Перечень дисциплин на 2022/2023 учебный год

Кафедра истории и обществоведческих дисциплин

Образовательные стандарты (2021 г.) высшего образования 1 ступени

Археология Беларуси
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Государственный компонент: модуль «История Беларуси (древнее время - середина XVI в.)»

Краткое содержание

Археология как наука. Обьект, предмет и задачи, методы археологии. Археологические исследования на территории Беларуси в контексте мировых археологических исследований. Палеолит и Мезолит. Палеографический очерк. Заселение территории Беларуси. Палеолетические и мезолитические культуры на территории Беларуси. Неолит .Неолетические культуры на территории Беларуси. Бронзовый век. Археологические культуры бронзового века на территории Беларуси. Железный век на территории Беларуси. Восточнославянские союзы племен на территории Беларуси по археологичсеким данным. Средневековая дервня и города X-XIII вв. по археологическим данным. Экономическое развитие и культура городов X-XIII вв. на территории Беларуси. Памятники XIV - XVII– вв.: поселения и могильники. Артефакты XIV – XVIII вв. технология, типология, хронология

Формируемые компетенции, результаты обучения

Работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные, культурные и иные различия. Выделять основные археологические периоды и археологические культуры Беларуси, использовать научный категориальный аппарат при их характеристике и описании.

Пререквизиты

Всеобщая история, история Беларуси

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 108 академических ч. (48 аудиторных, 24 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, тестовые задания, рефераты, экзамен.

Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Специальности:

1-02 04 01 Биология и химия

1-01 01 01 Дошкольное образование

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

1-03 03 01 Логопедия

1-02 05 01 Математика и информатика

1-01 02 01 Начальное образование

1-02 06 04 Обслуживающий труд и изобразительное искусство

1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)

1-88 02 01-01 Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта)

1-02 06 01 Технический труд и предпринимательство

1-03 02 01 Физическая культура

1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность

1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка

Компонент учреждения высшего образования: модуль «Социально-гуманитарные дисциплины 2»

Краткое содержание

Международное положение накануне Второй мировой войны. Начало Второй мировой войны и события в Беларуси. Оккупация Германией стран Европы. СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Оккупационный режим. Партизанская и подпольная борьба на оккупированной территории. События на фронтах войны. Крушение наступательной стратегии германского вермахта. Освобождение Беларуси от германских захватчиков. Советский тыл в годы войны. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войны. Победа!

Формируемые компетенции, результаты обучения

Обладать способностью формулировать собственные мировоззренческие принципы на основе подвига белорусского народа и исторических уроков Великой Отечественной войны, сохранять и приумножать историческую память о роли Советского Союза и его народов в Победе над германским нацизмом, транслировать новым поколениям историческую правду и нормы поведения, ценности и традиции, выработанные белорусским народам в период преодоления трагических событий Великой Отечественной войны.

Пререквизиты

История Беларуси, Новейшая история стран Европы и Америки

Трудоемкость

2 зачётные единицы, 72 академических ч. (36 аудиторных, 36 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2 семестр: устный опрос, подготовка рефератов, тестовые задания, выполнение письменных работ, дифференцированный зачет.

История белорусской государственности
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальности:

1-02 04 01 Биология и химия

1-01 01 01 Дошкольное образование

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

1-03 03 01 Логопедия

1-02 05 01 Математика и информатика

1-01 02 01 Начальное образование

1-02 06 04 Обслуживающий труд и изобразительное искусство

1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)

1-88 02 01-01 Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта)

1-02 06 01 Технический труд и предпринимательство

1-03 02 01 Физическая культура,

1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность

1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка

1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)

Государственный компонент: модуль социально-гуманитарные дисциплины-1

Краткое содержание

Раздел 1.Основные этапы развития белорусской государственности.

Раздел 2. Основы государственного устройства Республики Беларусь.

Раздел 3. Беларусь на стыке культур и цивилизаций.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Обладать способностью анализировать процессы государственного строительства в разные исторические периоды, выявлять факторы и механизмы исторических изменений, определять социально-политическое значение исторических событий (личностей, артефактов и символов) для современной белорусской государственности, в совершенстве использовать выявленные закономерности в процессе формирования гражданской идентичности.

Пререквизиты

История Беларуси

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 108 академических ч. (54 аудиторных, 18 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: устный опрос, доклады, тестовые задания, контрольные опросы, экзамен.

История Беларуси(древнее время – первая половина XIII в.)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Государственный компонент: модуль «История Беларуси (древнее время - середина XVI в.)»

Краткое содержание

Раздзел 1. Першабытнае грамадства на тэрыторыі Беларусі (100 тыс. гадоў да н.э.- V ст. н.э.)

