Перечень дисциплин на 2022/2023 учебный год
Кафедра физического воспитания и спортивных дисциплин
Образовательные стандарты высшего образования 1 ступени
Атлетическая гимнастика
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Компонент учреждения высшего образования
Спортивно-педагогический модуль-2
|
Краткое содержание |
Основы техники, тактики и методики преподавания пляжного волейбола
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Специализированные компетенции: владеть техникой выполнения и методикой обучения атлетической гимнастике, обеспечивать соблюдение правил безопасности проведения занятий
|
Пререквизиты |
Гимнастика и методика преподавания
|
Трудоемкость |
3 зачетных единицы, 90 академических часов (34 аудиторных, 56 – самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
2 семестр - зачет
|
Биомеханика
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
1-88 02 01 «Спортивно-педагогическая деятельность (по направлениям)»
Государственный компонент
Модуль «Биомеханика и измерения в физической культуре и спорте»
|
Краткое содержание |
Биомеханический анализ двигательных действий. Биомеханические характеристики движений человека. Биомеханика двигательного аппарата человека. Биомеханические особенности моторики человека. Биомеханические аспекты обучения двигательным действиям. Частная биомеханика.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Базовые профессиональные компетенции: применять методы биомеханического анализа спортивных упражнений в профессиональной деятельности
|
Пререквизиты |
Анатомия
|
Трудоемкость |
3 зачетные единицы, 120 академических часов (60 аудиторных, 60 – самостоятельная работа).
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
3-й семестр: защита лабораторных работ, экзамен
|
Биомеханика
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Компонент учреждения высшего образования
Модуль «Биомеханика и измерения в физической культуре и спорте»
|
Краткое содержание |
Биомеханический анализ двигательных действий. Биомеханические характеристики движений человека. Биомеханика двигательного аппарата человека. Биомеханические особенности моторики человека. Биомеханические аспекты обучения двигательным действиям. Частная биомеханика.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Базовая профессиональная компетенция: применять методы биомеханического анализа спортивных упражнений в профессиональной деятельности
|
Пререквизиты |
Анатомия
|
Трудоемкость |
3 зачетные единицы, 90 академических часов (54 аудиторных, 36 – самостоятельная работа).
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
3-й семестр: защита лабораторных работ, экзамен
|
Гимнастика и методика преподавания
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
1-88 02 01 «Спортивно-педагогическая деятельность (по направлениям)»
Государственный компонент
Спортивно-педагогический модуль -1
|
Краткое содержание |
Владеть техникой выполнения базовых упражнений и методикой обучения в гимнастике, оказывать помощь и страховку при выполнении гимнастических упражнений, обеспечивать соблюдение правил безопасности проведения занятий
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Базовые профессиональные компетенции: владеть техникой выполнения базовых упражнений и методикой обучения в гимнастике, оказывать помощь и страховку при выполнении гимнастических упражнений, обеспечивать соблюдение правил безопасности проведения занятий
|
Пререквизиты |
Физическая культура
|
Трудоемкость |
11 зачетных единицы, 404 академических часов (214 аудиторных, 190 – самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
1, 3 семестры практические и контрольные нормативы
2 семестр - практические и контрольные нормативы, зачет
4 семестр - практические и контрольные нормативы, экзамен
|
Гимнастика и методика преподавания
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Государственный компонент
Спортивно-педагогический модуль-1
|
Краткое содержание |
Владеть техникой выполнения базовых упражнений и методикой обучения в гимнастике, оказывать помощь и страховку при выполнении гимнастических упражнений, обеспечивать соблюдение правил безопасности проведения занятий
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Базовые профессиональные компетенции: владеть техникой выполнения базовых упражнений и методикой обучения в гимнастике, оказывать помощь и страховку при выполнении гимнастических упражнений, обеспечивать соблюдение правил безопасности проведения занятий
|
Пререквизиты |
Физическая культура
|
Трудоемкость |
12 зачетных единицы, 450 академических часов (250 аудиторных, 200 – самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
Демонстрировать технику выполнения упражнений, страховать, оказывать помощь, осуществлять контроль и управлять процессом обучения.
