Перечень дисциплин на 2022/2023 учебный год
Кафедра истории и обществоведческих дисциплин
Образовательные стандарты (2013, 2018 г.) высшего образования 1 ступени
Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальности: 1-02 03 06 Иностранные языки (английский, немецкий)
1-02 03 08 Иностранный язык (английский)
1-02 03 08 Иностранный язык (немецкий)
Учебная дисциплина по выбору студента
|
Краткое содержание |
Международное положение накануне Второй мировой войны. Начало Второй мировой войны и события в Беларуси. Оккупация Германией стран Европы. СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны.
Оккупационный режим. Партизанская и подпольная борьба на оккупированной территории. События на фронтах войны. Крушение наступательной стратегии германского вермахта. Освобождение Беларуси от германских захватчиков. Советский тыл в годы войны. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн. Победа!
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Обладать способностью формулировать собственные мировоззренческие принципы на основе подвига белорусского народа и исторических уроков Великой Отечественной войны. Сохранять и приумножать историческую память о роли Советского Союза и его народов в Победе над германским нацизмом. Транслировать новым поколениям историческую правду и нормы поведения, ценности и традиции, выработанные белорусским народам в период преодоления трагических событий Великой Отечественной войны.
|
Пререквизиты |
История Беларуси, Новейшая история стран Европы и Америки
|
Трудоемкость |
2 зачётные единицы, 72 академических ч. (36 аудиторных, 36 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
2 семестр: подготовка рефератов, тестовые задания, устный опрос, дифференцированный зачет.
|
Историография
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность: 1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
Уводзіны ў курс “Гістарыяграфія”.Узнікненне гістарычных ведаў. Гістарычная думка Старажытнай Грэцыі і Рыма. Гістарычная думка заходнееўрапейскага сярэднявечча. Гістарычная думка Заходняй Еўропы XVII ст. Гістарычная думка эпохі Асветніцтва. Гістарычная думка Заходняй Еўропы першай паловы XIX ст. Праблема крызісу гістарычнай навукі канца XIX - пачатку XX стст. Асноўныя тэндэнцыі развіцця гістарычнай навукі ў першай палове XX ст. Гістарычная навука ў другой палове XX ст. Гістарыяграфія гісторыі Беларусі як навука. Першыя звесткі па гісторыі Беларусі. Назапашванне ведаў. Развіццё гістарычных ведаў у другой палове XVI – XVIII стст. Беларусь у гістарычных даследваннях канца XVIII – пачатку 60-х гг. XIX стст. Гістарыяграфія гісторыі Беларусі ў 60-я гг. XIX – пачатку XX стст. Фарміраванне беларускай нацыянальнай гістарыяграфічнай канцэпцыі ў XIX – пачатку XX ст. Гістарычная навука і даследванне айчыннай гісторыі ў 1919 – 1941 гг. Гістарычная навука Беларусі ў сярэдзіне 40-х – 80-я гады XX ст. Гістарычныя даследванні ў БССР у сярэдзіне 50-х – 80-я гг. XX ст.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Быць здольным да сацыяльнага ўзаемадзеяння. Валодаць здольнасцю да міжасобасных камунікацый. Быць здольным да крытыкі і самакрытыкі (крытычнае мысленне). Валодаць міждысцыплінарным падыходам пры вырашэнні праблем. Валодаць сістэмным і параўнальным аналізам. Валодаць даследчымі навыкамі. Умець вучыцца, павышаць сваю кваліфікацыю на працягу ўсяго жыцця. Умець працаваць у камандзе. Валодаць і ўжываць базавыя навукова-тэарэтычныя веды для вырашэння тэарэтычных і практычных задач. Умець працаваць самастойна. Быць здольным інтэграваць новыя ідэі (крэатыўнасць). Ведаць і выкарыстоўваць розныя формы арганізацыі працэсу навучання. Валодаць навыкамі арганізацыі адукацыйнага працэсу. Валодаць ўменнямі праектавання і прагназавання. На падставе аналіза развіцця сістэмы школьнай гістарычнай адукацыі ў Рэспубліцы Беларусь і ў свеце ўмець вылучаць асноўныя тэндэнцыі развіцця гістарычнай адукацыі.
|
Пререквизиты |
История Беларуси, всеобщая история
|
Трудоемкость |
4 зачётные единицы, 155 академических ч. (70 аудиторных, 49 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
7 семестр: коллоквиум, контрольный срез, устный и письменный опрос, рефераты, экзамен.
|
Историческая география
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность:
1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
Историческая география как научная дисциплина. Историческая география первобытного общества. Историческая география древнейших обществ Востока. Древние цивилизации Средиземноморья. Историческая география европейского средневековья. Великие географические открытия и расширение ойкумены. Историческая география Нового времени (Европа и Северная Америка). Историческая география России XVIII – начала ХХ в. Историческая география Новейшего времени
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Обладать качествами гражданственности и толерантности. Быть способным к социальному взаимодействию. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. Быть способным к критике и самокритике. Применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. Владеть системным и сравнительным анализом, междисциплинарным подходом при решении проблем, исследовательскими навыками. Уметь работать самостоятельно.
