Каталог дисциплин кафедры биологии и экологии
Безопасность жизнедеятельности человека
(2 кредита, 76 часов)
Место в образовательном процессе |
Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «Биология (научно-педагогическая деятельность)» |
||
Цель, компетенции |
Цель: формирование культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистов, основанной на системе социальных норм, ценностей и установок, обеспечивающих сохранение их жизни, здоровья и работоспособности в условиях постоянного взаимодействия со средой обитания. Компетенции: Академические. АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. Социально-личностные СЛК-4. Владеть навыками здоровьясбережения. Профессиональные. ПК-15. Контролировать соблюдение норм охраны груда, техники безопасности и противопожарной безопасности при работе на производстве, обеспечивать обучение персонала правилам техники безопасности на производстве. ПК-16. Осуществлять контроль за соблюдением нормативных актов по охране окружающей среды на предприятиях и в процессе осуществления производственной деятельности. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
2 кредита. Всего 76 часов, из них 50 аудиторных: 22 часа лекций, 6 часов УСРС и 22 часа практических занятий; итоговая форма контроля – зачет |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
Интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» включает обязательные для изучения следующие дисциплины. Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций – учебная дисциплина, предметом изучения которой является система знаний о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их источниках, причинах возникновения, опасных факторах и их воздействии на жизнь и здоровье людей, объекты народного хозяйства и природную среду, а также средствах и способах защиты от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих вследствие военных действий. Радиационная безопасность – учебная дисциплина, предметом изучения которой является система знаний о мероприятиях по охране здоровья человека, общества и популяции в целом от вредного воздействия ионизирующих излучений. Основы энергосбережения – учебная дисциплина, предметом изучения которой является система знаний и умений эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов. |
Методы: проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии Формы: интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические занятия, управляемая самостоятельная работа студентов |
защита рефератов, презентаций; решение ситуационных задач; индиви-дуальные и фронтальные опросы; тестирование; контрольные срезы по отдельным темам курса |
|
Возрастная физиология и школьная гигиена
(58 часов)
Место в образовательном процессе |
Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени специальностей «Немецкий язык. Английский язык» (2 з.е.), «Английский язык. Немецкий язык» (2 з.е.), «Иностранный язык (Английский язык / Немецкий язык)» (2 з.е.) учебная дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена». Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальностям «Обслуживающий труд и изобразительное искусство» (2 з.е.), «Технический труд и предпринимательство» (2 з.е.), «Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)» (1,5 з.е.), «Математика и информатика» (2 з.е.), «Логопедия» (1,5 з.е.), «Начальное образование» (1,5 з.е.), «История и обществоведческие дисциплины» учебная дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена». |
||
Цель, компетенции |
Цель: создание углубленных знаний об основных функциональных системах человека, об их возрастных изменениях; о биохимических процессах, протекающих в организме, механизмах его деятельности; об основных биологических закономерностях роста, развития детей и подростков; создание целостного представления о феномене здоровья и мерах профилактики наиболее частых видов школьных аномалий; ознакомление с базовыми гигиеническими школьными нормативами, призванными поддерживать здоровье учащихся и предупреждать развитие у них патологии. Компетенции: Академические. Специалист должен: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно. АК-5. Быть способным вырабатывать новые идеи (обладать креативностью). АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением, информацией и работой с компьютером. АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации. АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Социально-личностные. Специалист должен: СЛК-1. Обладать качествами гражданственности. СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Владеть навыками здоровьясбережения. СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике. СЛК-6. Уметь работать в команде. СЛК-8. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию. Профессиональные. Выпускник должен: ПК-3. Использовать оптимальные методы, формы, средства обучения. ПК-4. Осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии воспитания. ПК-7. Эффективно реализовывать воспитательную деятельность. ПК-13. Эффективно реализовывать развивающую деятельность в качестве педагога. ПК-22. Осуществлять самообразование и самосовершенствование профессиональной деятельности. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
Всего 58 часов, из них 34 аудиторных: 20 часов лекций, 14 часов практических занятий; итоговая форма контроля – зачет |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
Учебная дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена» обеспечивает объем знаний о возрастных особенностях различных функциональных систем, биохимических процессах, протекающих в организме, механизмах его деятельности; об основных биологических закономерностях роста, развития детей и подростков. В рамках изучения дисциплины изложены физиолого-гигиенические основы построения учебно-воспитательного процесса и режима дня учащихся, базовые гигиенические школьные нормативы, позволяющие поддерживать здоровье учащихся и предупреждать развитие у них патологии. |
Методы: проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии Формы: интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические занятия
|
защита рефератов, презентаций; решение ситуационных задач; индивидуальные и фронтальные опросы; тестирование; контрольные срезы по отдельным темам курса |
|
Основы медицинских знаний
(7 кредитов, 202 часа)
Место в образова-тельном процессе |
Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)» |
||
Цель, компетенции |
Цель: сформировать у студентов четкое представление об организме человека как целостной, многоуровневой, саморегулирующейся, динамической системе; обучить студентов основам медицинских знаний, подготовить к работе по оказанию неотложной помощи, уходу за больными. Компетенции: Академические. Выпускник должен: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно.АК-5. Быть способным вырабатывать новые идеи (обладать креативностью). АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением, информацией и работой с компьютером. АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Социально-личностные. Выпускник должен: СЛК-1. Обладать качествами гражданственности. СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию. СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Владеть навыками здоровьябережения. СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление). СЛК-6. Уметь работать в команде. СЛК-7. Владеть способностью формирования этического сознания. Профессиональные. Выпускник должен: ПК-16. Использовать в практической деятельности: социальную сущность определения здоровья, регламентируемую Уставом Всемирной организации здравоохранения, международную классификацию функционирования. ПК-17. Анализировать социальные составляющие, входящие в сферу социальной медицины, используя их для социальной защиты человека через профилактику болезней, обусловленных социальными факторами, включая профессиональные вредности, производственный и бытовой травматизм, социальные детерминанты здоровья, этические ценности социальной работы.ПК-18. Разрабатывать проекты общенациональной интегрированной пpoгpаммы профилактики неинфекционных заболеваний, обеспечивая реализацию социальных компонентов. ПК-19. Осуществлять социальные мероприятия по снижению распространенности в обществе поведенческих факторов риска основных неинфекционных заболеваний (употребление алкоголя, курение табака, гиподинамия, психологический стресс) с конституции и темперамента клиента. ПК-20. Оценивать уровень риска неинфекционных заболеваний и осуществлять профилактические меры на индивидуальном, групповом и популяционном уровне, включая лекционную деятельность и взаимодействие со средствами массовой информации. ПК-21. Определять структуру ограничений жизнедеятельности лиц, страдающих социальной недостаточностью, вследствие медицинских, социальных, психологических причин: инвалиды; дети-инвалиды; лица, страдающие зависимостями; пожилые; лица, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях; бывшие заключенные и др. ПК-22. Обеспечивать социальный блок работы в деятельности медико-реабилитационных экспертных комиссий. ПК-23. Формулировать социальный диагноз с учетом ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, исходя из соответствующей международной классификации. ПК-24. Выполнять социально-реабилитационные функции в бригадной форме организации реабилитационной работы, разрабатывать и обеспечивать реализацию социального и профессионального блоков индивидуальной программы реабилитации. ПК-25. Обеспечивать профессиональную диагностику и профориентацию лиц с ограничениями жизнедеятельности. ПК-26. Осуществлять комплекс социально-реабилитационных мер, диктуемых Конвенцией о правах инвалидов, проводить информационно-просветительскую работу по социальным проблемам инвалидности и социальной недостаточности. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
7 кредитов. Всего 202 часа, из них 102 аудиторных: 22 часа лекций, 8 часов УСРС, 34 часа практических занятий 38 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
Учебная дисциплина «Основы медицинских знаний» для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений содержит необходимые сведения по медико-гигиеническому воспитанию, оказанию первой помощи при неотложных состояниях, уходу за больными и пострадавшими.
