Краткое содержание

Призрение трудновоспитуемых подростков и несовершеннолетних преступников в России и Беларуси в ХIХ-ХХ веках. Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних на современном этапе. Особенности помещения и содержания несовершеннолетних правонарушителей в специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях. Коррекционно-реабилитационная работа с осужденными несовершеннолетними в закрытых учебно-воспитательных учреждениях. Интерактивные формы социально-реабилитационной работы в закрытом учебно-воспитательном учреждении

Формируемые компетенции, результаты обучения

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

CЛK-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-7.Владеть способностью формирования этического сознания.

ПК-4. Разрабатывать и осуществлять социальные проекты и социально-педагогические программы.

ПК-9.Организовывать и осуществлять социальный и социально-педагогический контроль.

Пререквизиты

«Правовое регулирование социальной работы», «Социально-педагогическая работа с детьми», «Теоретические основы социальной работы»

Трудоемкость

2 зачетные единицы, 64 академических час. (8 ч. аудиторных, 56 ч. самостоятельная работа – заочная форма)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

9-й семестр: зачет – заочная форма

Социальная работа с инвалидами СР(СПД)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования).

Специальность 1 -86 01 01 «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»

Компонент учреждения высшего образования: модуль «Медико-социальные и психологические аспекты социальной работы»

(учебный план от 31.05.2021 г., рег. № 431)

Краткое содержание

Инвалидность как социальная проблема в мире и в Республике Беларусь. Научные концепции социализации и инвалидизации, модели инвалидности. Принципы и содержание социальной реабилитации. Жилая, градостроительная и производственная среды для инвалидов. Социально-психологическая, оздоровительная и образовательная среды для инвалидов. Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями слуха, зрения. Особенности социальной реабилитации инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью. Социальное обслуживание и реабилитационные учреждения для инвалидов. Социальная реабилитация лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты. Управление здравоохранением и медико-социальной работой за рубежом. Социальная реабилитация инвалидов в Западной Европе, России и США.

Формируемые компетенции, результаты обучения

СК-9 Разрабатывать и применять реабилитационные программы в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья

Пререквизиты

«Введение в специальность», «Социальная виктимология», «Социальная педагогика», «теория социальной работы»

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 110 академических час. (60 ч. аудиторных, 50 ч. самостоятельная работа – очная форма)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3-й семестр: экзамен (очная форма)

Социальная работа с инвалидами
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования).

Специальность 1 -86 01 01 «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»

Цикл специальных дисциплин. Компонент учреждения высшего образования (учебный план от 05.05.2013 г., рег. № 217)

Краткое содержание

Инвалидность как социальная проблема в мире и в Республике Беларусь. Научные концепции социализации и инвалидизации, модели инвалидности. Принципы и содержание социальной реабилитации. Жилая, градостроительная и производственная среды для инвалидов. Социально-психологическая, оздоровительная и образовательная среды для инвалидов. Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями слуха, зрения. Особенности социальной реабилитации инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью. Социальное обслуживание и реабилитационные учреждения для инвалидов. Социальная реабилитация лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты. Управление здравоохранением и медико-социальной работой за рубежом. Социальная реабилитация инвалидов в Западной Европе, России и США.

Формируемые компетенции, результаты обучения

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

ПК-6. Оценивать социально-педагогический потенциал нуждающихся и определять пути его активизации.

ПК-7. Организовывать и осуществлять социально-педагогическую работу с детьми и молодежью в социуме, с детьми-инвалидами, молодыми инвалидами.

Пререквизиты

«Введение в специальность», «Социальная виктимо-логия», «Теоретические основы социальной работы»

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 138 академических час. (68 ч. аудиторных, 70 ч. самостоят. работа – заочная форма)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

4-й семестр: экзамен – заочная форма

Социально-культурная деятельность
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования).

Специальность 1 -86 01 01 «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»

Цикл специальных дисциплин. Компонент учреждения высшего образования (учебный план от 05.05.2013 г., рег. № 217)

Краткое содержание

Социально-культурная деятельность: основные понятия, принципы, подсистемы и функции. Роль культуры в процессе социализации личности. Современная социокультурная ситуация. Исторические формы досуга. Культурно-досуговая деятельность: сущность и основные понятия. Технология культурно-досуговой деятельности. Специфика игровой деятельности. Понятие арт-терапии: целевое назначение, принципы, методики.

Формируемые компетенции, результаты обучения

АК-5. Быть способным вырабатывать новые идеи (обладать креативностью).

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-7.Владеть способностью формирования этического сознания.

ПК-4. Разрабатывать и осуществлять социальные проекты и социально-педагогические программы.

ПК-8. Осуществлять взаимодействие с молодежными общественными объединениями и организациями.

Пререквизиты

«Введение в специальность», «Социально-педагогическая работа с детьми», «Теоретические основы социальной работы»

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 152 академических час. (18 ч. аудиторных, 134 ч. самостоятельная работа – заочная форма)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

9-й семестр: экзамен – заочная форма

Социально-педагогическая работа с детьми
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования).