|
Пререквизиты |
Всеобщая история
|
Трудоемкость |
2 зачётные единицы, 109 академических ч. (40 аудиторных, 33 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
8 семестр: проверка конспектов лекций. устный опрос, тестовые задания, экзамен.
|
Историческая демография
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность:
1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
Предмет демографических наук. Историческая демография в системе наук об обществе. Становление исторической демографии. Демография первобытного общества. Демография древнего мира. Демография Средневековья. Демография Нового времени. Основные направления современного демографического развития. Демографические науки и современность.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Обладать качествами гражданственности и толерантности. Быть способным к социальному взаимодействию. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. Быть способным к критике и самокритике. Применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. Владеть системным и сравнительным анализом, междисциплинарным подходом при решении проблем, исследовательскими навыками. Уметь работать самостоятельно.
|
Пререквизиты |
Всеобщая история
|
Трудоемкость |
2 зачётные единицы, 73 академических ч. (40 аудиторных, 33 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
8 семестр: устный и письменный опрос, проверка конспектов лекций, зачёт.
|
Историческое краеведение
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность:
1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
Уводзіны. Прадмет і задачы гістарычнага краязнаўства. Гісторыя развіцця гістарычнага краязнаўства (сярднявечча – пачатак XX ст.). Развіццё гістарычнага краязнаўства ў савецкі час і на сучасным этапе. Пісьмовыя помнікі па гісторыі краю. Помнікі і памятныя мясціны гераічнага мінулага. Помнікі і памятныя мясціны вытворчай дзейнасці, культуры, навукі і мастацтва. Помнікі архітэктуры і горадабудаўніцтва. Спецыяльныя і дапаможныя гістарычныя дысцыпліны ў гістарычным краязнаўстве. Роля і значэнне архіваў і музеяў у гістарычным краязнаўстве. Ахова гісторыка-культурнай спадчыны.Гісторыка-культурная спадчына Мазыршчыны.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Использовать археологический и историко-краеведческий материал, данные нумизматики, палеографии, геральдики, хронологии в изучении и преподавании истории, а также для решения исследовательских задач.
|
Пререквизиты |
История Беларуси, краеведение и этнология
|
Трудоемкость |
2 зачётные единицы, 58 академических ч. (34 аудиторных, 24 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
8 семестр: устный и письменный опрос, проверка конспектов лекций, рефераты, зачёт.
|
История белорусской государственности
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальности:
1-02 03 06 Иностранные языки (английский, немецкий)
1-02 03 08 Иностранный язык (английский)
1-02 03 08 Иностранный язык (немецкий)
(модуль «Социально-гуманитарный-1»)
1-08 01 01-05 Профессиональное обучение (машиностроение),
1-31 04 08 03 Компьютерная физика. Компьютерное моделирование физических процессов
1-08 01 01-05 Профессиональное обучение (строительство)
Государственный компонент
|
Краткое содержание |
Раздел 1.Основные этапы развития белорусской государственности.
Раздел 2. Основы государственного устройства Республики Беларусь.
Раздел 3. Беларусь на стыке культур и цивилизаций.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Обладать способностью анализировать процессы государственного строительства в разные исторические периоды, выявлять факторы и механизмы исторических изменений, определять социально-политическое значение исторических событий (личностей, артефактов и символов) для современной белорусской государственности, в совершенстве использовать выявленные закономерности в процессе формирования гражданской идентичности.
|
Пререквизиты |
История Беларуси
|
Трудоемкость |
3 зачётные единицы, 108 академических ч. (54 аудиторных, 18 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
1 семестр: коллоквиум, контрольный срез, устный и письменный опрос, экзамен.
|
История Беларуси
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность:
1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
Государственный компонент
|
Краткое содержание |
Уводзіны ў дысцыпліну “Гісторыя Беларусі”. Першабытнае грамадства на тэрыторыі Беларусі. Беларусь у V- сяр. ХIII стст. Вялікае княства Літоўскае, Рускае і Жамойцкае ў XIII–XV ст. Беларускія землі ў ХVI ст.– I п. ХVIІ ст. Войны і сацыяльна-палітычныя канфлікты ў II п. XVII –XVIII ст. Сацыяльна-эканамічны, палітычны і культурны заняпад Беларусі. Крызіс прыгонніцкай сістэмы (канец XVIII – перш. палова ХІХ ст.). Станаўленне буржуазнага грамадства ў Беларусі. Фарміраванне беларускай нацыі (1861-1900 гг). Беларусь у гады Першай сусветнай вайны (1914-1918 гг.). Беларусь паміж дзвюма сусветнымі войнамі (1919-1939 гг.) Беларусь у гады Другой сусветнай вайны. Беларусь сучасная.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Быць здольным да сацыяльнага ўзаемадзеяння. Валодаць здольнасцю да міжасобасных камунікацый. Быць здольным да крытыкі і самакрытыкі (крытычнае мысленне). Валодаць міждысцыплінарным падыходам пры вырашэнні праблем. Валодаць сістэмным і параўнальным аналізам. Валодаць даследчымі навыкамі. Умець вучыцца, павышаць сваю кваліфікацыю на працягу ўсяго жыцця.Умець працаваць у камандзе. Валодаць і ўжываць базавыя навукова-тэарэтычныя веды для вырашэння тэарэтычных і практычных задач. Умець працаваць самастойна. Быць здольным інтэграваць новыя ідэі (крэатыўнасць). Ведаць і выкарыстоўваць розныя формы арганізацыі працэсу навучання. Валодаць навыкамі арганізацыі адукацыйнага працэсу. Валодаць уменнямі праектавання і прагназавання. На падставе аналіза развіцця сістэмы школьнай гістарычнай адукацыі ў Рэспубліцы Беларусь і ў свеце ўмець вылучаць асноўныя тэндэнцыі развіцця гістарычнай адукацыі.