|
Методы: проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии Формы: интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические и лабораторные занятия, управляемая самостоятельная работа студентов |
защита рефератов, презентаций; решение ситуационных задач; индивидуальные и фронтальные опросы; тестирование; контрольные срезы по отдельным темам курса |
|
Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста
(2,5 кредита, 96 часов)
Место в образовательном процессе |
Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «Дошкольное образование» |
||
Цель, компетенции |
Цель: обучение студентов педагогического вуза санитарно-гигиеническим навыкам ухода за здоровым и больным ребенком на этапах его развития, профилактике и диагностике часто встречающихся функциональных расстройств и заболеваний. Компетенции: Академические (АК–1-9): Выпускник должен: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно. АК-5. Быть способным вырабатывать новые идеи (обладать креативностью). АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением, информацией и работой с компьютером. АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации. АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Социально-личностные (СЛК–1,3,4,5,6,8): Выпускник должен: СЛК-1. Обладать качествами гражданственности. СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения. СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике. СЛК-6. Уметь работать в команде. СЛК-8. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию. Профессиональные (ПК–3,4,6,7,13,18,22): Выпускник должен: ПК-3. Использовать оптимальные методы, формы, средства обучения. ПК-4. Осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии воспитания. ПК-6. Организовывать самостоятельную работу детей дошкольного возраста. ПК-7. Эффективно реализовывать воспитательную деятельность. ПК-13. Эффективно реализовывать развивающую деятельность в качестве педагога учреждения дошкольного образования. ПК-18. Осуществлять профилактику нарушений в развитии эмоциональной и поведенческой сфер детей дошкольного возраста. ПК-22. Осуществлять самообразование и самосовершенствование профессиональной деятельности. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
2,5 кредита. Всего 96 часов, из них 34 аудиторных: 14 часов лекций, 4 часа УСРС и 16 часов практических занятий; итоговая форма контроля – экзамен |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
Учебная дисциплина «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» содержит необходимые для будущих работников дошкольных учреждений сведения по гигиене и педиатрии. Теоретические сведения и практические навыки, полученные студентами при изучении курса, помогут им в будущем участвовать в работе по охране и укреплению здоровья и физическому совершенствованию детей раннего и дошкольного возраста. Использованы современные взгляды на характер и закономерности развития ребенка различных периодов детства. Знания, полученные студентами при изучении дисциплины «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста», формируют у них навыки ухода, как за здоровым, так и за больным ребенком с учетом его возрастных особенностей.
|
Методы: проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии Формы: интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические занятия, управляемая самостоятельная работа |
защита рефератов, презентаций; решение ситуационных задач; индиви-дуальные и фронтальные опросы; тестирование; контрольные срезы |
|
Спортивная медицина
(5 кредитов, 216 часов)
Место в образовательном процессе |
Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта)» |
||
Цель, компетенции |
Цель: приобретение научных и практических знаний для эффективного использования средств и методов физического воспитания и спорта для укрепления здоровья, улучшения физического развития, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов занимающихся. Компетенции: Академические. Специалист должен: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. В системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно. АК-5. Творчески подходить к решению задач профессиональной деятельности в сфере физической культуры, спорта и туризма. АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. Социально-личностные. Специалист должен: СЛК-10. Обладать качествами гражданственности. СЛК-11. Совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности. СЛК-12. Пользоваться государственными языками Республики Беларусь и иным иностранным языком как средством делового общения. СЛК-13. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию. СЛК-14. Уметь использовать в практической деятельности основы законодательства и правовых норм. СЛК-15. Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия. СЛК-16. Проявлять инициативу и креативность, в том числе в нестандартных ситуациях. СЛК-17. Быть способным к критике и самокритике. СЛК-18. Уметь работать в команде. Профессиональные (ПК–19-22): требования к профессиональным компетенциям специалиста. Специалист должен: ПК-19. Формировать у занимающихся физическую культуру личности. ПК-20. Воспитывать ответственность за результаты учебной деятельности. ПК-21. Формировать у занимающихся систему научных знаний, умений, навыков и готовность к их использованию в процессе физического воспитания, спортивной подготовки и самосовершенствования. ПК-22. Осуществлять пропаганду физической культуры, спорта и туризма, здорового образа жизни. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
5 кредитов. Всего 216 часов, из них 100 аудиторных: 50 часов лекций, 42 часа практических занятий, 8 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
Дисциплина «Спортивная медицина» содержит специальную медицинскую информацию, необходимую для правильного построения тренировочного процесса, совершенствования спортивного мастерства, определения оптимума физических нагрузок, диагностики перетренированности спортсмена, профилактики заболеваний и травм, предпатологических и патологических состояний, индивидуализации использования медицинских средств восстановления спортивной и физической работоспособности. Дисциплина «Спортивная медицина» является обобщающим циклом медико-биологической подготовки студентов факультета физической культуры педагогического университета – будущих педагогов, тренеров, методистов.
|
Методы: проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии Формы: интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические и семинарские занятия |
защита рефератов, презентаций; решение ситуационных задач; индивидуальные и фронтальные опросы; тестирование; контрольные срезы по отдельным темам курса |
|
ГЕНЕТИКА
(5 зачетных единиц, 196 ч.)
