«ПЕДАГОГИ НЕ МОГУТ УСПЕШНО КОГО-ТО УЧИТЬ, ЕСЛИ В ЭТО ВРЕМЯ УСЕРДНО НЕ УЧАТСЯ САМИ»

«ПЕДАГОГИ НЕ МОГУТ УСПЕШНО КОГО-ТО УЧИТЬ, ЕСЛИ В ЭТО ВРЕМЯ УСЕРДНО НЕ УЧАТСЯ САМИ»

photo Слова А. Апшерони стали эпиграфом к научно-методическому семинару «Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки специалистов в условиях педагогического университета» (12 марта 2020 г.), организованному кафедрой педагогики и психологии, Центром педагогических технологий Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина.

Семинар был посвящен современным проблемам психолого-педагогической подготовки обучающихся педагогического вуза, его участниками стали преподаватели нашего университета и руководители структурных подразделений. С вступительным словом выступила зав. кафедрой педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент И.В. Журлова, которая актуализировала проблематику семинара и определила значимость встречи в реализации цели повышения профессиональной компетентности преподавателей и сотрудников учреждения высшего образования в работе со студентами.

В рамках семинара преподаватели кафедры педагогики и психологии подготовили выступления, затрагивающие актуальные проблемы высшего образования и вопросы подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.

С докладом на тему «Особенности организации современного образовательного процесса» выступила кандидат психологических наук Н.С. Астрейко. Наталья Сергеевна раскрыла современные общемировые тенденции развития образования, актуализировала переход от традиционной парадигмы формирования у учащихся предметных знаний и умений к парадигме развития Soft Skills, гибких навыков и надпрофессиональных компетенций. Из доклада мы узнали о распространении в русскоязычных странах «Системы 4К», которая представлена компонентами-компетенциями: критическое мышление, креативность, коммуникация и координация. Все перечисленные компетенции – это ресурсы, помогающие справляться новому поколению с вызовами и задачами времени. Смена образовательной парадигмы влечет за собой изменение как учебных программ, так и роли учителя, который из педагога-предметника «перевоплощается» в педагога-менеджера, владеющего знаниями в области психологии, гражданско-правовых и социально-трудовых отношений.

В докладе кандидата педагогических наук, доцента Г.В. Болбас «Научно-практические аспекты применения педагогических технологий в образовании» нашли отражение проблемы теоретической разработки и практической реализации педагогических технологий в условиях вуза. В качестве необходимого условия для внедрения технологического подхода в практику высшего образования был определен переход к новой образовательной парадигме, ведущей к изменению позиций учащегося и преподавателя в педагогическом процессе. Современный педагог должен выступать сегодня в роли организатора активной самостоятельной познавательной деятельности, компетентного консультанта и помощника. В выступлении особый акцент был сделан на отсутствии единого подхода к трактовке понятия «педагогические технологии» и необходимости педагогической целесообразности в их выборе с целью использования. Среди основных и наиболее распространенных трудностей в реализации педагогических технологий являются отсутствие теоретического знания о технологиях и опыта их использования, а также проблема дополнительных затрат времени и усилий, связанных с разработкой дидактических материалов и заданий.

Выступление магистра педагогики И.А. Карпович было посвящено проблеме деонтологической готовности педагога высшей школы к профессиональному взаимодействию со студентами. Ирина Александровна определила педагогическую деонтологию как сравнительно новый предмет научных исследований в Беларуси, раскрыла сущность ряда научных терминов: деонтология (Д. Бентам), педагогическая деонтология (К.М. Левитан). Особое внимание было уделено содержательно-сущностному и структурному наполнению понятия «деонтологическая готовность педагога высшей школы к профессиональному взаимодействию со студентами». В докладе были раскрыты аспекты неконструктивного взаимодействия в системе «преподаватель-студент», причинами которого часто являются профессиональная деформация и эмоциональное выгорание педагогов. Значение педагогической деонтологии заключается в том, чтобы предупреждать ошибки взаимодействия педагога со студентами поколения "Z ", конструктивно решать противоречия на основе деонтологического принципа «Не навреди физическому и психическому здоровью».

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Колесниченко выступила с докладом на тему: «Трансактный анализ Э. Берна и возможности его применения в профессиональной деятельности педагога». Елена Алексеевна актуализировала теорию Э. Берна в решении проблем педагогического общения и, в частности, педагогических конфликтов. Была раскрыта сущность ролевых позиций «родитель», «взрослый», «ребенок», а также открытых и скрытых трансакций в коммуникационном процессе. На примере психологической модели «Треугольник Карпмана» были проанализированы конфликтные ситуации в школе и возможности их разрешения.

Гостем семинара стала педагог-психолог ГУО «Средняя школа №7 г. Калинковичи» И.Н. Кашперко, которая выступила на тему «Педагогические классы – от идеи к действию (опыт преподавания курса «Введение в педагогическую профессию»)». Ирина Николаевна поделилась своими размышлениями и наблюдениями по вопросам психолого-педагогической подготовки учащихся педагогических классов. Проанализировала проблемы реализации в условиях гимназии курса «Введение в педагогическую профессию».

Заведующий кафедрой педагогики и психологии И.В. Журлова подвела итоги семинара и выразила благодарность всем участникам.

Г.В. Болбас, доцент кафедры педагогики и психологии, руководитель Центра педагогических технологий

фотофотофотофотофотофотофотофото

 

Дополнительная информация