|
Пререквизиты |
История Беларуси
|
Трудоемкость |
20 зачётных единиц, 782 академических ч. (300 аудиторных, 338 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
1 семестр: устный и письменный опрос, рефераты, тестовые задания, зачёт;
2 семестр: коллоквиум, устный и письменный опрос, рефераты, тестовые задания, экзамен;
3 семестр: устный и письменный опрос, рефераты, тесты, зачёт;
4 семестр: коллоквиум, устный и письменный опрос, тестовые задания, экзамен;
5 семестр: устный и письменный опрос, рефераты, тестовые задания, тестовые задания, экзамен;
6 семестр: коллоквиум, устный и письменный опрос, экзамен;
7 семестр: устный и письменный опрос, подготовка рефератов, тесты, зачёт.
|
История Беларуси» (в контексте европейской цивилизации) (Обязательный модуль «История»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность: 1-08 01 01-05 Профессиональное обучение (строительство)
Государственный компонент
|
Краткое содержание |
Введение в учебную дисциплину «История Беларуси в контексте европейской цивилизации». Исторические этапы формирования белорусского этноса. Государственные образования на белорусских землях в IX–XVIII вв. Положение белорусских земель в составе Российской империи (конец XVIII в. – октябрь 1917 г.). Советская общественно-политическая система в Беларуси (октябрь 1917 – июнь 1941 гг.). Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны. БССР: достижения и проблемы созидательного труда народа в послевоенный период (1945–1991 гг.). Республика Беларусь в конце XX – начале XXI в.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям. Быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике. Уметь работать в команде. Владеть системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками. Уметь работать самостоятельно. Повышать свою квалификацию в течение всей жизни.
|
Пререквизиты |
Всеобщая история, история Беларуси
|
Трудоемкость |
2 зачётные единицы, 72 академических ч. (34 аудиторных, 38 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
2 семестр: устный опрос, тестовые задания, рефераты, зачет.
|
История восточных славян (России и Украины)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность:
1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
Государственный компонент
|
Краткое содержание |
Раздел I. Древняя Русь.
Раздел II. Период империи.
Раздел III. Россия и Украина в XX – XXI вв.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Компетенции: обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике, уметь работать в команде, самостоятельно, учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни; владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач, системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками, междисциплинарным подходом при решении проблем; знать и использовать различные формы организации процесса обучения, на основе анализа сложившейся системы международных отношений выделять основные тенденции в развитии государств на современном этапе.
|
Пререквизиты |
История России, история Беларуси
|
Трудоемкость |
18 зачётных единиц, 693 академических ч. (300 аудиторных, 321 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
2 семестр: устный и письменный опрос, подготовка рефератов, проверка конспектов, зачёт;
3 семестр: коллоквиум, контрольный срез, устный и письменный опрос, проверка конспектов, экзамен;
4 семестр: устный и письменный опрос, подготовка рефератов, проверка конспектов, зачёт;
5 семестр: устный и письменный опрос, подготовка рефератов, проверка конспектов, зачёт;
6 семестр: устный и письменный опрос, подготовка рефератов, проверка конспектов, зачёт;
7 семестр: коллоквиум, устный и письменный опрос, проверка конспектов, экзамен.
|
История исторической мысли
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность:
1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
Парадигма исторической науки XIX в. Фридрих Ницше о «чрезмерности истории». Цивилизационная теория Н. Я. Данилевского. Начало кризиса исторической науки. Историко-методологические взгляды Макса Вебера. Начало общего кризиса исторической науки. Бердяев о русской революции. Историческая концепция евразийства. «Историческая морфология» О.Шпенглера. Историческая культурология Й. Хейзенги.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Уметь применять базовые научно-теоритические знания для решения теоритических и практических знаний. Владеть исследовательскими навыками. Иметь навыки, устной и письменной коммуникации. Обладать качествами гражданственности. Быть способным к социальному взаимодействию. Владеть навыками здоровьесбережения. Быть способным осуществлять самообразование и совершенствовать профессиональную деятельность. Использовать оптимальные методы, формы и средства обучения. Осуществлять профессиональное самообразование и самовоспитание с целью совершенствования профессиональной деятельности.