Раздзел 2. Беларусь у VI сярэдзіне XIII ст.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Выяўляць фактары і механізмы гістарычнага развіцця, вызначаць грамадскую думку гістарычных падзей. Валодаць сістэмай ведаў, якія дазваляюць вызначаць асноўныя перыяды, тэндэнцыі і заканамернасці сацыяльных, эканамічных, палітычных, этна-нацыянальных, рэлігійна-канфесійных і культурных падзей і працэсаў, якія праходзілі на тэрыторыі Беларусі.

Пререквизиты

Археология Беларуси

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 108 академических ч. (48 аудиторных, 60 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, рефераты зачет.

История Беларуси(вторая половина XIII в. – середина XVI в.
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Государственный компонент: модуль «История Беларуси (древнее время - середина XVI в.)»

Краткое содержание

Раздзел 1. Вялікае Княства Літоўскае, Рускае і Жамойцкае ў XIII – XV стст.

Раздзел 2. Беларускія землі ў 1492 – 1569 гг.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Выяўляць фактары і механізмы гістарычнага развіцця, вызначаць грамадскую думку гістарычных падзей. Валодаць сістэмай ведаў, якія дазваляюць вызначаць асноўныя перыяды, тэндэнцыі і заканамернасці сацыяльных, эканамічных, палітычных, этна-нацыянальных, рэлігійна-канфесійных і культурных падзей і працэсаў, якія праходзілі на тэрыторыі Беларусі.

Пререквизиты

История Беларуси Древних времен

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 106 академических ч.(54 аудиторных, 16 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, коллоквиум, рефераты, экзамен.

История Беларуси (вторая половина XVI в. – конец XVIII в.)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Государственный компонент: модуль «История Беларуси (вторая половина XVI в – середина XIX в.)»

Краткое содержание

Раздзел 1. Вялікае Княства Літоўскае, Рускае і Жамойцкае ў другой палове XVI – сярэдзіне XVII ст

Раздзел 2. Беларускія землі ў другой палове XVII – XVIII стст..

Формируемые компетенции, результаты обучения

Выяўляць фактары і механізмы гістарычнага развіцця, вызначаць грамадскую думку гістарычных падзей. Валодаць сістэмай ведаў, якія дазваляюць вызначаць асноўныя перыяды, тэндэнцыі і заканамернасці сацыяльных, эканамічных, палітычных, этна-нацыянальных, рэлігійна-канфесійных і культурных падзей і працэсаў, якія праходзілі на тэрыторыі Беларусі.

Пререквизиты

История Беларуси Средних веков

Трудоемкость

3 зачётных единиц, 108 академических часов (58 аудиторных, 50 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, рефераты , зачет.

История Беларуси (конец XVIII в. – середина XIX в.)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Государственный компонент: модуль «История Беларуси (вторая половина XVI в. – середина XIX в.)»

Краткое содержание

Раздзел 1. Грамадска-палітычнае развіццё Беларусі ў канцы XVIII -сярэдзіне XIX ст.

Раздзел 2. Сацыяльна-эканамічнае развіцце беларускіх зямель ў канцы XVIII –першай палове XIX ст.

Раздзел 3. Культура Беларусі ў канцы XVIII –першай палове XIX ст.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Выяўляць фактары і механізмы гістарычнага развіцця, вызначаць грамадскую думку гістарычных падзей. Валодаць сістэмай ведаў, якія дазваляюць вызначаць асноўныя перыяды, тэндэнцыі і заканамернасці сацыяльных, эканамічных, палітычных, этна-нацыянальных, рэлігійна-канфесійных і культурных падзей і працэсаў, якія праходзілі на тэрыторыі Беларусі.

Пререквизиты

История Беларуси Раннего Нового времени

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 108 академических ч.(56 аудиторных, 16 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

4 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, рефераты, экзамен.

История Беларуси (в контексте европейской цивилизации) (обязательный модуль «История»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)

Государственный компонент

Краткое содержание

Введение в учебную дисциплину «История Беларуси в контексте европейской цивилизации». Исторические этапы формирования белорусского этноса. Государственные образования на белорусских землях в IX–XVIII вв. Положение белорусских земель в составе Российской империи (конец XVIII в. – октябрь 1917 г.). Советская общественно-политическая система в Беларуси (октябрь 1917 – июнь 1941 гг.). Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны. БССР: достижения и проблемы созидательного труда народа в послевоенный период (1945–1991 гг.). Республика Беларусь в конце XX – начале XXI в.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Компетенции: обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике, уметь работать в команде; владеть системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками, уметь работать самостоятельно, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Пререквизиты

Всеобщая история, история Беларуси

Трудоемкость

2 зачётные единицы, 72 академических ч.(8 аудиторных, 64 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3 семестр: устный опрос, тестовые задания, рефераты, зачет.