2,4,6 семестр - зачет
7семестр - экзамен
|
Физическая рекреация
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования 1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Компонент учреждениявысшего образования
|
Краткое содержание |
Физическая рекреация и физкультурно-оздоровительная работа – основа двигательной активности различных контингентов населения. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение физической рекреации и физкультурно-оздоровительной работы с населением. Формы, средства, методы и объекты физической рекреации и физкультурно-оздоровительной работы. Методика организации и проведения рекреационно-оздоровительных занятий. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями, спортом и туризмом
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Специальная компетенция: владеть навыками оптимизации двигательной активности занимающихся путем применения средств и форм физической рекреации
|
Пререквизиты |
Основы оздоровительной физической культуры
|
Трудоемкость |
2 зачетных единицы, 72 академических часов (34 аудиторных, 38 – самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
8 семестр: рефераты, опрос, тесты, зачет
|
История физической культуры и спорта
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
1-88 02 01 «Спортивно-педагогическая деятельность (по направлениям)»
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
Физическая культура Древнего мира, в средние века и в Новое время. Физическая культура в России и Беларуси. Международное спортивное и олимпийское движение. Современное состояние и проблемы физической культуры и спорта в Республике Беларусь
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Универсальная компетенция: понимать значение физической культуры и спорта в общей системе социокультурных ценностей и определять социально-политические факторы влияния на развитие физической культуры и спорта в контексте исторического процесса
|
Пререквизиты |
История
|
Трудоемкость |
3 зачетные единицы, 90 академических часов (40 аудиторных, 50 – самостоятельная работа).
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
1-й семестр: тесты по темам, экзамен
|
История физической культуры и спорта
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа бакалавриата (I ступень высшего образования) 1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
Физическая культура Древнего мира, в средние века и в Новое время. Физическая культура в России и Беларуси. Международное спортивное и олимпийское движение. Современное состояние и проблемы физической культуры и спорта в Республике Беларусь
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Универсальная компетенция: понимать значение физической культуры и спорта в общей системе социокультурных ценностей и определять социально-политические факторы влияния на развитие физической культуры и спорта в контексте исторического процесса
|
Пререквизиты |
История
|
Трудоемкость |
3 зачетные единицы, 100 академических часов (54 аудиторных, 46 – самостоятельная работа).
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
1-й семестр: тесты по темам, коллоквиум, экзамен
|
Лыжный спорт и методика преподавания
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования 1-88 02 01 «Спортивно-педагогическая деятельность (по направлениям)»
Государственный компонент
Спортивно-педагогический модуль -1
|
Краткое содержание |
Эволюция и история развития лыжного спорта. Основы техники передвижения на лыжах. Основы методики обучения в лыжном спорте. Техника передвижения на лыжах классическими и коньковыми ходами. Методика обучения классическим ходам. Методика обучения коньковым ходам. Формы организации занятий по лыжному спорту. Лыжный спорт в общеобразовательной школе. Планирование и учет учебно-тренировочного процесса.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Базовая профессиональная компетенция: владеть техникой выполнения и методикой обучения способам передвижения на лыжах, планировать содержание занятий, обеспечивать соблюдение правил безопасности проведения занятий
|
Пререквизиты |
Физическая культура
|
Трудоемкость |
3 зачетных единицы, 340 академических часов (194 аудиторных, 146 – самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
1, 2 семестры практические и контрольные нормативы
2 семестр - практические и контрольные нормативы, экзамен
|
Лыжный спорт и методика преподавания
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Государственный компонент
Спортивно-педагогический модуль-1
|
Краткое содержание |
Эволюция и история развития лыжного спорта. Основы техники передвижения на лыжах. Основы методики обучения в лыжном спорте. Техника передвижения на лыжах классическими и коньковыми ходами. Методика обучения классическим ходам. Методика обучения коньковым ходам. Формы организации занятий по лыжному спорту. Лыжный спорт в общеобразовательной школе. Планирование и учет учебно-тренировочного процесса.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Базовая профессиональная компетенция: владеть техникой выполнения и методикой обучения способам передвижения на лыжах, планировать содержание занятий, обеспечивать соблюдение правил безопасности проведения занятий
|
Пререквизиты |
Физическая культура
|
Трудоемкость |
6 зачетных единицы, 190 академических часов (70 аудиторных, 120 – самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
4, 5, 6 семестры: практические и контрольные нормативы
4 семестр - практические и контрольные нормативы, зачет,
6 семестр - практические и контрольные нормативы, экзамен
|
Методика преподавания физической культуры
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования 1-01 02 01 Начальное образование
|
Краткое содержание |
Средства и методы физического воспитания младших школьников. Методические принципы физического воспитания в начальной школе. Методика учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию. Обучение двигательным действиям. Формы организации занятий по физической культуре в начальной школе. Планирование физического воспитания. Врачебный контроль в организации физического воспитания. Медико-педагогические требования к уроку физической культуры и здоровья. Методика обучения общеразвивающим упражнениям. Методика обучения прикладным упражнениям. Методика обучения акробатическим упражнениям. Методика организации и проведения подвижных игр. Методика обучения передвижению на лыжах.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Базовая профессиональная компетенция: осуществлять отбор содержания форм, методов и средств обучения и воспитания, применять их в образовательном процессе с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся
|
Пререквизиты |
Физическая культура
|
Трудоемкость |
3 зачетные единицы, 108 академических часов (60 аудиторных, 48 – самостоятельная работа).