Место в образовательном процессе |
Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин государственного компонента в образовательной программе I ступени по специальности 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность) |
||
Цель, задачи, компетенции |
Целью курса является формирование научного взгляда на генетические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организмов, их развитие и размножение, а также изучение механизмов наследственности и изменчивости организмов с использованием классических подходов и новейших достижений в области молекулярной генетики, биотехнологии и генетической инженерии Задачей учебной дисциплины является ознакомление студентов с основами классической и современной генетики, а также фундаментальными и прикладными достижениями этой науки. В результате изучения генетики студент должен знать: - перспективы развития современной генетики; - молекулярные основы наследственности; - пути переноса наследственной информации в клетке, регуляцию экспрессии генов, наследственную и ненаследственную изменчивость; - генетические основы онтогенеза. Специалист, используя полученные знания, должен уметь: - решать генетические задачи; - анализировать данные с помощью методов биологической статистики. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
5 з.е. Всего 196 часа, из них 90 аудиторных: 60 часов лекций и 30 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
1.Ееоретическое содержание дисциплины
2.Лабораторный курс
3. Самостоятельная работа студентов |
1. Проблемное обучение. Лекция (с видеосопровождением по необходимости).
2. Лабораторно-исследовательский. Лабораторная работа. 3. Дискуссия, учебные дебаты. |
1. Фронтальный опрос, тестирование
2. Защита лабораторных заданий. 3. Проверка рефератов с выставлением отметок по 10-балльной шкале. При прохождении 50% учебного материала проводится коллоквиум в письменной форме. Условием допуска к экзамену является защита всех лабораторных работ и сдача коллоквиума. Итоговый контроль – экзамен (письменно-устная форма). Вклад в общую отметку 85% теоретический материал, 15% решение задач. |
|
ГЕНЕТИКА
(5,5 зачетных единиц, 196 ч.)
Место в образовательном процессе |
Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин, компонента УВО в образовательной программе I ступени по специальности 1-02 04 01 Биология и химия |
||
Цель, задачи, компетенции |
Целью преподавания и изучения дисциплины «Генетика» является формирование у студентов системы знаний по классической и современной генетике, как науке о наследственности и изменчивости организмов. Задачи: •сформировать у студентов теоретические знания по предмету; •научить решать генетические задачи разных уровней сложности по изучаемым разделам; •научить основам генетического анализа на примере решения генетических задач, практической работы с дрозофилой, анализа данных, полученных при выполнении заданий полевой практики; •научить находить примеры наследственной и ненаследственной изменчивости в природных популяциях и в агроценозах, требующих объяснения с позиций генетики. В результате изучения генетики студент должен знать: •историю развития генетики и ее место в современной системе биологических наук; •задачи и перспективы развития современной генетики; •материальные основы наследственности; •закономерности наследования признаков; •пути переноса наследственной информации в клетке; •механизмы регуляции экспрессии генов; •типы изменчивости организмов; •генетические основы онтогенеза; •генетическую характеристику популяций; •генетические основы селекции. Специалист, используя полученные знания, должен уметь: •решать генетические задачи; •иметь навыки работы с одной из генетических тест-систем; •уметь анализировать полученные данные с помощью методов биологической статистики; •находить примеры наследственной и ненаследственной изменчивости в природных популяциях и в агроценозах. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
5, з.е. Всего 196 часа, из них 90 аудиторных: 60 часов лекций и 30 часов лабораторных занятий; промежуточный контроль – коллоквиум, итоговая форма контроля – экзамен |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
1.Теоретическое содержание дисциплины
2.Лабораторный курс
3. Самостоятельная работа студентов |
1. Проблемное обучение. Лекция (с видеосопровождением по необходимости).
2. Лабораторно-исследовательский. Лабораторная работа. 3. Дискуссия, учебные дебаты. |
1. Фронтальный опрос, тестирование
2. Защита лабораторных заданий. 3. Проверка эссе, рефератов с выставлением отметок по 10-балльной шкале. При прохождении 50% учебного материала проводится коллоквиум в письменной форме. Условием допуска к экзамену является защита всех лабораторных работ и сдача коллоквиума. Итоговый контроль – экзамен (письменно-устная форма). Вклад в общую отметку 85% теоретический материал, 15% решение задач. |
|
Методика преподавания биологии
(7 зачетных единиц, 274 ч.)