|
Пререквизиты |
Философия, методология исторической науки, историография
|
Трудоемкость |
2,5 зачётные единицы, 109 академических ч. (40 аудиторных, 33 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
8 семестр: конспект семинарского занятия, опрос, проверочные задания, экзамен.
|
История мировой культуры
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальности: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)
1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
1-02 05 01 Математика и информатика
1-03 03 01 Логопедия
1- 01 01 01 Дошкольное образование
1-02 06 04 Обслуживающий труд и изобразительное искусство
1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)
1-08 01 01-05 Профессиональное обучение (строительство)
1-02 03 06 Иностранные языки (английский, немецкий)
1-02 03 06 Иностранные языки (немецкий, английский)
1-01 02 01 Начальное образование
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
Строение и типология культуры. Художественная культура. Основные черты первобытной культуры. Культура древних обществ Востока. Античная культура Древней Греции и древнего Рима. Культура европейского Средневековья. Культура эпохи Возрождения. Культура нового Времени (XVII-XIX вв.) Культура XX века. Культура Беларуси в контексте мировой культуры.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Осуществлять межличностное взаимодействие с учетом социально-культурных особенностей, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и иные различия. Обладать устойчивой гражданской позицией, критическим мышление, осуществлять междисциплинарные связи в профессиональной деятельности.
|
Пререквизиты |
Всеобщая история, культурология
|
Трудоемкость |
2 зачётные единицы, 72 академических ч. (34 аудиторных, 38 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
3/7 семестр: устный и письменный опрос, подготовка рефератов, зачёт.
|
История философии
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность:
1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
История философии, её предмет и задачи. Философия Древнего Востока. Античная философия. Философия Средневековья Философия эпохи Возрождения Философия Нового времени. Философия Просвещения. Немецкая классическая философия.
Неклассическая западная философия. Философия марксизма. Постклассическая философия. Философия постмодерна. Религиозная философия в контексте современной культуры Русская философская мысль. Развитие отечественной философской мысли.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Обладать качествами гражданственности. Быть способным к социальному взаимодействию. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление). Уметь работать в команде Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. Владеть системным и сравнительным анализом. Владеть исследовательскими навыками. Уметь работать самостоятельно. Быть способным порождать новые идеи.. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни
|
Пререквизиты |
Философия
|
Трудоемкость |
3,5 зачётные единицы, 164 академических ч. (72 аудиторных, 56 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
8 семестр: устный опрос, написание эссе, проверочные задания и вопросы, экзамен.
|
История южных и западных славян
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность:
1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
Раздел I. Народы Центрально-Восточной Европы (V – первая половина XVI в.).
Раздел II. Южные и западные славяне в период становления и развития буржуазного общества (XVI в. – 1918 г.).
Раздел III. Новейшее время (1918-2018 гг.).
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике, уметь работать в команде, самостоятельно, учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни; владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач, системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками, междисциплинарным подходом при решении проблем, навыками организации образовательного процесса; знать и использовать различные формы организации процесса обучения, особенности психофизического развития учащихся и уметь развивать их творческие способности в процессе обучения истории; на основе анализа сложившейся системы международных отношений выделять основные тенденции в развитии государств на современном этапе, владеть навыками организации образовательного процесса, применять нормативные правовые акты, относящиеся к будущей профессиональной деятельности.
|
Пререквизиты |
Всеобщая история
|
Трудоемкость |
3 зачётные единицы, 125 академических ч. (74 аудиторных, 51 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
5 семестр: устный и письменный опрос, подготовка рефератов, проверочные задания и вопросы, тестовые задания, зачёт.
|
Культурология
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность:
1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
Культура как предмет культурологии. Основные школы и концепции культурологии. Типология культур. Культура первобытного общества и Древнего Востока. Античная культура. Культура Европы в средние века. Культура Итальянского Возрождения. Культура Северного Возрождения. Культура Нового времени. Культура эпохи Просвещения. Художественная культура XX века: модернизм и постмодернизм. Белорусская культура в контексте мировой культуры.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Уметь применять базовые научно-теоритические знания для решения теоретических и практических задач. Владеть системным и сравнительным анализом. Владеть исследовательскими навыками. Уметь работать самостоятельно. Быть способным порождать новые идеи (креативность). Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером. Обладать качествами гражданственности. Быть способным к социальному взаимодействию. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. Быть способным к критике и самокритике. Уметь работать в команде. Анализировать и оценивать педагогические явления и события прошлого в свете современного научного знания.
|
Пререквизиты |
История Беларуси, история мировой культуры
|
Трудоемкость |
2 зачётные единицы, 79 академических ч. (46 аудиторных, 33 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
8 семестр: устный опрос, подготовка рефератов, обсуждение рефератов, проверочные тесты, зачёт.