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
5-й семестр: опрос, рефераты, зачет
|
Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования 1-01 01 01 Дошкольное образование
|
Краткое содержание |
Методические основы физического воспитания в учреждении дошкольного образования. Обучение, развитие и воспитание ребенка в процессе занятий физическими упражнениями. Формы организации физического воспитания в учреждении дошкольного образования. Индивидуально-дифференцированный подход к детям в физическом воспитании. Физическое воспитание детей, имеющих признаки психомоторной одаренности. Планирование работы по физическому воспитанию в учреждении дошкольного образования.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Базовая профессиональная компетенция: осуществлять процесс физического воспитания детей дошкольного возраста и обеспечить здоровьесберегающие условия образовательного процесса во взаимодействии с руководителем физического воспитания
|
Пререквизиты |
Физическая культура
|
Трудоемкость |
3 зачетные единицы, 102 академических часов (54 аудиторных, 48 – самостоятельная работа).
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
4-й семестр: защита лабораторных работ, рефераты, экзамен
|
Организация туризма
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Компонент учреждения высшего образования
Цикл дисциплин специализации
|
Краткое содержание |
Характеристика исторических этапов в туризме. История развития туризма. Государственное регулирование в сфере туризма. Туристическая деятельность. Индустрия туризма. Транспортное обеспечение туризма. Правила проведения туристических походов. Организация туристического похода. Туристические рекреационные и спортивные походы. Спортивный туризм. Разрядные требования и правила соревнований. Топографическая подготовка туриста. Основные правила безопасности при движении на маршруте.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Специализированная компетенция: владеть навыками планирования, проведения и контроля оценки эффективности туристических занятий преимущественно с оздоровительной направленностью, а также методическими приемами для применения туризма в различных звеньях физкультурной практики
|
Пререквизиты |
Гимнастика и методика преподавания. Туризм. Экскурсоведение
|
Трудоемкость |
3 зачетные единицы, 220 академических часов (130 аудиторных, 90 – самостоятельная работа).
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
8-й семестры: рефераты, экзамен
|
Основы атлетизма
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
Основы здорового образа жизни, питание, сон, физические качества, общая и специальная физическая подготовка, классификация общеукрепляющих упражнений для мышц шеи и головы, плечевого пояса, рук, живота и спины, упражнения для ног. Предупреждение травматизма на занятиях, помощь и страховка
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Специализированная компетенция: владеть техникой выполнения и методикой обучения атлетизму
|
Пререквизиты |
Гимнастика и методика преподавания. Спортивные и подвижные игры и методика преподавания.
|
Трудоемкость |
3 зачетные единицы, 90 академических часов (34 аудиторных, 56 – самостоятельная работа).
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
8-й семестры: практические и контрольные нормативы, зачет
|
Основы оздоровительной физической культуры
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
1-88 02 01 «Спортивно-педагогическая деятельность (по направлениям)»
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
Сущность и структура оздоровительной физической культуры. Средства, методы, виды и формы оздоровительной физической культуры. Особенности психофизического состояния лиц, не занимающихся и занимающихся физическими упражнениями. Оздоровительные системы на службе здорового образа жизни. Основы построения оздоровительной тренировки. Организационно-управленческие аспекты оздоровительной физической культуры. Сущность и структура производственной физической культуры. Профилактика травм и доврачебная помощь
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Специализированная компетенция: применять на практике полученные знания для самостоятельной разработки комплексных программ оздоровительной направленности для различных групп населения
|
Пререквизиты |
Анатомия. Физиология. Теория и методика физического воспитания.
|
Трудоемкость |
182 академических часов (94 аудиторных, 88 – самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
6 семестр: рефераты, опрос
7 – зачет
|
Основы оздоровительной физической культуры
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования 1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка
Компонент учреждения высшего образования.