Место в образовательном процессе |
Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин государственного компонента в образовательной программе I ступени по специальности 1-02 04 01 Биология и химия |
||
Цель, задачи, компетенции |
Цель – формирование у будущих учителей системы методических знаний, способов деятельности и творческого опыта, обеспечивающих эффективное осуществление процесса обучения биологии. Задачи: -формирование системы понятий и представлений о формах, методах и технологиях обучения биологии в общеобразовательной школе; -выработка профессиональных практических навыков преподавания биологии; -развитие на основе методических знаний мировоззренческих и социокультурных компетенций для решения профессиональных задач, исполнения социальных, гражданских и личностных функций в современном обществе. В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать: -систему биологических понятий, формируемых в средней школе; -цели, задачи, структуру и содержание школьного биологического образования; -современные технологии, методы и средства обучения биологии; -системы управления и организации познавательной деятельности учащихся; -классификацию и методику постановки школьных опытов и наблюдений; -критерии оценки знаний и умений при выполнении школьных опытов и наблюдений; -направления и формы воспитательной работы по биологии; -основы организации кабинета биологии и школьного эколого- биологического комплекса. уметь: -использовать знания по специальным дисциплинам биологического цикла в педагогической, методической, научно-исследовательской деятельности; -оценивать созданные методики преподавания биологии в ситуации обновления школьной биологии; -использовать природный материал для изготовления наглядных пособий, ТСО, компьютерные программы в профессиональной деятельности; -использовать опыты и наблюдения, их результаты для организации познавательной деятельности учащихся; -оценивать знания и умения учащихся при организации урочной, внеурочной и внеклассной работы учащихся по биологии при выполнении опытов и наблюдений; -анализировать перспективы развития школьного биологического образования. владеть: -дидактическим инструментарием современных педагогических технологий; -методикой рационального построения уроков разных типов; -методикой проведения школьных биологических экскурсий; -методикой организации внеурочной и внеклассной деятельности учащихся. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
7 з.е. Всего 274 часа, из них аудиторных 120 часа (распределение по видам занятий: лекции - 56 часа, лабораторные -18 часа, практические занятия - 30 часа, семинарские -16ч. Зачеты - 4,5,6 семестр. Итоговая форма контроля – экзамен, 7 семестр. |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
1.Теоретическое содержание дисциплины 2.Практический и лабораторный курс 3. Самостоятельная работа студентов 4. Производственная практика |
Развивающий, продуктивный. Лекция. 2. Личностно-ориентированный. Лабораторные и практические занятия. 3.Исследовательский. Эссе, рефераты. 4.Практический способ деятельности |
1. Фронтальный опрос 2. Проверка подготовленного студентом плана-конспекта тренажного урока; 3. Проверка рефератов с выставлением отметок по 10-балльной шкале. Мониторинг результатов учебно-познавательной деятельности студентов осуществляется путем диагностики и контроля знаний в ходе собеседований, коллоквиумов, контрольных работ, зачетов, экзамена, курсового проектирования. |
|
Методика преподавания биологии с основами воспитательной работы
(4,5 зачетных единиц, 172 ч.)
Место в образовательном процессе |
Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин государственного компонента в образовательной программе I ступени по специальности 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность) |
||
Цель, задачи, компетенции |
Цель учебной дисциплины - формирование системы знаний о методах и технологиях преподавания биологии, а также формах и методах организации воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования. Задачи: - сформировать представления о технологиях, методах и приемах обучения биологии в учреждениях общего среднего образования; - создать базу для выработки профессиональных практических навыков преподавания биологических предметов во время прохождения педагогической практики; - сформировать представления о принципах, методах и формах организации воспитательной работы со школьниками на уроках и во внеклассной работе, с учетом профессиональной специфики учителя биологии. В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать: -задачи изучения биологии на разных ступенях общеобразовательной школы; -методы, формы и технологии обучения биологии; -структуру школьных курсов биологии; -современные инновационные концепции в преподавании биологии; -задачи средней школы в сфере воспитания; -основные направления воспитательной работы; -основные формы и методы работы в сфере общекультурного воспитания, нравственного, экологического воспитания, воспитания деловых качеств личности; -формы организации совместной работы педагога, коллектива школьников и общественных организаций в реализации задач воспитания; уметь: -определять номенклатуру учебных задач; -планировать и реализовывать систему учебных занятий по биологии; -осуществлять дидактически оптимальный выбор методов обучения биологии; - проводить тематические экскурсии по биологии; -осуществлять системный контроль знаний, умений и навыков на уроках биологии; -использовать элементы инновационных образовательных технологий (групповой, модульной, СЗМ и др.) в преподавании биологии; -планировать систему воспитательной работы в рамках задач классного руководителя; -организовывать и проводить основные формы воспитательной работы со школьниками (классный час, диспут, турпоход, обсуждение, собрание и др.); -устанавливать эффективное общение с обучающимися в целях реализации задач воспитания; владеть: -основными методами контроля знаний и организации образовательной деятельности обучающихся; -навыками использования технических (в том числе электронных) средств обучения; -основными приемами воспитательного взаимодействия с обучающимися, планирования и организации воспитательных дел. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
4,5 з.е. Всего 172 часа, из них аудиторных 64 часа (распределение по видам занятий: лекции - 32 часа, практические занятия - 32 часа). Итоговая форма контроля – экзамен |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
1.Теоретическое содержание дисциплины 2.Практический курс 3. Самостоятельная работа студентов |
1. Проблемное обучение. Лекция. 2. Частично-поисковый. Разработка студентом тренажного урока. 3. Дискуссия, учебные дебаты. |
1. Фронтальный опрос 2. Проверка подготовленного студентом плана-конспекта тренажного урока. 3. Рефераты с выставлением отметок по 10-балльной шкале, устный опрос. Итоговый контроль – экзамен (устная форма). |
|
ЭКОЛОГИЯ
(4 зачетных единиц, 136 ч.)
Место в образовательном процессе |
Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин, компонента УВО в образовательной программе I ступени по специальности 1-02 04 01 Биология и химия |
||
Цель, задачи, компетенции |
Целью курса является усвоение студентами современных научных знаний о биосистемах и их взаимодействии со средой. В задачи дисциплины входит - овладение основными понятиями экологии; - усвоение законов структурной и функциональной организации надорганизменных биосистем; -получение знаний о современных глобальных и региональных экологических проблемах и понимание причин их возникновения; - определение роли человека в обеспечении стабильного функционирования популяций, экосистем, биосферы. В результате изучения студент должен знать: - основные понятия, законы структурной и функциональной организации надорганизменных биосистем; - современные глобальные и региональные экологические проблемы и причины их возникновения; - роль человека в обеспечении стабильного функционирования популяций, экосистем, биосферы: Специалист, используя полученные знания, должен уметь: -использовать основные законы экологии в практической деятельности; - использовать экологические методы исследования в природных и искусственных биосистемах. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
4 з.е. Всего 136 часа, из них 72 аудиторных: 48 часов лекций и 24 часов практических занятий; промежуточный контроль – коллоквиум, итоговая форма контроля – экзамен |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
1.Теоретический курс
2.Практический курс
3. Самостоятельная работа студентов |
1. Проблемное обучение, компетентностный подход. Лекция. 2. Проблемное обучение, коммуникативные технологии. Практическое занятие. 3. Компетентностный подход. |
1. Фронтальный опрос.