История Древней Греции и Древнего Рима
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Раздел 1. Древняя Греция Цивилизация минойского Крита. Ахейская Греция. Гомеровская Греция. Возникновение полиса. Древняя Аттика в VII-VI вв. до н.э. Расцвет афинского демократического полиса в V в. до н.э. Походы Александра Македонского. Эллинизм.

Раздел 2.Древний Рим Царский Рим. Возникновение римской общины. Пунические войны. Установление римской гегемонии в Западном Средиземноморье. Покорение Римом Восточного Средиземноморья. Римская гегемония на Западе. Династия Юиев-Клавдиев. Формирование системы принципата. Династия Флавиев. Укрепление системы принципата. Расцвет Римской державы в эпоху Антонинов. Кризис и падение Западной Римской империи.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные, культурные и иные различия; определять закономерности и особенности развития цивилизаций Древнего мира.

Пререквизиты

Археология, история первобытного общества

Трудоемкость

4 зачётные единицы, 144 академических ч. (68 аудиторных, 40 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, проверка конспектов лекций, экзамен. .

История конфессий в Беларуси
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Государственный компонент

Краткое содержание

Раздел 1. Этнокультурные процессы на белорусских землях в VI – XII вв.

Раздел 2. Конфессиональные процессы на белорусских землях в XIII – XV вв.

Раздел 3. Конфессиональные процессы на белорусских землях в XVI – XVIII вв.

Раздел 4. Конфессиональные политика Российского государства на белорусских землях в XIX – XX вв.

Раздел 5. Советский период истории конфессий в Беларуси.

Раздел 6. Конфессии Беларуси на современном этапе.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные, культурные и иные различия. Выделять основные археологические периоды и археологические культуры Беларуси, использовать научный категориальный аппарат при их характеристике и описании.

Пререквизиты

«История Беларуси» и «История религий»

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 108 академических ч. (48 аудиторных, 60 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2 семестр: устный опрос, подготовка презентаций, тестовые задания, самостоятельная работа, проверочные вопросы, зачет.

История мировой культуры
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)

1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Строение и типология культуры. Художественная культура. Основные черты первобытной культуры. Культура древних обществ Востока. Античная культура Древней Греции и Древнего Рима. Культура европейского Средневековья. Культура эпохи Возрождения. Культура Нового Времени. Культура XX века. Культура Беларуси в контексте мировой культуры.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Компетенции: способности к социальному взаимодействию, межличностным коммуникациям, критике и самокритике, владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач, владеть системным и сравнительным анализом, владеть исследовательскими навыками, быть способным порождать новые идеи (креативность).

Пререквизиты

Всеобщая история, культурология

Трудоемкость

2 зачётные единицы, 72 академических ч. (34 аудиторных,38 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

5 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, рефераты, зачет.

История общественной мысли Беларуси
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальности:

1-88 02 01-01 Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта)

1-03 02 01 Физическая культура

Учебная дисциплина по выбору студента

Краткое содержание

Общественно-политическая мысль в период раннефеодальной государственности у восточных славян (XI-XIII вв.). Общественно-политическая мысль на белорусских землях ВКЛ (XIII-XV вв.) Влияние идей европейского Возрождения на развитие общественно-политической мысли в ВКЛ. Общественно-политическая мысль ВКЛ и Реформации. Общественно-политическая мысль ВКЛ и Люблинская уния. Брестская церковная уния и активизация Общественно-политической мысли на белорусских землях Речи Посполитой. Общественно-политическая мысль Беларуси в середине XVII- первой половине XVIII вв. Идеология и общественные идеи Просвещения на белорусских землях. Общественно-политическая мысль на белорусских землях в первой половине XIX в. Общественно-политическая мысль на белорусских землях во второй половине XIX– начале XX вв. Общественно-политическая мысль в Беларуси в 20-30-е гг. XX в.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Осуществлять межличностные взаимодействие с учетом социально-культурных особенностей, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и иные различия. Обладать устойчивой гражданской позицией, критическим мышлением, осуществлять междисциплинарные связи в профессиональной деятельности.

Пререквизиты

История Беларуси

Трудоемкость

2 зачётные единицы, 72 академических ч. (34 аудиторных,38 самостоятельная работа)

1-88 02 01-01 Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта)

2 зачётные единицы, 72 академических ч. (8 аудиторных,64 самостоятельная работа)

1-03 02 01 Физическая культура

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3/4 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, рефераты, зачет.