Модуль дисциплин специализации
|
Краткое содержание |
Сущность и структура оздоровительной физической культуры. Средства, методы, виды и формы оздоровительной физической культуры. Особенности психофизического состояния лиц, не занимающихся и занимающихся физическими упражнениями. Оздоровительные системы на службе здорового образа жизни. Основы построения оздоровительной тренировки. Организационно-управленческие аспекты оздоровительной физической культуры. Сущность и структура производственной физической культуры. Профилактика травм и доврачебная помощь
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Специализированная компетенция: применять на практике полученные знания для самостоятельной разработки комплексных программ оздоровительной направленности для различных групп населения
|
Пререквизиты |
Теория и методика физической культуры. Формирование здорового образа жизни. Основы теории, методики организации оздоровительной физической культуры
|
Трудоемкость |
3 зачетных единицы, 90 академических часов (34 аудиторных, 56 – самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
8 семестр: защита лабораторных работ, рефераты, зачет
|
Основы теории, методики организации оздоровительной физической культуры
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования 1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Компонент учреждения высшего образования
Модуль дисциплин специализации
|
Краткое содержание |
Сущность и структура оздоровительной физической культуры. Средства, методы и формы оздоровительной физической культуры. Здоровый образ жизни и его формирование у обучаемых. Основы построения оздоровительной тренировки. Организационно-управленческие аспекты оздоровительной физической культуры.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Специализированная компетенция: владеть терминами и понятиями, знаниями истории и современного состояния физкультурно-оздоровительной деятельности; ориентироваться и использовать знания об оздоровительных методиках и массовых физкультурно-спортивных мероприятий в организациях и учреждениях различного типа
|
Пререквизиты |
Теория и методика физической культуры. Формирование здорового образа жизни. Физическая рекреация
|
Трудоемкость |
4 зачетных единицы, 142 академических часов (70 аудиторных, 72 – самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
4 семестр: защита лабораторных работ, рефераты, экзамен
|
Плавание и методика преподавания
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования) 1-88 02 01 «Спортивно-педагогическая деятельность (по направлениям»
Компонент учреждения высшего образования
Спортивно-педагогический модуль-2
|
Краткое содержание |
Основы теории плавания Техника плавания. История развития плавания. Основы техники плавания Техника облегченных и спортивных способов плавания Методика обучения начальному плаванию Методика обучения спортивным способам плавания. Основы спортивной тренировки пловцов. Основы методики обучения плаванию. Организация и судейство соревнований, игр и развлечений на воде.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Специальная компетенция: владеть техникой выполнения и методикой обучения спортивным и прикладным способам плавания, приемами оказания помощи пострадавшим на воде, формами и методиками обучения плаванию, обеспечивать соблюдение правил безопасности проведения занятий
|
Пререквизиты |
Физическая культура
|
Трудоемкость |
6 зачетных единицы, 198 академических часов (94 аудиторных, 102 – самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
1 семестр – практические и контрольные нормативы, зачет
2 семестр – практические и контрольные нормативы, экзамен
|
Плавание и методика преподавания
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Компонент учреждения высшего образования
Спортивно-педагогический модуль-2
|
Краткое содержание |
Основы теории плавания Техника плавания. История развития плавания. Основы техники плавания Техника облегченных и спортивных способов плавания Методика обучения начальному плаванию Методика обучения спортивным способам плавания. Основы спортивной тренировки пловцов. Основы методики обучения плаванию. Организация и судейство соревнований, игр и развлечений на воде.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Специализированная компетенция: владеть техникой выполнения и методикой обучения спортивным и прикладным способам плавания, приемами оказания помощи пострадавшим на воде, формами и методиками обучения плаванию, обеспечивать соблюдение правил безопасности проведения занятий
|
Пререквизиты |
Гимнастика и методика преподавания, Спортивные и подвижные игры и методика преподавания.