Специальность 1 -86 01 01 «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»

Цикл специальных дисциплин. Государственный компонент: дисциплины направления специальности (учебный план от 05.05.2013 г., рег. № 217)

Краткое содержание

Раздел 1. Социальное воспитание в школе. Школа как субъект социального воспитания. Организация индивидуальной помощи в школе. Социализация в школьном классе. Деятельность социально-педагогической и психологической службы школы.

Раздел 2. Социально-педагогическая валеология. Здоровье и здоровый образ жизни как социально-педагогическая ценность. Сохранение репродук-тивного здоровья учащейся молодежи. Социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни. Технологии формирования здорового образа жизни.

Раздел 3. Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся. Основы организации и планирования профориен-тационной работы. Личностная диагностика в системе профориентации. Профессиональное кон-сультирование. Методы и формы профориен-тационной работы в школах.

Раздел 4. Социально-педагогические основы работы с одаренными детьми. Детская одаренность в педагогической теории и практике. Содержание работы с одаренными детьми. Развитие одаренного ребенка в школе и семье. Социальная среда и развитие одаренности.

Раздел 5. Деятельность социально-педагогических центров и детских социальных приютов. Социально-педагогический центр и детский социальный приют как учреждения социальной защиты детей. Социально-педагогическая и психологическая реабилитация детей в детских социальных приютах (СПЦ). Подготовка детей в условиях СПЦ к передаче в приемную семью. Психолого-педагогические особенности ребенка, нуждающегося в социальной защите. Проблемы воспитания приемных детей. Работа СПЦ с приемными семьями и биологическими родителями.

Раздел 6. Социально-педагогическая деятельность в интернатных учреждениях. Социально-педагогическая работа в интернате. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Профориентация в системе интернатных учреждений. Постинтернатная адаптация выпускников детских интернатных учреждений.

Раздел 7. Социально-педагогическое взаимодействие с учащимися в учреждениях дополнительного образования. Становление системы дополнительного образования в Республике Беларусь. Направления внешкольной работы и виды учреждений дополнительного образования. Характеристика учебно-воспита-тельного процесса учреждения дополнительного образования. Социальное воспитание в учреждении дополнительного образования.

Раздел 8. Социально-педагогические основы работы с детьми по месту жительства. Социально-педагогические возможности микрорай-она и их использование в работе с детьми и подростками. Содержание социально-педагогической деятельности с детьми и подростками по месту жительства. Методика формирования детско-подростковых объединений по месту жительства.

Раздел 9. Социально-педагогическая работа в детских оздоровительных лагерях. Социально-воспитательная работа в лагере.

Формируемые компетенции, результаты обучения

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

ПК-1. Планировать и организовывать социально-педагогическую деятельность в учреждениях различных ведомств.

ПК-3. Осуществлять социальную защиту, помощь и поддержку семьи, детей и молодежи.

ПК-7. Организовывать и осуществлять социально-педагогическую работу с детьми и молодежью в социуме, с детьми-инвалидами, молодыми инвалидами.

Пререквизиты

«Введение в специальность», «Социальная виктимо-логия», «Теоретические основы социальной работы»

Трудоемкость

4 зачетные единицы, 314 академических час. (38 ч. аудиторных, 276 ч. самостоят. работа – заочн. форма)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3-й семестр: экзамен – заочная форма

5-й семестр: экзамен – заочная форма

Теория социальной работы
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования).

Специальность: 1 -86 01 01 «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»

Государственный компонент: модуль «Теоретические и профессионально-этические основы социальной работы»

Краткое содержание

Раздел I. Современное пространство социальной защиты. Система и структура организации социальной работы в Республике Беларусь. Нравственно-гуманистический характер социальной работы. Понятийно-категориальный аппарат курса «Теория социальной работы». Теоретические концепции и модели социальной работы. Актуальные вопросы взаимодействия теории социальной работы с другими науками и учебными дисциплинами. Структура социальной работы как профессиональной деятельности. Теоретико-методологический анализ актуальных проблем объектов социальной защиты в Республике Беларусь. Понятие субъектов социальной работы. Организационная структура социальной защиты населения в Республике Беларусь. Деятельность Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Добровольческие организации в системе социальной защиты Республики Беларусь. Содержательные направле-ния системы социальной защиты Республики Беларусь. Нормативно-правовые основы социальной работы в Республике Беларусь. Социальный работник как главный субъект системы социальной защиты. Профессионально важные качества социальных работников.

Раздел II. Методология и методы исследования в социальной работе. Общее понятие о научных исследованиях, их типологии и организации. Классификация методов научного познания, специфика их использования в исследованиях социальной сферы.

Формируемые компетенции, результаты обучения

БПК-7 – применять знания о специфике социальных проблем, многообразии теоретико-методологических подходов к построению социальной работы.

Пререквизиты

«Введение в специальность», «Социальная виктимология», «Социальная педагогика»

Трудоемкость

6 зачетных единиц, 200 академических часов (72 ч. ауди-торных, 128 ч. самостоятельная работа – очная форма; 18 ч. аудиторных, 182 ч. самостоят. работа – заоч. форма)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3-й семестр: экзамен (очная форма).

2-й семестр: экзамен (заочная форма).