История первобытного общества и цивилизаций Древнего Востока
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Раздел 1. Первобытное общество. Становление первобытного общества: эпоха праобщины. Зрелость первобытного общества: эпоха первобытной (родовой) общины. Поздняя родовая община земледельцев и скотоводов. Разложение первобытного общества.

Раздел 2. Древний Восток. Древнейший Египет. Ранее и Древнее царства. Египет в период Среднего царства. Египет в период Нового царства. Поздний Египет. Шумер и Аккад в древнейший период. Средневавилонское царства. Ассирия и Нововавилонское царства. Древнейший Иран. Древнейшая Индия. Возникновение государства в Китае. Эпоха Хань.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Определять закономерности и особенности развития цивилизаций Древнего мира.

Пререквизиты

История, обществоведение

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 120 академических ч. (64 аудиторных,20 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: проверка конспектов лекций, устный опрос, проверочные вопросы, рефераты, экзамен.

История религий
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Ведение в учебную дисциплину. Религия в контексте культуры. Ранние формы религиозных верований. Религии древних цивилизаций. Религия древней Греции и Древнего Рима. Национально-государственные религии. Иудаизм. Христианство. Православие. Католицизм. Протестантизм. Ислам. Буддизм. Современные феномены религиозной жизни. Свобода совести и ее правовое обеспечение.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Применять систему знаний о сущности религий и религиозных феноменов, основных этапах эволюции религиозных традиций человечества.

Пререквизиты

Философия, религиоведение

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 100 академических ч. (48 аудиторных,52 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: проверка конспектов лекций, устный опрос, проверочные вопросы, рефераты, зачет.

История России и Украины с древнейших времен до конца XVI в.
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Государственный компонент

Краткое содержание

Раздел 1. Славяне в древности. Образование и функционирование государства восточных славян (IX – XII вв.)

Раздел 2.Русские и украинские земли в период феодальной раздробленности. Обьединение русских земель в единое государство (XII-XVI вв.)

Формируемые компетенции, результаты обучения

Выявлять факторы и механизмы исторического развития, определять общественное значение исторических событий. Выделять основные периоды, тенденции и закономерности социальных, экономических, политических, этно-национальных, религиозно-конфессиональных и культурных событий и процессов, проходивших на территории России и украины.

Пререквизиты

Истории Беларуси, краеведение Беларуси, этнология Беларуси.

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 106 академических ч. (48 аудиторных, 22 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, самостоятельная работа, тестовые задания, рефераты , экзамен.

История России и Украины (XVII в. - середина XIX в.)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Государственный компонент

Краткое содержание

Внутреннее положение России на рубеже XVI-XVII вв. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. Окончательное закрепощение крестьян в России. Соборное уложение 1649 г. Государственный строй России в XVII в. Украинские земли в XVII в. Внешняя политика России в XVII в. Культура России и Украины. Россия в первой четверти XVIII в. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Культура России и Украины в первой четверти XVIII в. Внутренняя политика царизма во второй половине XVIII в. Внешняя политика во второй половине XVIII в. Внешняя политика России в первой половине XIX в. Движение декабристов. Общественное движение в России в 30-40-е гг. XIX в. Культура России и Украины в первой половине XIX в.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Выявлять факторы и механизмы исторического развития, определять общественное значение исторических событий. Выделять основные периоды, тенденции и закономерности социальных, экономических, политических, этно-национальных, религиозно-конфессиональных и культурных событий и процессов, проходивших на территории России и украины.

Пререквизиты

Истории Беларуси, краеведение Беларуси, этнология Беларуси.

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 108 академических ч. (54 аудиторных, 18 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, самостоятельная работа, тестовые задания, рефераты, экзамен.

История России и Украины (1861-1900 гг.)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Государственный компонент

Краткое содержание

Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы. Значение отмены крепостного права.Реформы местного самоуправления. Судебная реформа. Военная реформа. Реформа просвещения.Балканский кризис и русско-турецкая война. Внутренняя политика. Земское движение конца 70-х гг. Развитие революционного движения. Внешняя политика Российкой имерии. Русская культура второй половин 19 века. Научные открытия. Изобразительное искусство. Архитектура. Музыкальное искусство.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Определять факторы исторического развития, определять общественное значение исторических событий. Выделять основные периоды, тенденции и закономерности социальных, экономических, политических, этно-национальных, религиозно-конфессиональных и культурных событий и процессов, проходивших на территории России и Украины во второй половине 19-начале 20 вв.