|
Трудоемкость |
9 зачетных единицы, 274 академических часов (110 аудиторных, 164 – самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
3, 4, 5 семестры: практические и контрольные нормативы
3, 4 семестр – зачет
5 семестр – экзамен
|
Пляжный волейбол
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования 1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Компонент учреждения высшего образования
Спортивно-педагогический модуль-2
|
Краткое содержание |
Основы техники, тактики и методики преподавания пляжного волейбола
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Специализированные компетенции: владеть техникой выполнения и методикой обучения пляжному волейболу, обеспечивать соблюдение правил безопасности проведения занятий
|
Пререквизиты |
Спортивные и подвижные игры и методика преподавания
|
Трудоемкость |
3 зачетных единицы, 90 академических часов (34 аудиторных, 56 – самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
практические и контрольные нормативы
2 семестр - зачет
|
Повышение спортивного мастерства
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Дополнительные виды обучения
|
Краткое содержание |
Повышение уровня физической, технической, тактической подготовленности обучающихся. Подготовка к соревнованиям, участие в соревнованиях, анализ соревновательной деятельности и коррекция дальнейшей подготовки с учетом результатов участия в соревнованиях. Участие в организации соревнований и судейство соревнований по виду спорта. Совершенствование знаний, умений и навыков проведения учебно-тренировочных занятий по различным видам подготовки. Совершенствование знаний, умений и навыков контроля различных сторон подготовленности спортсменов, тренировочных и соревновательных нагрузок
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Специальная компетенция: владеть навыками организации и судейства спортивных соревнований, реализовывать имеющийся уровень технико-тактической и физической подготовленности в условиях учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в избранном виде спорта
|
Пререквизиты |
Гимнастика и методика преподавания. Спортивные и подвижные игры и методика преподавания. Плавание и методика преподавания
|
Трудоемкость |
790 академических часов (790 аудиторных).
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
1-8-й семестры: практические и контрольные нормативы, зачет
|
Правовые основы физической культуры и спорта
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Компонент учреждения высшего рбразования
|
Краткое содержание |
Законодательное обеспечение сферы физической культуры, спорта и туризма в Республике Беларусь. Правовое положение организаций физической культуры и спорта в РБ
Спорт высших достижений с точки зрения права. Правовое регулирование труда в сфере физической культуры, спорта и туризма. Специфика контракта в спорте. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства населения.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Специальная компетенция: применять знания нормативных правовых актов в профессиональной деятельности специалиста сферы физической культуры и спорта
|
Пререквизиты |
История физической культуры и спорта
|
Трудоемкость |
3 зачетные единицы, 90 академических часов (36 аудиторных, 54 – самостоятельная работа).
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
7-й семестр: рефераты, зачет
|
Спортивная метрология
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования 1-88 02 01 «Спортивно-педагогическая деятельность (по направлениям)»
Государственный компонент
Модуль «Биомеханика и измерения в физической культуре и спорте»
|
Краткое содержание |
Измерения в физической культуре и спорте. Математико-статистические основы спортивных измерений. Взаимосвязь результатов измерений. Корреляционный анализ. Метрологические основы теории тестов. Теория педагогических оценок. Эвристические и инструментальные приемы квалиметрии. Управление и контроль в спортивной тренировке. Контроль за технической и тактической подготовленностью спортсмена.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Базовые профессиональные компетенции: владеть методами статистической обработки результатов измерений в физической культуре, спорте и туризме, использовать современные методы учета, контроля и прогнозирования процесса выполнения физических упражнений
|
Пререквизиты |
Биомеханика. Информационные технологии в физической культуре и спорте. Теория и методика физического воспитания
|
Трудоемкость |
3 зачетные единицы, 110 академических часов (44 аудиторных, 66 – самостоятельная работа).
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
6-й семестр: защита лабораторных работ, экзамен
|
Спортивная метрология
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования 1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Компонент учреждения высшего образования
Модуль «Биомеханика и измерения в физической культуре и спорте»
|
Краткое содержание |
Измерения в физической культуре и спорте. Математико-статистические основы спортивных измерений. Взаимосвязь результатов измерений. Корреляционный анализ. Метрологические основы теории тестов. Теория педагогических оценок. Эвристические и инструментальные приемы квалиметрии. Управление и контроль в спортивной тренировке. Контроль за технической и тактической подготовленностью спортсмена.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Базовые профессиональные компетенции: владеть методами статистической обработки результатов измерений в физической культуре, спорте и туризме, использовать современные методы учета, контроля и прогнозирования процесса выполнения физических упражнений
|
Пререквизиты |
Биомеханика. Информационные технологии в физической культуре и спорте. Теория и методика физической культуры
|
Трудоемкость |
3 зачетные единицы, 94 академических часов (60 аудиторных, 34 – самостоятельная работа).