|
Методика преподавания истории
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность:
1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
Государственный компонент
|
Краткое содержание |
Предмет и задачи методики преподавания истории. Современное состояние и развитие школьного исторического образования. Структура исторических знаний учащихся, характеристика ее основных компонентов. Методика формирования исторических представлений. Методические приемы и средства формирования исторических понятий. Формирование способов учебно-познавательной деятельности. Общая характеристика средств обучения истории. Проблема методов обучения истории. Методика наглядного обучения истории. Методические приемы устного обучения истории. Методика работы с печатными источниками при обучении истории. Урок истории и подготовка к его проведению. Система проверки и оценки результатов обучения истории. Повторение в обучении истории. Использование современных технологий обучения истории. Внеурочная работа по истории. Профессиональные и личностные качества учителя истории.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления целей, содержания учебных предметов, смены технологий, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Проектировать процесс обучения, ставить образовательные цели, отбирать содержание учебного материала, методы и технологии на основе системы знаний в области теории и методики педагогической деятельности. Осуществлять отбор содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, применять их в образовательном процессе с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
|
Пререквизиты |
Педагогика, психология
|
Трудоемкость |
5,5 зачётных единиц, 229 академических ч. (106 аудиторных, 87 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
5 семестр: устный опрос, подготовка рефератов, составление кроссвордов с использованием исторических понятий, составление разноуровневых заданий, зачёт;
6 семестр: устный опрос, подготовка рефератов, практическое задание: составление таблиц, решение тестов, экзамен.
|
Методика преподавания обществоведческих дисциплин
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность:
1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
Государственный компонент
|
Краткое содержание |
Предмет и задачи методики преподавания обществоведческих дисциплин. Общая характеристика учебного предмета «Обществоведение». Структура и содержание учебного предмета «Обществоведение». Методы и приемы обучения обществоведения. Словесный метод обучения. Методика формирования понятий и мировоззренческих идей в процессе изучения обществоведения. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей при изучении обществоведения. Наглядные средства в обучении обществоведению. Практические методы обучения обществоведению. Методика изучения документального материала в процессе преподавания обществоведческих дисциплин в средней школе. Проблемное обучение в процессе преподавания предмета «Обществоведение». Методика формирования способов учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения обществоведения. Урок обществоведения в современной школе. Подготовка учителя к преподаванию обществоведения. Формы занятий по обществоведческим дисциплинам в средней школе. Внеклассная работа по обществоведению.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления целей, содержания учебных предметов, смены технологий, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Проектировать процесс обучения, ставить образовательные цели, отбирать содержание учебного материала, методы и технологии на основе системы знаний в области теории и методики педагогической деятельности. Осуществлять отбор содержания , форм, методов и средств обучения и воспитания, применять их в образовательном процессе с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
|
Пререквизиты |
Педагогика, психология
|
Трудоемкость |
3,5 зачётных единиц, 144 академических ч. (58 аудиторных, 50 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
5семестр: коллоквиум, устный опрос, выполнение практических заданий, экзамен.
|
Методология исторической науки
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность:
1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
Государственный компонент
|
Краткое содержание |
Предмет исторической науки. Субъектно-объектные отношения в исторической науке и специфика исторического познания. Социальные функции исторической науки. Структура исторического исследования. Этапы исторического исследования. Принципы исторического познания. Общенаучные и традиционные методы исторического познания. Возможности и перспективы использования инструментария точных наук в историческом познании.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Обладать качествами гражданственности и толерантности, быть способным к социальному взаимодействию, обладать способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к критике и самокритике, применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач; владеть системным и сравнительным анализом, междисциплинарным подходом при решении проблем, исследовательскими навыками, уметь работать самостоятельно, быть способным генерировать новые идеи.
|
Пререквизиты |
Философия
|
Трудоемкость |
3,5 зачётных единиц, 137 академических ч. (46 аудиторных, 55 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
5 семестр: доклады на семинарских занятиях, контрольные опросы, подготовка рефератов, коллоквиум, экзамен.
|
Новая и Новейшая история стран Азии и Африки
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность:
1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
Государственный компонент
|
Краткое содержание |
Раздел 1. Новая история стран Азии и Африки в XVI – сер. XIX вв.
Раздел 2. Новая история стран Азии и Африки в середине XIX в. до 1918 г.
Раздел 3.Новейшая история стран Азии и Африки в 1918-1945 гг.
Раздел 4. Новейшая история стран Азии и Африки после Второй мировой войны.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Анализировать и интерпретировать исторические события и процессы локального, регионального и глобального уровней периодов Нового и Новейшего времени по истории региона. Обладать качествами гражданственности и толерантности. Быть способным к социальному взаимодействию. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. Быть способным к критике и самокритике. Применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. Владеть системным и сравнительным анализом, междисциплинарным подходом при решении проблем, исследовательскими навыками. Уметь работать самостоятельно. Быть способным генерировать новые идеи.
|
Пререквизиты |
История Средних веков
|
Трудоемкость |
7 зачётных единиц, 270 академических ч. (120 аудиторных, 114 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
4 семестр: устный опрос, подготовка рефератов, составление разноуровневых заданий, зачёт;
5 семестр: устный опрос, рефераты, проверочные тесты, экзамен.
|
Новая и Новейшая история стран Европы и Америки
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность:
1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
Государственный компонент
|
Краткое содержание |
Раздел 1 Новая история Европы и Америки раннего Нового времени (конец XV- первая половина XVII вв.).