Пререквизиты

Истории Беларуси, краеведение Беларуси, этнология Беларуси

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 120 академических ч. (56 аудиторных, 28 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3 семестр: коллоквиум, устный опрос, проверочные вопросы, рефераты , экзамен.

История России и Украины (1900-1917 гг.)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Государственный компонент

Краткое содержание

Социально-экономическое, политическое развитие в начале XX в. С.Ю. Витте. Русско-японская война. Первая русская революция 1905-1907гг. Манифест 17 октября 1905 года. Третьеиюньский государственный переворот. Реформы П.А. Столыпина. События Первой мировой войны. «Вехи». Серебряный век в русской культуре. Изобразительное искусство. Научные открытия. Развитие системы просвещения. Национальный кризис. Февральская революция 1917 г. Политическое развитие России весна-осень 1917 года. Политика Временного правительства. Г. Львов. «Апрельские тезисы» В.И. Ленина. А. Керенский. Корниловский мятеж. Октябрьская революция 1917 г.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Выявлять факторы и механизмы исторического развития, определять общественное значение исторических событий. Выделять основные периоды, тенденции и закономерности социальных, экономических, политических, этно-национальных, религиозно-конфессиональных и культурных событий и процессов, проходивших на территории России и Украины.

Пререквизиты

Истории Беларуси, краеведение Беларуси, этнология Беларуси

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 100 академических ч. (48 аудиторных, 52 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

4 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, рефераты, тестовые задания, зачет.

История Средних веков
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Древние германцы. Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Генезис феодализма в Западной Европе. Франкская держава Каролингов. Византия в IV – первой половине VII вв. Византия во второй половине VII – первой половине IX вв. Франция в IX – XI вв. Германия в IX – XI вв. Северная Европа в IX – XI вв. Англия до середины XI в. Византия во второй половине IX – XI вв. Возникновение и рост средневековых городов. Крестовые походы. Франция в XII – XIII вв. Франция в XIV – XV вв.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Анализировать исторические события и процессы локального, регионального и глобального уровней периодов Средневековья и раннего Нового времени.

Пререквизиты

История первобытного общества и цивилизаций Древнего Востока. История Древней Греции и Древнего Рима.

Трудоемкость

История первобытного общества и цивилизаций Древнего Востока. История Древней Греции и Древнего Рима.

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, тестовые задания, рефераты, экзамен.

История стран Европы и Америки раннего Нового времени
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Предмет нового времени. Периодизация эпохи. Источники и историография. Основные тенденции исторического развития Европы в конце XV - первой половине XVII вв. Великие географические открытия. Страны Пиренейского полуострова в конце XV – первой половине XVII вв. Германия в конце XV – первой половине XVII вв. Швейцария в конце XV – первой половине XVII вв. Контрреформация. Англия в конце XV – первой половине XVII вв. Италия в конце XV – первой половине XVII вв. Италия в конце XV – первой половине XVII вв. Нидерланды в конце XV – первой половине XVII вв. Страны Северной Европы в конце XV – первой половине XVII вв. Международные отношения конца XV – первой половине XVII вв. Культура Западной Европы в конце XV – первой половине XVII вв.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Анализировать исторические события и процессы локального, регионального и глобального уровней периодов Средневековья и Раннего Нового времени.

Пререквизиты

История Средних веков

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 100 академических ч. 48 аудиторных, 52 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

4 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, тестовые задания, рефераты, зачет.

Краеведение Беларуси
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Прадмет і задачы краязнаўства. Развіццё краязнаўства на беларускіх землях. Гісторыка-культурная спадчына, яе ахова і выкарыстанне. Гістарычнае краязнаўства ў вучэбнай і пазакласнай рабоце. Архітэктурныя стылі Еўропы і Беларусі. Садова-паркавае мастацтва Беларусі. Мураванае дойлідства. Матэрыялы па краязнаўству ў дзяржаўных архівах і музеях.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Использовать археологический и историко-краеведческий материал, данные нумизматики, палеографии, геральдики, хронологии в изучении и преподавании истории, а также для решения исследовательских задач.

Пререквизиты

Археология, история Беларуси

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 108 академических ч. (48 аудиторных, 24 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, тестовые задания, рефераты, экзамен.