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
5 и 6-й семестры: рефераты, защита лабораторных работ, экзамен
|
Спортивные единоборства
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
Классификация видов борьбы, физические качества единоборцев, общая и специальная физическая подготовка единоборцев, акробатическая подготовка, двигательные элементы в партере и стойке, страховка и помощь, требования безопасности на занятиях по спортивным единоборствам
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Специализированная компетенция: владеть техникой выполнения и методикой обучения видам спортивного единоборства для осуществления профессиональной деятельности
|
Пререквизиты |
Гимнастика и методика преподавания. Спортивные и подвижные игры и методика преподавания.
|
Трудоемкость |
3 зачетные единицы, 90 академических часов (34 аудиторных, 56– самостоятельная работа).
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
8-й семестры: практические и контрольные нормативы, зачет
|
Спортивные и подвижные игры и методика преподавания
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования 1-88 02 01 «Спортивно-педагогическая деятельность (по направлениям)»
Государственный компонент
Спортивно-педагогический модуль-1
|
Краткое содержание |
Спортивные игры в системе физического воспитания: баскетбол, гандбол, волейбол, футбол, теннис, настольный теннис, бадминтон и др. Правила игры и методика судейства. Классификация техники и тактики в виде спорта. Методика обучения основным техническим и тактическим действиям, развития физических качеств и двигательно-координационных способностей. Организация и проведение соревнований по спортивным играм. Содержание, организация и методика проведения подвижных игр с различным контингентом занимающихся.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Базовые профессиональные компетенции: Применять основные методические подходы в обучении спортивным играм, использовать теоретические знания, методы и средства в процессе обучения спортивным играм, обеспечивать соблюдение правил безопасности проведения занятий
|
Пререквизиты |
Физическая культура
|
Трудоемкость |
12 зачетных единицы, 388 академических часов (226 аудиторных, 162 – самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
1,4,6 семестры - практические и контрольные нормативы, зачет
7 семестр - практические и контрольные нормативы, экзамен
|
Спортивные и подвижные игры и методика преподавания
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Государственный компонент
Спортивно-педагогический модуль-1
|
Краткое содержание |
Спортивные игры в системе физического воспитания: баскетбол, гандбол, волейбол, футбол, теннис, настольный теннис, бадминтон и др. Правила игры и методика судейства. Классификация техники и тактики в виде спорта. Методика обучения основным техническим и тактическим действиям, развития физических качеств и двигательно-координационных способностей. Организация и проведение соревнований по спортивным играм. Содержание, организация и методика проведения подвижных игр с различным контингентом занимающихся.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Базовые профессиональные компетенции: Применять основные методические подходы в обучении спортивным играм, использовать теоретические знания, методы и средства в процессе обучения спортивным играм, обеспечивать соблюдение правил безопасности проведения занятий
|
Пререквизиты |
Физическая культура
|
Трудоемкость |
15 зачетных единицы, 528 академических часов (320 аудиторных, 208 – самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
практические и контрольные нормативы 1,2,4,6 семестр - зачет
7семестр - экзамен
|
Спортивный менеджмент и маркетинг
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
Спортивный менеджмент: сущность, цели и задачи, терминология. Нормативно-правовые основы управления физической культурой и спортом. Методология и практика современного спортивного менеджмента и маркетинга. Методология и практика спортивного маркетинга.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Специализированнаякомпетенция: владеть методами управления предприятиями в сфере физической культуры и спорта, разрабатывать маркетинговые стратегии организаций физической культуры и спорта, осуществлять мероприятия, направленные на их реализацию
|
Пререквизиты |
Правовые основы физической культуры и спорта.
|
Трудоемкость |
3 зачетные единицы, 90 академических часов (40 аудиторных, 50– самостоятельная работа).
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
8-й семестры: практические и контрольные нормативы, зачет
|
Теоретические основы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
1-01 01 01 Дошкольное образование
|
Краткое содержание |
Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста. Основные принципы, средства и методы физического воспитания Разработка научных основ и методических подходов к проблемам физического воспитания дошкольников. Система физического воспитания детей дошкольного возраста. Современные программы физического воспитания детей дошкольного возраста.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Базовая профессиональная компетенция: осуществлять процесс физического воспитания детей дошкольного возраста и обеспечить здоровьесберегающие условия образовательного процесса во взаимодействии с руководителем физического воспитания
|
Пререквизиты |
Физическая культура
|
Трудоемкость |
3 зачетные единицы, 108 академических часов (56 аудиторных, 52 – самостоятельная работа).