2. Защита заданий. Выставление оценки в ходе дискуссий, опросов. 3. Тестовый контроль. Оценка рефератов. При прохождении 50% учебного материала проводится коллоквиум в письменной форме. Условием допуска к экзамену является защита всех практических работ и сдача коллоквиума. Итоговый контроль – экзамен (устная форма). |
|
Безопасность жизнедеятельности человека
(2 кредита, 76 часов)
Место в образовательном процессе |
Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «Биология (научно-педагогическая деятельность)» |
||
Цель, компетенции |
Цель: формирование культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистов, основанной на системе социальных норм, ценностей и установок, обеспечивающих сохранение их жизни, здоровья и работоспособности в условиях постоянного взаимодействия со средой обитания. Компетенции: Академические. АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. Социально-личностные СЛК-4. Владеть навыками здоровьясбережения. Профессиональные. ПК-15. Контролировать соблюдение норм охраны груда, техники безопасности и противопожарной безопасности при работе на производстве, обеспечивать обучение персонала правилам техники безопасности на производстве. ПК-16. Осуществлять контроль за соблюдением нормативных актов по охране окружающей среды на предприятиях и в процессе осуществления производственной деятельности. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
2 кредита. Всего 76 часов, из них 50 аудиторных: 22 часа лекций, 6 часов УСРС и 22 часа практических занятий; итоговая форма контроля – зачет |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
Интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» включает обязательные для изучения следующие дисциплины. Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций – учебная дисциплина, предметом изучения которой является система знаний о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их источниках, причинах возникновения, опасных факторах и их воздействии на жизнь и здоровье людей, объекты народного хозяйства и природную среду, а также средствах и способах защиты от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих вследствие военных действий. Радиационная безопасность – учебная дисциплина, предметом изучения которой является система знаний о мероприятиях по охране здоровья человека, общества и популяции в целом от вредного воздействия ионизирующих излучений. Основы энергосбережения – учебная дисциплина, предметом изучения которой является система знаний и умений эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов. |
Методы: проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии Формы: интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические занятия, управляемая самостоятельная работа студентов |
защита рефератов, презентаций; решение ситуационных задач; индиви-дуальные и фронтальные опросы; тестирование; контрольные срезы по отдельным темам курса |
|
Возрастная физиология и школьная гигиена
(58 часов)
Место в образовательном процессе |
Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени специальностей «Немецкий язык. Английский язык» (2 з.е.), «Английский язык. Немецкий язык» (2 з.е.), «Иностранный язык (Английский язык / Немецкий язык)» (2 з.е.) учебная дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена». Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальностям «Обслуживающий труд и изобразительное искусство» (2 з.е.), «Технический труд и предпринимательство» (2 з.е.), «Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)» (1,5 з.е.), «Математика и информатика» (2 з.е.), «Логопедия» (1,5 з.е.), «Начальное образование» (1,5 з.е.), «История и обществоведческие дисциплины» учебная дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена». |
||
Цель, компетенции |
Цель: создание углубленных знаний об основных функциональных системах человека, об их возрастных изменениях; о биохимических процессах, протекающих в организме, механизмах его деятельности; об основных биологических закономерностях роста, развития детей и подростков; создание целостного представления о феномене здоровья и мерах профилактики наиболее частых видов школьных аномалий; ознакомление с базовыми гигиеническими школьными нормативами, призванными поддерживать здоровье учащихся и предупреждать развитие у них патологии. Компетенции: Академические. Специалист должен: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно. АК-5. Быть способным вырабатывать новые идеи (обладать креативностью). АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением, информацией и работой с компьютером. АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации. АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Социально-личностные. Специалист должен: СЛК-1. Обладать качествами гражданственности. СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Владеть навыками здоровьясбережения. СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике. СЛК-6. Уметь работать в команде. СЛК-8. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию. Профессиональные. Выпускник должен: ПК-3. Использовать оптимальные методы, формы, средства обучения. ПК-4. Осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии воспитания. ПК-7. Эффективно реализовывать воспитательную деятельность. ПК-13. Эффективно реализовывать развивающую деятельность в качестве педагога. ПК-22. Осуществлять самообразование и самосовершенствование профессиональной деятельности. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
Всего 58 часов, из них 34 аудиторных: 20 часов лекций, 14 часов практических занятий; итоговая форма контроля – зачет |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
Учебная дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена» обеспечивает объем знаний о возрастных особенностях различных функциональных систем, биохимических процессах, протекающих в организме, механизмах его деятельности; об основных биологических закономерностях роста, развития детей и подростков. В рамках изучения дисциплины изложены физиолого-гигиенические основы построения учебно-воспитательного процесса и режима дня учащихся, базовые гигиенические школьные нормативы, позволяющие поддерживать здоровье учащихся и предупреждать развитие у них патологии. |
Методы: проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии Формы: интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические занятия
|
защита рефератов, презентаций; решение ситуационных задач; индивидуальные и фронтальные опросы; тестирование; контрольные срезы по отдельным темам курса |
|
Основы медицинских знаний
(7 кредитов, 202 часа)
Место в образова-тельном процессе |
Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)» |
||
Цель, компетенции |
Цель: сформировать у студентов четкое представление об организме человека как целостной, многоуровневой, саморегулирующейся, динамической системе; обучить студентов основам медицинских знаний, подготовить к работе по оказанию неотложной помощи, уходу за больными. Компетенции: Академические. Выпускник должен: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно.АК-5. Быть способным вырабатывать новые идеи (обладать креативностью). АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением, информацией и работой с компьютером. АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Социально-личностные. Выпускник должен: СЛК-1. Обладать качествами гражданственности. СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию. СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Владеть навыками здоровьябережения. СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление). СЛК-6. Уметь работать в команде. СЛК-7. Владеть способностью формирования этического сознания. Профессиональные. Выпускник должен: ПК-16. Использовать в практической деятельности: социальную сущность определения здоровья, регламентируемую Уставом Всемирной организации здравоохранения, международную классификацию функционирования. ПК-17. Анализировать социальные составляющие, входящие в сферу социальной медицины, используя их для социальной защиты человека через профилактику болезней, обусловленных социальными факторами, включая профессиональные вредности, производственный и бытовой травматизм, социальные детерминанты здоровья, этические ценности социальной работы.ПК-18. Разрабатывать проекты общенациональной интегрированной пpoгpаммы профилактики неинфекционных заболеваний, обеспечивая реализацию социальных компонентов. ПК-19. Осуществлять социальные мероприятия по снижению распространенности в обществе поведенческих факторов риска основных неинфекционных заболеваний (употребление алкоголя, курение табака, гиподинамия, психологический стресс) с конституции и темперамента клиента. ПК-20. Оценивать уровень риска неинфекционных заболеваний и осуществлять профилактические меры на индивидуальном, групповом и популяционном уровне, включая лекционную деятельность и взаимодействие со средствами массовой информации. ПК-21. Определять структуру ограничений жизнедеятельности лиц, страдающих социальной недостаточностью, вследствие медицинских, социальных, психологических причин: инвалиды; дети-инвалиды; лица, страдающие зависимостями; пожилые; лица, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях; бывшие заключенные и др. ПК-22. Обеспечивать социальный блок работы в деятельности медико-реабилитационных экспертных комиссий. ПК-23. Формулировать социальный диагноз с учетом ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, исходя из соответствующей международной классификации. ПК-24. Выполнять социально-реабилитационные функции в бригадной форме организации реабилитационной работы, разрабатывать и обеспечивать реализацию социального и профессионального блоков индивидуальной программы реабилитации. ПК-25. Обеспечивать профессиональную диагностику и профориентацию лиц с ограничениями жизнедеятельности. ПК-26. Осуществлять комплекс социально-реабилитационных мер, диктуемых Конвенцией о правах инвалидов, проводить информационно-просветительскую работу по социальным проблемам инвалидности и социальной недостаточности. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
7 кредитов. Всего 202 часа, из них 102 аудиторных: 22 часа лекций, 8 часов УСРС, 34 часа практических занятий 38 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
Учебная дисциплина «Основы медицинских знаний» для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений содержит необходимые сведения по медико-гигиеническому воспитанию, оказанию первой помощи при неотложных состояниях, уходу за больными и пострадавшими.