Раздел 2. Новая история Европы и США в середине XVII – начале XIX в.
Раздел 3. Новая история стран Европы и США в XIX - начале ХХ вв.
Раздел 4. Новейшая история стран Европы и Америки. Западная цивилизация в межвоенное время (1918-1939 гг.).
Раздел 5. Новейшая история стран Европы и Америки (1945-2000).
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям. Быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике. Уметь работать в команде, самостоятельно, учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач, системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками, междисциплинарным подходом при решении проблем, навыками организации образовательного процесса. На основе анализа сложившейся системы международных отношений выделять основные тенденции в развитии государств на современном этапе. Владеть навыками организации образовательного процесса.
|
Пререквизиты |
Всеобщая история
|
Трудоемкость |
16,5 зачётных единиц, 648 академических ч. (270 аудиторных,114 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
3 семестр: устный опрос, рефераты, проверочные задания, зачет;
4 семестр: коллоквиум, устный опрос, проверочные тесты, рефераты, экзамен;
5 семестр: устный и письменный опрос, проверочные задания, зачет;
6 семестр: коллоквиум, устный опрос, проверочные тесты, рефераты, экзамен;
7 семестр: коллоквиум, устный опрос, рефераты, экзамен.
|
Основы идеологии белорусского государства» (обязательный модуль «Политология»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальности:
1- 01 01 01 Дошкольное образование
1-02 03 08 Иностранный язык (английский)
1-02 03 08 Иностранный язык (немецкий)
1-01 02 01 Начальное образование
1-03 02 01 Физическая культура
Модуль «Социально-гуманитарные дисциплины–1»
1-08 01 01-01 Профессиональное обучение (машиностроение)
1-08 01 01-05 Профессиональное обучение (строительство)
1-31 04 08 03 Компьютерная физика. Компьютерное моделирование физических процессов
Государственный компонент
|
Краткое содержание |
Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества. Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства. Политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике, уметь работать в команде; владеть системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками, уметь работать самостоятельно, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.
|
Пререквизиты |
Политология
|
Трудоемкость |
2 зачётные единицы, 36 академических ч.( 16 аудиторных)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
3 семестр устный и письменный опрос, рефераты, обсуждение докладов, сообщений, зачёт.
|
Основы права и права человека
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальности: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)
1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
1-02 05 01 Математика и информатика
1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)
1- 01 01 01 Дошкольное образование
1-02 06 01 Технический труд и предпринимательство
1-02 06 04 Обслуживающий труд и изобразительное искусство
1-08 01 01-05 Профессиональное обучение (строительство)
1-88 02 01-01 Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта)
1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка
1-03 02 01 Физическая культура
1-01 02 01 Начальное образование
1-02 03 08 Иностранный язык (немецкий)
1-02 03 08 Иностранный язык (английский)
1-02 03 06 Иностранные языки (немецкий, английский)
1-02 03 06 Иностранные языки (английский, немецкий)
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
Право: понятие, система, источники. Юридическая ответственность и ее виды. Всеобщая декларация прав человека. Личность, право, правововое государство. Конституционное право. Реализация конституционного права в Республике Беларусь. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Правовое обеспечение социальных гарантий в Республике Беларусь. Семейное право.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Руководствоваться нормативными правовыми актами в профессиональной деятельности и в различных сферах общественной жизни. Применять нормы национального и международного законодательства в области интеллектуальной собственности в процессе создания и реализации прав на объекты интеллектуальной собственности.
|
Пререквизиты |
Политология, история Беларуси
|
Трудоемкость |
2 зачётные единицы, 72 академических ч. (34 аудиторных, 38 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
4/5/6 семестры: устный опрос, подготовка рефератов, обсуждение докладов, зачёт.
|
Политология». (Обязательный модуль «Политология»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальности:
1- 01 01 01 Дошкольное образование
1-02 03 08 Иностранный язык (английский)
1-02 03 08 Иностранный язык (немецкий)
1-01 02 01 Начальное образование
1-02 02 01 Физическая культура
Модуль «Социально-гуманитарные дисциплины–1»
1-08 01 01-01 Профессиональное обучение (машиностроение)
1-08 01 01-05 Профессиональное обучение (строительство)
1-31 04 08 03 Компьютерная физика. Компьютерное моделирование физических процессов
Государственный компонент
|
Краткое содержание |
Введение в обязательный модуль «Политология». Теория политики, история и методология политической науки. Политические институты в Республике Беларусь и современном мире. Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире. Международные политические отношения и внешняя политика государств.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям. Быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике. Уметь работать в команде. Владеть системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками. Уметь работать самостоятельно, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.