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
3-й семестр: тесты по темам, рефераты, зачет
|
Физическая рекреация
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа бакалавриата (I ступень высшего образования) 1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Компонент учреждения высшего образования
Цикл дисциплин специализации
|
Краткое содержание |
Физическая рекреация и физкультурно-оздоровительная работа – основа двигательной активности различных контингентов населения. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение физической рекреации и физкультурно-оздоровительной работы с населением. Формы, средства, методы и объекты физической рекреации и физкультурно-оздоровительной работы. Методика организации и проведения рекреационно-оздоровительных занятий. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями, спортом и туризмом
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Специальная компетенция: владеть навыками оптимизации двигательной активности занимающихся путем применения средств и форм физической рекреации; планировать, организовывать, контролировать и корректировать физкультурно-оздоровительную и рекреационную деятельность
|
Пререквизиты |
Теория и методика физической культуры. Основы теории, методики организации оздоровительной физической культуры.
|
Трудоемкость |
3 зачетных единицы, 124 академических часов (82 аудиторных, 42 – самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
6 семестр: рефераты, опрос, тесты, экзамен
|
Формирование здорового образа жизни
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
Специальность: 1-03 02 01 Физическая культура. Специализация 1-03 02 01 03 «Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность»
Цикл дисциплин специализации
|
Краткое содержание |
Исторический анализ учения о здоровом образе жизни и (ЗОЖ). Средства, методы, виды и формы ЗОЖ. Привычки пагубно влияющие на здоровье человека. Условия формирования ЗОЖ. Оздоровительные системы на службе ЗОЖ. Биологические и социальные нормы ЗОЖ. Формы и средства физической рекреации. Рациональный режим питания при занятиях физической культурой и спортом. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Компоненты ЗОЖ. Особенности мотивационной сферы при занятиях физической культурой и спором.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Специальные компетенции: Анализировать образ жизни человека и определять направления повышения его качества
|
Пререквизиты |
Основы безопасной жизнедеятельности и методика преподавания. Основы оздоровительной физической культуры. Физиология. Теория и методика физической культуры.
|
Трудоемкость |
3 зачетных единицы, 120 академических часов (76 аудиторных, 44 – самостоятельная работа)
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
8-й семестр, зачет
|
Цивилизация и олимпизм
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Компонент учреждения высшего образования
|
Краткое содержание |
Цивилизация и олимпизм в Древней Греции. История возрождения современных Олимпийских игр. Викелас, Пьер де Кубертен – основоположники олимпизма. Укрепление олимпийского движения (1894-1918гг.). Критические годы олимпийского движения. Развитие олимпизма после второй мировой войны. Олимпийское движение на современном этапе.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Профессиональная компетенция: быть способным использовать знания по цивилизации и олимпизму для развития и совершенствования физической культуры личности.
|
Пререквизиты |
История физической культуры и спорта.
|
Трудоемкость |
2 зачетные единицы, 72 академических часа (34 аудиторных, 38– самостоятельная работа).
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
8-й семестры: рефераты, опрос, экзамен
|
Экскурсоведение
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Образовательная программа
I ступень высшего образования
1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Компонент учреждения высшего образования
Цикл дисциплин специализации
|
Краткое содержание |
Основные этапы развития экскурсионной деятельности. Экскурсионные ресурсы и возможности Республики Беларусь. Музейные экскурсии. Природоведческие экскурсии. Производственные экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. Методика проведения экскурсии и техника ведения экскурсии. Организация экскурсионной деятельности на туристическом предприятии.
|
Формируемые компетенции, результаты обучения |
Специализированная компетенция: владеть способами использования содержания экскурсий с оздоровительной, познавательной, спортивной направленностью
|
Пререквизиты |
История физической культуры и спорта. История белорусской государственности. Туризм
|
Трудоемкость |
3 зачетные единицы, 110 академических часов (72 аудиторных, 38 – самостоятельная работа).
|
Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации |
5-й семестр: рефераты, защита лабораторных работ, зачет
|