|
Методы: проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии Формы: интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические и лабораторные занятия, управляемая самостоятельная работа студентов |
защита рефератов, презентаций; решение ситуационных задач; индивидуальные и фронтальные опросы; тестирование; контрольные срезы по отдельным темам курса |
|
Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста
(2,5 кредита, 96 часов)
Место в образовательном процессе |
Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «Дошкольное образование» |
||
Цель, компетенции |
Цель: обучение студентов педагогического вуза санитарно-гигиеническим навыкам ухода за здоровым и больным ребенком на этапах его развития, профилактике и диагностике часто встречающихся функциональных расстройств и заболеваний. Компетенции: Академические (АК–1-9): Выпускник должен: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно. АК-5. Быть способным вырабатывать новые идеи (обладать креативностью). АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением, информацией и работой с компьютером. АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации. АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Социально-личностные (СЛК–1,3,4,5,6,8): Выпускник должен: СЛК-1. Обладать качествами гражданственности. СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения. СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике. СЛК-6. Уметь работать в команде. СЛК-8. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию. Профессиональные (ПК–3,4,6,7,13,18,22): Выпускник должен: ПК-3. Использовать оптимальные методы, формы, средства обучения. ПК-4. Осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии воспитания. ПК-6. Организовывать самостоятельную работу детей дошкольного возраста. ПК-7. Эффективно реализовывать воспитательную деятельность. ПК-13. Эффективно реализовывать развивающую деятельность в качестве педагога учреждения дошкольного образования. ПК-18. Осуществлять профилактику нарушений в развитии эмоциональной и поведенческой сфер детей дошкольного возраста. ПК-22. Осуществлять самообразование и самосовершенствование профессиональной деятельности. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
2,5 кредита. Всего 96 часов, из них 34 аудиторных: 14 часов лекций, 4 часа УСРС и 16 часов практических занятий; итоговая форма контроля – экзамен |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
Учебная дисциплина «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» содержит необходимые для будущих работников дошкольных учреждений сведения по гигиене и педиатрии. Теоретические сведения и практические навыки, полученные студентами при изучении курса, помогут им в будущем участвовать в работе по охране и укреплению здоровья и физическому совершенствованию детей раннего и дошкольного возраста. Использованы современные взгляды на характер и закономерности развития ребенка различных периодов детства. Знания, полученные студентами при изучении дисциплины «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста», формируют у них навыки ухода, как за здоровым, так и за больным ребенком с учетом его возрастных особенностей.
|
Методы: проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии Формы: интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические занятия, управляемая самостоятельная работа |
защита рефератов, презентаций; решение ситуационных задач; индиви-дуальные и фронтальные опросы; тестирование; контрольные срезы |
|
Спортивная медицина
(5 кредитов, 216 часов)
Место в образовательном процессе |
Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта)» |
||
Цель, компетенции |
Цель: приобретение научных и практических знаний для эффективного использования средств и методов физического воспитания и спорта для укрепления здоровья, улучшения физического развития, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов занимающихся. Компетенции: Академические. Специалист должен: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. В системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно. АК-5. Творчески подходить к решению задач профессиональной деятельности в сфере физической культуры, спорта и туризма. АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. Социально-личностные. Специалист должен: СЛК-10. Обладать качествами гражданственности. СЛК-11. Совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности. СЛК-12. Пользоваться государственными языками Республики Беларусь и иным иностранным языком как средством делового общения. СЛК-13. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию. СЛК-14. Уметь использовать в практической деятельности основы законодательства и правовых норм. СЛК-15. Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия. СЛК-16. Проявлять инициативу и креативность, в том числе в нестандартных ситуациях. СЛК-17. Быть способным к критике и самокритике. СЛК-18. Уметь работать в команде. Профессиональные (ПК–19-22): требования к профессиональным компетенциям специалиста. Специалист должен: ПК-19. Формировать у занимающихся физическую культуру личности. ПК-20. Воспитывать ответственность за результаты учебной деятельности. ПК-21. Формировать у занимающихся систему научных знаний, умений, навыков и готовность к их использованию в процессе физического воспитания, спортивной подготовки и самосовершенствования. ПК-22. Осуществлять пропаганду физической культуры, спорта и туризма, здорового образа жизни. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
5 кредитов. Всего 216 часов, из них 100 аудиторных: 50 часов лекций, 42 часа практических занятий, 8 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
Дисциплина «Спортивная медицина» содержит специальную медицинскую информацию, необходимую для правильного построения тренировочного процесса, совершенствования спортивного мастерства, определения оптимума физических нагрузок, диагностики перетренированности спортсмена, профилактики заболеваний и травм, предпатологических и патологических состояний, индивидуализации использования медицинских средств восстановления спортивной и физической работоспособности. Дисциплина «Спортивная медицина» является обобщающим циклом медико-биологической подготовки студентов факультета физической культуры педагогического университета – будущих педагогов, тренеров, методистов.
|
Методы: проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии Формы: интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические и семинарские занятия |
защита рефератов, презентаций; решение ситуационных задач; индивидуальные и фронтальные опросы; тестирование; контрольные срезы по отдельным темам курса |
|
ГЕНЕТИКА
(5 зачетных единиц, 196 ч.)