|
Пререквизиты |
Политология
|
Трудоемкость |
2 зачётные единицы, 36 академических ч. (18 аудиторных)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
3/5/6 семестры: устный и письменный опрос, подготовка рефератов, экзамен.
|
Риторика и теория аргументации
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность:
1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
Риторика как наука. Инвенция и диспозиция. Основы композиции речи. Элокуция. Языковое выражение доводов. Меморио и акцио. Запоминание речи. Диалог. Искусство спора. Специфика риторической аргументации. Общие вопросы аргументативной риторики. Основы логической аргументации. Приёмы психологического и языкового манипулирования.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Компетенции: обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике, уметь работать в команде, самостоятельно, учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни; владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач, системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками, междисциплинарным подходом при решении проблем, навыками организации образовательного процесса; на основе анализа сложившейся системы международных отношений выделять основные тенденции в развитии государств на современном этапе, владеть навыками организации образовательного процесса.
|
Пререквизиты |
Философия, история
|
Трудоемкость |
2 зачётные единицы, 85 академических ч. (50 аудиторных, 35 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
7 семестр: устный опрос, составление плана речи составление примеров аргументации и доказательств на заданную тему, разбор приемов, методов и способов манипулирования, зачет.
|
Социальная философия
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность:
1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
Раздел 1 Социальная онтология и философские проблемы социальной динамики.
Раздел 2. Философия цивилизаций.
Раздел 3. Философия культуры.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Обладать качествами гражданственности и толерантности. Быть способным к социальному взаимодействию. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. Быть способным к критике и самокритике. Применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. Владеть системным и сравнительным анализом, междисциплинарным подходом при решении проблем, исследовательскими навыками. Уметь работать самостоятельно, анализировать и оценивать педагогические явления и события прошлого в свете современного научного знания.
|
Пререквизиты |
Философия
|
Трудоемкость |
3,5 зачётных единиц, 159 академических ч. (70 аудиторных, 53 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
8 семестр: проверочные задания, устный опрос, проверка конспектов, написание эссе, контрольная работа, экзамен.
|
Социально-культурная антропология
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальность:
1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
Раздел 1 Антропология и проблемы изучения культуры
Введение. Антропология: общая характеристика дисциплины. Развитие антропологической теории. Возникновение социально-культурной антропологии и ее проблемное поле. Концепция культуры.
Раздел 2. Базовая проблематика социально-культурной антропологии.
Проблема антропогенеза. Социогенез. Брак и семья. Системы родства. Теория развития человеческого общества. Организация политической власти. Религия – проблема возникновения и общность структуры. Проблемы адаптации. Проектирование будущего. Типы жизнеобеспечения. Экономические системы.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Компетенции: обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике; владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач, системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками, междисциплинарным подходом при решении проблем, навыками организации образовательного процесса; управлять учебно-познавательной и учебно- исследовательской деятельностью обучающихся.
|
Пререквизиты |
Философия, социология, история
|
Трудоемкость |
3 зачётные единицы, 126 академических ч. (50 аудиторных, 40 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
8 семестр: проверка конспектов, проверочные задания, устный опрос, экзамен.
|
Социология» (Обязательный модуль «Экономика»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальности:
1-02 03 06 Иностранные языки (английский, немецкий)
1-02 03 08 Иностранный язык (английский)
1-02 03 08 Иностранный язык (немецкий)
1-01 02 01 Начальное образование
1-03 02 01 Физическая культура
Модуль «Социально-гуманитарные дисциплины - 1»
1-08 01 01-01 Профессиональное обучение (машиностроение)
1-08 01 01-05 Профессиональное обучение (строительство)
1-31 04 08 03 Компьютерная физика. Компьютерное моделирование физических процессов.
Государственный компонент
|
Краткое содержание |
Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий. Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства. Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий. Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства. Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис.
Анализировать и оценивать социально-экономические процессы, проявлять предпринимательскую инициативу.
|
Пререквизиты |
Обществоведение
|
Трудоемкость |
2 зачётные единицы, 54 академических ч. (18 аудиторных)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
4 семестр: устный опрос, рефераты, обсуждение докладов, сообщений, тестовые задания, экзамен.