Культура Беларуси (с древнейших времен – XVIII в.)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Культура Беларусі ў кантэксце сусветнай культуры. Мастацтва першабытнага ладу на Беларусі: характэрныя рысы і асаблівасці. Мастацтва старажытных зямель Беларусі ў IX - першай палове XIII ст. Архітэктура. Развіццё культуры на Беларусі ў XIV – XVI стст. Беларускі Рэнесанс. Замкавае дойлідства XIV – XVI стст. Культавае дойлідства XIV- XVIстст. Жывапіс і скульптура Беларусі XIV – XVI стст. Графіка і дэкаратыўна-прыкладное мастацтва Беларусі XIV – XVI ст.ст. Культура Беларусі XVII ст. Архітэктура. Жывапіс XVII ст. Развіццё беларускай культуры ў XVIII ст. Палацава-сядзібнае дойлідства XVIII ст. Скульптура. Жывапіс. Графіка XVIII ст. Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва Беларусі XVIII ст.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Выделять основные периоды, тенденции и закономерности развития мировой и отечественной культуры.

Пререквизиты

История Беларуси, краеведение Беларуси, культурология, этнология Беларуси

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 100 академических ч. (56 аудиторных, 44 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, самостоятельная работа, тестовые задания, рефераты, зачет.

Культура Беларуси (XIX в. - начало XXI в.)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Культура ў першай палове XIX ст. Культура Беларусі другой паловы XIX - пачатку XX стст. Рух за беларускае нацыянальнае адраджэнне. Архітэктура беларускіх заямель XIX - XX стст. Жывапіс беларускіх зямель XIX - XX стст. Скульптура, графіка і ДПМ беларускіх зямель XIX - XX стст. Палітыка беларусізацыі і культурнае жыццё ў БССР у 20-40-я гг. XX ст. Культурнае жыццё рэспублікі ў першае пасляваеннае дзесяцігоддзе. Культурнае жыццё ў БССР у другой палове 50-х г.- першай палове 80-х г. XX ст. Культурнае развіццё краіны ў сярэдзіне 80-х г. – сярэдзіне 90-х г. XX ст. Дасягненні і цяжкасці нацыянальна-культурнага адраджэння канец XX – пачатак XXI стст. Архітэктура Беларусі канец XX – пачатак XXI стст. Жывапіс Беларусі канец XX – пачатак XXI стст. Графіка Беларусі канец XX – пачатак XXI стст. Скульптура і ДПМ Беларусі канец XX – пачатак XXI стст.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Выделять основные периоды, тенденции и закономерности развития мировой и отечественной культуры.

Пререквизиты

Выделять основные периоды, тенденции и закономерности развития мировой и отечественной культуры.

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 104 академических ч. (48 аудиторных, 20 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

4 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, тестовые задания, рефераты, самостоятельная работа, экзамен.

Методика преподавания истории
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Государственный компонент

Краткое содержание

Предмет и задачи методики преподавания истории. Современное состояние и развитие школьного исторического образования. Структура исторических знаний учащихся, характеристика ее основных компонентов. Методика формирования исторических представлений. Методические приемы и средства формирования исторических понятий. Формирование способов учебно-познавательной деятельности. Общая характеристика средств обучения истории. Проблема методов обучения истории. Методика наглядного обучения истории. Методические приемы устного обучения истории. Методика работы с печатными источниками при обучении истории. Урок истории и подготовка к его проведению. Система проверки и оценки результатов обучения истории. Повторение в обучении истории. Использование современных технологий обучения истории. Внеурочная работа по истории. Профессиональные и личностные качества учителя истории.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления целей, содержания учебных предметов, смены технологий, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Проектировать процесс обучения, ставить образовательные цели, отбирать содержание учебного материала, методы и технологии на основе системы знаний в области теории и методики педагогической деятельности. Осуществлять отбор содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, применять их в образовательном процессе с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.

Пререквизиты

Педагогика, психология

Трудоемкость

6 зачётных единиц, 220 академических ч. (104 аудиторных,80 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

4 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, тестовые задания, рефераты, зачет; 5 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, тестовые задания, рефераты, экзамен.

Методика преподавания обществоведческих дисциплин
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Государственный компонент

Краткое содержание

Предмет и задачи методики преподавания обществоведческих дисциплин. Общая характеристика учебного предмета «Обществоведение». Структура и содержание учебного предмета «Обществоведение». Методы и приемы обучения обществоведения. Словесный метод обучения. Методика формирования понятий и мировоззренческих идей в процессе изучения обществоведения. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей при изучении обществоведения. Наглядные средства в обучении обществоведению. Практические методы обучения обществоведению. Методика изучения документального материала в процессе преподавания обществоведческих дисциплин в средней школе. Проблемное обучение в процессе преподавания предмета «Обществоведение». Методика формирования способов учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения обществоведения. Урок обществоведения в современной школе. Подготовка учителя к преподаванию обществоведения. Формы занятий по обществоведческим дисциплинам в средней школе. Внеклассная работа по обществоведению.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления целей, содержания учебных предметов, смены технологий, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Проектировать процесс обучения, ставить образовательные цели, отбирать содержание учебного материала, методы и технологии на основе системы знаний в области теории и методики педагогической деятельности. Осуществлять отбор содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, применять их в образовательном процессе с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.