Место в образовательном процессе |
Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин государственного компонента в образовательной программе I ступени по специальности 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность) |
||
Цель, задачи, компетенции |
Целью курса является формирование научного взгляда на генетические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организмов, их развитие и размножение, а также изучение механизмов наследственности и изменчивости организмов с использованием классических подходов и новейших достижений в области молекулярной генетики, биотехнологии и генетической инженерии Задачей учебной дисциплины является ознакомление студентов с основами классической и современной генетики, а также фундаментальными и прикладными достижениями этой науки. В результате изучения генетики студент должен знать: - перспективы развития современной генетики; - молекулярные основы наследственности; - пути переноса наследственной информации в клетке, регуляцию экспрессии генов, наследственную и ненаследственную изменчивость; - генетические основы онтогенеза. Специалист, используя полученные знания, должен уметь: - решать генетические задачи; - анализировать данные с помощью методов биологической статистики. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
5 з.е. Всего 196 часа, из них 90 аудиторных: 60 часов лекций и 30 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
1.Ееоретическое содержание дисциплины
2.Лабораторный курс
3. Самостоятельная работа студентов |
1. Проблемное обучение. Лекция (с видеосопровождением по необходимости).
2. Лабораторно-исследовательский. Лабораторная работа. 3. Дискуссия, учебные дебаты. |
1. Фронтальный опрос, тестирование
2. Защита лабораторных заданий. 3. Проверка рефератов с выставлением отметок по 10-балльной шкале. При прохождении 50% учебного материала проводится коллоквиум в письменной форме. Условием допуска к экзамену является защита всех лабораторных работ и сдача коллоквиума. Итоговый контроль – экзамен (письменно-устная форма). Вклад в общую отметку 85% теоретический материал, 15% решение задач. |
|
ГЕНЕТИКА
(5,5 зачетных единиц, 196 ч.)
Место в образовательном процессе |
Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин, компонента УВО в образовательной программе I ступени по специальности 1-02 04 01 Биология и химия |
||
Цель, задачи, компетенции |
Целью преподавания и изучения дисциплины «Генетика» является формирование у студентов системы знаний по классической и современной генетике, как науке о наследственности и изменчивости организмов. Задачи: •сформировать у студентов теоретические знания по предмету; •научить решать генетические задачи разных уровней сложности по изучаемым разделам; •научить основам генетического анализа на примере решения генетических задач, практической работы с дрозофилой, анализа данных, полученных при выполнении заданий полевой практики; •научить находить примеры наследственной и ненаследственной изменчивости в природных популяциях и в агроценозах, требующих объяснения с позиций генетики. В результате изучения генетики студент должен знать: •историю развития генетики и ее место в современной системе биологических наук; •задачи и перспективы развития современной генетики; •материальные основы наследственности; •закономерности наследования признаков; •пути переноса наследственной информации в клетке; •механизмы регуляции экспрессии генов; •типы изменчивости организмов; •генетические основы онтогенеза; •генетическую характеристику популяций; •генетические основы селекции. Специалист, используя полученные знания, должен уметь: •решать генетические задачи; •иметь навыки работы с одной из генетических тест-систем; •уметь анализировать полученные данные с помощью методов биологической статистики; •находить примеры наследственной и ненаследственной изменчивости в природных популяциях и в агроценозах. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
5, з.е. Всего 196 часа, из них 90 аудиторных: 60 часов лекций и 30 часов лабораторных занятий; промежуточный контроль – коллоквиум, итоговая форма контроля – экзамен |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
1.Теоретическое содержание дисциплины
2.Лабораторный курс
3. Самостоятельная работа студентов |
1. Проблемное обучение. Лекция (с видеосопровождением по необходимости).
2. Лабораторно-исследовательский. Лабораторная работа. 3. Дискуссия, учебные дебаты. |
1. Фронтальный опрос, тестирование
2. Защита лабораторных заданий. 3. Проверка эссе, рефератов с выставлением отметок по 10-балльной шкале. При прохождении 50% учебного материала проводится коллоквиум в письменной форме. Условием допуска к экзамену является защита всех лабораторных работ и сдача коллоквиума. Итоговый контроль – экзамен (письменно-устная форма). Вклад в общую отметку 85% теоретический материал, 15% решение задач. |
|
Методика преподавания биологии
(7 зачетных единиц, 274 ч.)