|
Социология личности
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальности:
1-02 03 08 Иностранный язык (английский)
1-02 03 08 Иностранный язык (немецкий)
1-03 03 01 Логопедия
1-02 06 04 Обслуживающий труд и изобразительное искусство,
1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)
(модуль «Социально-гуманитарный-2») Дисциплина по выбору 1 курса
1-08 01 01-01 Профессиональное обучение (машиностроение)
1-08 01 01-05 Профессиональное обучение (строительство)
Учебная дисциплина по выбору студента
|
Краткое содержание |
Предмет и функции социологии личности. Методология и методика социологических исследований личности. Социальные роли, социальный статус и социальная направленность личности. Основные формы проявления ценностных ориентаций личности. Социологические проблемы сознания и подсознания. Социальная среда формирования и деятельности личности. Структура, сущность и формы социализации личности. Социальное действие. Диспозиционные теории личности. Качественная разновидность социального поведения индивида. Нарушение социальных норм.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Обладать качествами гражданственности. Быть способным к социальному взаимодействию. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление). Уметь работать в команде. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. Владеть системным и сравнительным анализом. Владеть исследовательскими навыками. Уметь работать самостоятельно. Быть способным порождать новые идеи. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни
|
Пререквизиты |
Социология
|
Трудоемкость |
2 зачётные единицы, 72 академических ч. (34аудиторных, 38 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
2/5/6 семестры: проверочные тесты, устный опрос, рефераты, эссе, зачет.
|
Философия
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальности:
1-02 03 06 Иностранные языки (английский, немецкий)
1-02 03 08 Иностранный язык (английский)
1-02 03 08 Иностранный язык (немецкий)
Обязательный модуль «Философия», Социально-гуманитарный модуль-1)
1-31 04 08 03 Компьютерная физика. Компьютерное моделирование физических процессов
(модуль «Социально-гуманитарный-1»)
1-08 01 01-05 Профессиональное обучение (строительство).
Государственный компонент
|
Краткое содержание |
Становление и развитие философии. Философское осмысление проблем бытия. Философская антропология. Социальная философия. Теория познания и философия науки.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Владеть культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу философских, мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем в профессиональной деятельности. Работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные, культурные и иные различия
|
Пререквизиты |
Обществоведение
|
Трудоемкость |
3 зачётные единицы, 100 академических часов (42 аудиторных, 22 самостоятельная работа)
1-02 03 06 Иностранные языки (английский, немецкий)
1-02 03 08 Иностранный язык (английский)
1-02 03 08 Иностранный язык (немецкий)
1-31 04 08 03 Компьютерная физика. Компьютерное моделирование физических процессов
2 зачётные единицы, 80 академических часов
(42 аудиторных, 22 самостоятельная работа)
1-08 01 01-05 Профессиональное обучение (строительство).
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
3/5семестр: доклады на семинарских занятиях, устный опрос, контрольные опросы, коллоквиум, экзамен.
|
Философия и методология науки
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования II ступени
Специальности:
1-08 80 04 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Профилизация: Образовательный менеджмент
1-08 80 04 Физическая культура и спорт
Государственный компонент
|
Краткое содержание |
Статус и предназначение философии в жизни общества. Философское осмысление проблемы бытия. Природа как предмет философского и научного познания. Философия глобального эволюционизма. Проблемы человека в философии. Философия сознания. Специфика социальной реальности. Основные проблемы социальной динамики. Развитие общества как цивилизационный процесс. Философия культуры. Наука как важнейшая форма познания в современном мире. Наука в ее историческом развитии. Структура и динамика научного познания. Методологический инструментарий современной науки. Диалектическая логика как методология научного познания. Наука как социальный институт. Философия естествознания и техники. Философия социально-гуманитарного познания. Философия и методология междисциплинарного синтеза.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Обладать качествами гражданственности и толерантности. Быть способным к социальному взаимодействию. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. Быть способным к критике и самокритике. Применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. Владеть системным и сравнительным анализом, междисциплинарным подходом при решении проблем, исследовательскими навыками. Уметь работать самостоятельно, быть способным генерировать новые идеи.
|
Пререквизиты |
Философия
|
Трудоемкость |
130 академических ч. (104 аудиторных, 26 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
2 семестр: устный и письменный опрос, кандидатский экзамен.
|
Экономическая теория» (Обязательный модуль «Экономика»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа высшего образования I ступени
Специальности:
1-02 03 06 Иностранные языки (английский, немецкий)
1-02 03 08 Иностранный язык (английский)
1-02 03 08 Иностранный язык (немецкий)
1-01 02 01 Начальное образование
1-03 02 01 Физическая культура
Модуль «Социально-гуманитарные дисциплины - 1»
1-31 04 08 03 Компьютерная физика. Компьютерное моделирование физических процессов
1-08 01 01-05 Профессиональное обучение (строительство)
1-08 01 01-01 Профессиональное обучение (машиностроение)
Государственный компонент
|
Краткое содержание |
Экономическая теория: предмет и метод. Хозяйственные системы. Рыночная экономика и ее модели. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения. Основы поведения субъектов рыночной экономики. Рынки факторов производства.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Обладать качествами гражданственности. Быть способным к социальному взаимодействию. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление). Уметь работать в команде. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. Владеть системным и сравнительным анализом. Владеть исследовательскими навыками.. Уметь работать самостоятельно. Быть способным порождать новые идеи. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.
|
Пререквизиты |
Обществоведение
|
Трудоемкость |
2 зачётные единицы, 90 академических ч. (42 аудиторных, 12 самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
4 семестр: устный опрос, рефераты, обсуждение докладов, сообщений, тестовые задания, экзамен.
|