Пререквизиты

Педагогика, психология

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 110 академических ч. (56 аудиторных,18 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

4 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, тестовые задания, рефераты, экзамен.

Новая и Новейшая история стран Азии и Африки
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Раздел 1. Новая история стран Азии и Африки в XVI – середине XIX вв.

Раздел 2. Новая история стран Азии и Африки в середине XIX в. до 1918 г.

Раздел 3. Новая история стран Азии и Африки в 1918 – 1945 гг.

Раздел 4. Новая история стран Азии и Африки после Второй мировой войны.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Анализировать и интерпретировать исторические события и процессы локального, регионального и глобального уровней периодов Нового и Новейшего времени в истории стран Азии и Африки

Пререквизиты

История Средних веков

Трудоемкость

5 зачётных единиц, 200 академических ч. (96 аудиторных, 68 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, тестовые задания, рефераты, экзамен.

Новая и Новейшая история стран Латинской Америки
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Раздел 1. Новая история стран Латиской Америки.

Раздел 2. Новейшая история стран Латинской Америки.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Анализировать и интерпретировать исторические события и процессы локального, регионального и глобального уровней периодов Нового и Новейшего времени в истории Латиноамериканского региона

Пререквизиты

История Средних веков

Трудоемкость

3 зачётные единицы,120 академических ч. (56 аудиторных, 28 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3 семестр: коллоквиум, устный опрос, проверочные вопросы, тестовые задания, рефераты, экзамен.

Основы идеологии белорусского государства
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальности:

1- 01 01 01 Дошкольное образование

1-01 02 01 Начальное образование

1-03 02 01 Физическая культура

1-02 06 01 Технический труд и предпринимательство

1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)

1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

1-02 06 04 Обслуживающий труд и изобразительное искусство

1-02 05 01 Математика и информатика

1-03 03 01 Логопедия

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

1-02 04 01 Биология и химия

Государственный компонент

Краткое содержание

Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества. Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства. Политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства

Формируемые компетенции, результаты обучения

Компетенции: обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике, уметь работать в команде; владеть системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками, уметь работать самостоятельно, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Пререквизиты

История Беларуси

Трудоемкость

2 зачётные единицы, 36 академических ч. ( 16 аудиторных,)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3/4 семестр устный и письменный опрос, рефераты, обсуждение докладов, обсуждение сообщений, зачёт.

Политология
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальности:

1- 01 01 01 Дошкольное образование

1-01 02 01 Начальное образование

1-03 02 01 Физическая культура

1-02 06 01Технический труд и предпринимательство

1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)

1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

1-02 06 04 Обслуживающий труд и изобразительное искусство

1-02 05 01 Математика и информатика

1-03 03 01 Логопедия

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

1-02 04 01 Биология и химия

Государственный компонент

Краткое содержание

Введение в обязательный модуль «Политология». Теория политики, история и методология политической науки. Политические институты в Республике Беларусь и современном мире. Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире. Международные политические отношения и внешняя политика государств.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Обладать гуманистическим мировоззрением, качествами гражданственности и патриотизма, понимать социальную значимость будущей профессиональной деятельности.

Пререквизиты

Обществоведение

Трудоемкость

2 зачётные единицы, 36 академических ч. (18 аудиторных)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3/4 семестр: устный и письменный опрос, подготовка рефератов, обсуждение докладов, зачёт.

Современная политэкономия
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)

Государственный компонент

Краткое содержание

Политическая экономия. Экономическая и политическая системы общества. Геоэкономика и геополитика.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Обладать способностью анализировать экономическую систему общества в её динамике, законы её функционирования и развития для понимания факторов возникновения и напрвлений развития современных социально-экономических систем, их способности удовлетворять потребности людей, выявлять факторы и механизмы политических и социально-экономических процессов, использование инструментов экономического анализа для оценки политического процесса принятия экономических решений и результативности экономичсекой политики.

Пререквизиты

Обществоведение

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 108 академических ч. (54 аудиторных, 18 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

4 семестр: устный опрос, проверочные вопросы, тестовые задания, рефераты, экзамен.