Место в образовательном процессе |
Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин государственного компонента в образовательной программе I ступени по специальности 1-02 04 01 Биология и химия |
||
Цель, задачи, компетенции |
Цель – формирование у будущих учителей системы методических знаний, способов деятельности и творческого опыта, обеспечивающих эффективное осуществление процесса обучения биологии. Задачи: -формирование системы понятий и представлений о формах, методах и технологиях обучения биологии в общеобразовательной школе; -выработка профессиональных практических навыков преподавания биологии; -развитие на основе методических знаний мировоззренческих и социокультурных компетенций для решения профессиональных задач, исполнения социальных, гражданских и личностных функций в современном обществе. В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать: -систему биологических понятий, формируемых в средней школе; -цели, задачи, структуру и содержание школьного биологического образования; -современные технологии, методы и средства обучения биологии; -системы управления и организации познавательной деятельности учащихся; -классификацию и методику постановки школьных опытов и наблюдений; -критерии оценки знаний и умений при выполнении школьных опытов и наблюдений; -направления и формы воспитательной работы по биологии; -основы организации кабинета биологии и школьного эколого- биологического комплекса. уметь: -использовать знания по специальным дисциплинам биологического цикла в педагогической, методической, научно-исследовательской деятельности; -оценивать созданные методики преподавания биологии в ситуации обновления школьной биологии; -использовать природный материал для изготовления наглядных пособий, ТСО, компьютерные программы в профессиональной деятельности; -использовать опыты и наблюдения, их результаты для организации познавательной деятельности учащихся; -оценивать знания и умения учащихся при организации урочной, внеурочной и внеклассной работы учащихся по биологии при выполнении опытов и наблюдений; -анализировать перспективы развития школьного биологического образования. владеть: -дидактическим инструментарием современных педагогических технологий; -методикой рационального построения уроков разных типов; -методикой проведения школьных биологических экскурсий; -методикой организации внеурочной и внеклассной деятельности учащихся. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
7 з.е. Всего 274 часа, из них аудиторных 120 часа (распределение по видам занятий: лекции - 56 часа, лабораторные -18 часа, практические занятия - 30 часа, семинарские -16ч. Зачеты - 4,5,6 семестр. Итоговая форма контроля – экзамен, 7 семестр. |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
1.Теоретическое содержание дисциплины 2.Практический и лабораторный курс 3. Самостоятельная работа студентов 4. Производственная практика |
Развивающий, продуктивный. Лекция. 2. Личностно-ориентированный. Лабораторные и практические занятия. 3.Исследовательский. Эссе, рефераты. 4.Практический способ деятельности |
1. Фронтальный опрос 2. Проверка подготовленного студентом плана-конспекта тренажного урока; 3. Проверка рефератов с выставлением отметок по 10-балльной шкале. Мониторинг результатов учебно-познавательной деятельности студентов осуществляется путем диагностики и контроля знаний в ходе собеседований, коллоквиумов, контрольных работ, зачетов, экзамена, курсового проектирования. |
|
Методика преподавания биологии с основами воспитательной работы
(4,5 зачетных единиц, 172 ч.)
Место в образовательном процессе |
Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин государственного компонента в образовательной программе I ступени по специальности 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность) |
||
Цель, задачи, компетенции |
Цель учебной дисциплины - формирование системы знаний о методах и технологиях преподавания биологии, а также формах и методах организации воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования. Задачи: - сформировать представления о технологиях, методах и приемах обучения биологии в учреждениях общего среднего образования; - создать базу для выработки профессиональных практических навыков преподавания биологических предметов во время прохождения педагогической практики; - сформировать представления о принципах, методах и формах организации воспитательной работы со школьниками на уроках и во внеклассной работе, с учетом профессиональной специфики учителя биологии. В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать: -задачи изучения биологии на разных ступенях общеобразовательной школы; -методы, формы и технологии обучения биологии; -структуру школьных курсов биологии; -современные инновационные концепции в преподавании биологии; -задачи средней школы в сфере воспитания; -основные направления воспитательной работы; -основные формы и методы работы в сфере общекультурного воспитания, нравственного, экологического воспитания, воспитания деловых качеств личности; -формы организации совместной работы педагога, коллектива школьников и общественных организаций в реализации задач воспитания; уметь: -определять номенклатуру учебных задач; -планировать и реализовывать систему учебных занятий по биологии; -осуществлять дидактически оптимальный выбор методов обучения биологии; - проводить тематические экскурсии по биологии; -осуществлять системный контроль знаний, умений и навыков на уроках биологии; -использовать элементы инновационных образовательных технологий (групповой, модульной, СЗМ и др.) в преподавании биологии; -планировать систему воспитательной работы в рамках задач классного руководителя; -организовывать и проводить основные формы воспитательной работы со школьниками (классный час, диспут, турпоход, обсуждение, собрание и др.); -устанавливать эффективное общение с обучающимися в целях реализации задач воспитания; владеть: -основными методами контроля знаний и организации образовательной деятельности обучающихся; -навыками использования технических (в том числе электронных) средств обучения; -основными приемами воспитательного взаимодействия с обучающимися, планирования и организации воспитательных дел. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
4,5 з.е. Всего 172 часа, из них аудиторных 64 часа (распределение по видам занятий: лекции - 32 часа, практические занятия - 32 часа). Итоговая форма контроля – экзамен |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
1.Теоретическое содержание дисциплины 2.Практический курс 3. Самостоятельная работа студентов |
1. Проблемное обучение. Лекция. 2. Частично-поисковый. Разработка студентом тренажного урока. 3. Дискуссия, учебные дебаты. |
1. Фронтальный опрос 2. Проверка подготовленного студентом плана-конспекта тренажного урока. 3. Рефераты с выставлением отметок по 10-балльной шкале, устный опрос. Итоговый контроль – экзамен (устная форма). |
|
ЭКОЛОГИЯ
(4 зачетных единиц, 136 ч.)
Место в образовательном процессе |
Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин, компонента УВО в образовательной программе I ступени по специальности 1-02 04 01 Биология и химия |
||
Цель, задачи, компетенции |
Целью курса является усвоение студентами современных научных знаний о биосистемах и их взаимодействии со средой. В задачи дисциплины входит - овладение основными понятиями экологии; - усвоение законов структурной и функциональной организации надорганизменных биосистем; -получение знаний о современных глобальных и региональных экологических проблемах и понимание причин их возникновения; - определение роли человека в обеспечении стабильного функционирования популяций, экосистем, биосферы. В результате изучения студент должен знать: - основные понятия, законы структурной и функциональной организации надорганизменных биосистем; - современные глобальные и региональные экологические проблемы и причины их возникновения; - роль человека в обеспечении стабильного функционирования популяций, экосистем, биосферы: Специалист, используя полученные знания, должен уметь: -использовать основные законы экологии в практической деятельности; - использовать экологические методы исследования в природных и искусственных биосистемах. |
||
Структура учебной дисциплины (модуля) |
4 з.е. Всего 136 часа, из них 72 аудиторных: 48 часов лекций и 24 часов практических занятий; промежуточный контроль – коллоквиум, итоговая форма контроля – экзамен |
||
Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля) |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|
1.Теоретический курс
2.Практический курс
3. Самостоятельная работа студентов |
1. Проблемное обучение, компетентностный подход. Лекция. 2. Проблемное обучение, коммуникативные технологии. Практическое занятие. 3. Компетентностный подход. |
1. Фронтальный опрос.
2. Защита заданий. Выставление оценки в ходе дискуссий, опросов. 3. Тестовый контроль. Оценка рефератов. При прохождении 50% учебного материала проводится коллоквиум в письменной форме. Условием допуска к экзамену является защита всех практических работ и сдача коллоквиума. Итоговый контроль – экзамен (устная форма). |
|