Социология
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальности:

1-01 02 01 Начальное образование

1-03 02 01 Физическая культура

1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность

1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка

1-02 06 01 Технический труд и предпринимательство

1-88 02 01-01 Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта)

1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

1-02 06 04 Обслуживающий труд и изобразительное искусство

1-02 05 01 Математика и информатика

1-03 03 01 Логопедия

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

1-01 01 01 Дошкольное образование

1-02 04 01 Биология и химия

1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)

Государственный компонент

Краткое содержание

Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий. Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства. Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис. Семья как социальный институт и социальная группа. Социально-демографическая ситуация в Беларуси. Религия как социокультурное явление. Религиозная ситуация в Беларуси. Возможности эмпирического социологического исследования общества.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Анализировать и оценивать социально-экономические процессы, проявлять предпринимательскую инициативу.

Пререквизиты

Обществоведение

Трудоемкость

2- зачётные единицы, 54 академических ч. (18 аудиторных)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3/4 семестры: устный опрос, рефераты, обсуждение докладов, сообщений, тестовые задания, экзамен.

Философия
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальности:

1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)

1-88 02 01-01 Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта)

1-03 02 01 Физическая культура

1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка

1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность

Государственный компонент

Краткое содержание

Становление и развитие философии. Философское осмысление проблем бытия. Философская антропология. Социальная философия. Теория познания и философия науки.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Владеть культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу философских, мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем в профессиональной деятельности. Работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные, культурные и иные различия

Пререквизиты

Обществоведение

Трудоемкость

2 зачётные единицы, 76 академических ч. (42 аудиторных, 22 самостоятельная работа)

1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)

3 зачётные единицы, 112 академических ч. (42 аудиторных, 34 самостоятельная работа)

1-88 02 01-01 Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта)

1-03 02 01 Физическая культура

1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка

1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3 семестр: доклады на семинарских занятиях, контрольные опросы, тест по теме, экзамен.

Эволюция сословий Беларуси
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Раздел 1. Развитие социальной структуры и социальной дифференциации как процесс эволюции общества.

Раздел 2. Социальные процессы на белорусских землях в IX – XVI вв.

Раздел 3. Изменения в социальной структуре на белорусских землях в XVII – XVIII вв.

Раздел 4. Изменения в социальной структуре на белорусских землях в XVIII – XIX вв

Формируемые компетенции, результаты обучения

Применять знания о социальной трансформации от сословной организации к формированию гражданского общества.

Пререквизиты

История Беларуси и история конфессий в Беларуси

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 98 академических ч. (52 аудиторных, 46 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2 семестр: тестовые задания, рефераты, устный опрос, самостоятельная работа, зачет.

Экономическая теория(Обязательного модуля «Экономика»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени Специальности:

1-01 02 01 Начальное образование

1-03 02 01 Физическая культура

1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность

1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка

1-02 06 01 Технический труд и предпринимательство

1-88 02 01-01 Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта)

1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

1-02 06 04 Обслуживающий труд и изобразительное искусство

1-02 05 01 Математика и информатика

1-03 03 01 Логопедия

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

1-01 01 01 Дошкольное образование

1-02 04 01 Биология и химия

1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)

Государственный компонент

Краткое содержание

Экономическая теория: предмет и метод. Хозяйственные системы. Рыночная экономика и ее модели. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения. Основы поведения субъектов рыночной экономики. Рынки факторов производства. Основные макроэкономические показатели и макроэкономическая нестабильность. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Равновесие денежного рынка. Финансовая система. Макроэкономическая политика. Современное мировое хозяйство.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Анализировать и оценивать социально-экономические процессы, проявлять предпринимательскую инициативу.

Пререквизиты

Обществоведение

Трудоемкость

2 зачётные единицы, 90 академических ч. (42 аудиторных, 12 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2/3/4 семестры: устный опрос, рефераты, обсуждение докладов, сообщений, тестовые задания, экзамен.

Этнология Беларуси
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Уводзіны ў курс Этналогія Беларусі. Гісторыя этналагічнага вывучэння Беларусі. Этнічная гісторыя Беларусі. Гаспадарка і матэрыяльная культура беларусаў. Беларускае народнае жыллё. Беларуская кухня. Сям’я на Беларусі. Традыцыйная духоўная культура. Беларускае традыцыйнае адзенне. Характарыстыка гісторыка-этнаграфічных рэгіёнаў Беларусі. Этналогія сумежных рэгіёнаў. Шляхі зносін і транспартныя сродкі. Этнічны склад насельніцтва Беларусі.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Использовать археологический и историко-краеведческий материал, данные нумизматики, палеографии, геральдики, хронологии в изучении и преподавании истории, а также для решения исследовательских задач.

Пререквизиты

История Беларуси и История конфессий в Беларуси

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 108 академических ч. (48 аудиторных, 24 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: тестовые задания, рефераты, устный опрос, самостоятельная работа, экзамен.