Перечень дисциплин на 2022/2023 учебный год

Кафедра биологии и экологии

Образовательные стандарты высшего образования 1 ступени 2021
Альгология и микология (модуль «Биосистематика»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Учебная дисциплина относится к компоненту УВО в образовательной программе I ступени по специальности 1-31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)», модуль «Биосистематика»..

Краткое содержание

Учебная дисциплина «Альгология и микология» содержит необходимые сведения о морфолого-биологических характеристиках, размножении, закономерностях онтогенеза, циклах развития, направлениях эволюции основных таксонов водорослей, грибов, грибоподобных организмов и лишайников, принципах их классификации, рас-пространении, роли в природных экосистемах и экономике.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Специалист должен: Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. Владеть системным и сравнительным анализом. Владеть исследовательскими навыками. Уметь работать самостоятельно. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. Специалист должен быть способен: Квалифицированно проводить научные исследования в области биологии, проводить анализ результатов экспериментальных исследований, формулировать из полученных результатов корректные выводы. Осваивать новые модели, теории, методы исследования, участвовать в разработке новых методических подходов. Осуществлять поиск и анализ данных по изучаемой проблеме в научной литературе, составлять аналитические обзоры. Готовить научные статьи, сообщения, рефераты доклады и материалы к презентациям. Составлять и вести документацию по научным проектам исследований. Квалифицированно проводить научно-производственные исследования, выбирать грамотные и экспериментально обоснованные методические подходы, давать рекомендации по практическому применению полученных результатов. Осуществлять поиск и анализ данных по изучаемой проблеме в научно-технических и других информационных источниках. Организовывать работу по подготовке научных статей и заявок на изобретения и лично участвовать в ней. Организовывать работу по обоснованию целесообразности научных проектов и исследований. Составлять и вести документацию по научно-производственной деятельности.

Пререквизиты

Основы общего землеведения.

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 120 академических часов ( 64 аудиторных; 56 – самостоятельная работа).

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1-й семестр, коллоквиум, экзамен.

Анатомия (модуль «Медико-биологический модуль-1»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата ( ступень высшего образования)

Специальность: 1-88 02 01-01 Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта).

Государственный компонент: «Медико-биологический модуль-1»

Краткое содержание

Строение и функции органов и систем тела человека в норме. Основные принципы динамической анатомии и анатомического анализа. Влияние физической культуры и спорта на организм человека в целом, на его органы и системы. Анализ положения и движения тела человека с учетом работы его органов и систем Клеточное и тканевое строение организма человека. Учение о костях и их соединениях (остеология и артросиндесмология). Учение о мышцах (миология). Анатомический анализ положений и движений тела человека. Учение о внутренних органах. Сердечно-сосудистая система. Нервная система. Органы чувств.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: применять на основе полученных анатомических знаний адекватное дозирование физических нагрузок, выбирать средства и методы реализации спортивно-педагогического воздействия на организм человека с учетом возраста, пола, особенностей физического развития и физической подготовленности

Пререквизиты

Биохимия, цитология, гистология

Трудоемкость

6 зачетных единиц, 240 академических часов (124 аудиторных, 116 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1-й семестр: экзамен

2-й семестр: экзамен

Анатомия (модуль «Медико-биологический модуль-1»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата ( ступень высшего образования)

Специальность: 1-03 02 01 Физическая культура;

1-03 02 01 01 Специальная подготовка;

1-03 02 01 03 Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность.

Государственный компонент: «Медико-биологический модуль-1»

Краткое содержание

Строение и функции органов и систем тела человека в норме. Влияние физической культуры и спорта на организм человека в целом, на его органы и системы. Анатомический анализ положений и движений тела. Клеточное и тканевое строение организма человека. Учение о скелете и его соединениях. Скелет как система защиты, опоры и движения. Учение о мышцах. Общая миология. Строение внутренних органов. Учение о сосудах. Сердечно-сосудистая система. Строение нервной системы и органов чувств. Строение кожи и их производных.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: применять на основе полученных анатомических знаний адекватное дозирование физических нагрузок, выбирать средства и методы реализации спортивно-педагогического воздействия на организм человека с учетом возраста, пола, особенностей физического развития и физической подготовленности

Пререквизиты

Биохимия, цитология, гистология

Трудоемкость

6 зачетных единиц, 216 академических часов (108 аудиторных, 108 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1-й семестр: зачет

2-й семестр: экзамен

Анатомия и физиология (модуль «Медико-социальные основы социальной работы»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата (Ι ступень высшего образования)

Специальность: 1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)

Государственный компонент: модуль «Медико-социальные основы социальной работы»

Краткое содержание

Костная система человека. Соединения костей Мышцы человека. Строение и классификация мышц, их функции Пищеварительная система Дыхательная система Сердечно-сосудистая система Кровь и лимфа Выделительная система Репродуктивная система Нервная система Анализаторы Эндокринная система Обмен веществ и энергии

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: применять междисциплинарные медицинские знания о содержании и специфике медико-социальной деятельности в организациях, оказывающих социальную помощь и поддержку населению.

Пререквизиты

Cоциальная педагогика

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 102 академических часов (54 – аудиторных, 48 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: зачет

Анатомия человека (модуль «Анатомия человека и генетика»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата ( ступень высшего образования)

Специальность: 1-02 04 01 Биология и химия

Компонент учреждения высшего образования: модуль «Анатомия человека и генетика»

Краткое содержание

Морфофункциональные основы строения различных органов и систем организма человека. Опорно-двигательный апарат. Учение о мышцах (миология). Внутренние органы. Сердечно-сосудистая система. Нервная система. Органы чувств.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Специальные компетенции: применять знания по анатомии здорового человека в педагогической деятельности

Пререквизиты

Биохимия, цитология, гистология

Трудоемкость

6 зачетных единиц, 216 академических часов (106 аудиторных, 110 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3-й семестр: зачет

4-й семестр: коллоквиум, экзамен

Анатомия человека (модуль «Анатомия человека с основами цитологии и гистологии»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата ( ступень высшего образования)

Специальность: 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)

Компонент учреждения высшего образования: модуль «Анатомия человека с основами цитологии и гистологии»

Краткое содержание

Морфофункциональные основы строения различных органов и систем организма человека. Опорно-двигательный апарат. Учение о мышцах (миология). Внутренние органы. Сердечно-сосудистая система. Нервная система. Органы чувств.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Специальные компетенции: характеризовать структурно-функциональную организацию клеток эукариот, закономерности их пролиферации, дифференцировки, классификацию основных тканей и структурно-анатомические особенности органов тела человека для оценки их физиологических функций

Пререквизиты

Биохимия, цитология, гистология

Трудоемкость

3 зачетных единицы, 120 академических часов (72 аудиторных, 48 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3-й семестр: коллоквиум, зачет

Безопасность жизнедеятельности человека
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата (I ступень высшего образования)

Специальность 1-31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)»

Дополнительный вид обучения.

Краткое содержание

Понятие о среде обитания. Современная цивилизация и катастрофы. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Обеспечение безопасности населения при чрезвычайных ситуациях. Основы здорового образа жизни как фактора безопасности жизнедеятельности. Первая помощь при неотложных состояниях чрезвычайных ситуациях. Обеспечение радиационной и энергетической безопасности населения. Энергосберегающие технологии в быту.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: применять методы защиты производственного персонала и населения от негативных воздействий факторов антропогенного, техногенного, естественного происхождения, принципы рационального природопользования и энергосбережения, обеспечивать здоровые и безопасные условия труда.

Пререквизиты

Естествознание.

Трудоемкость

102 академических часа (68 – аудиторных, 34 – самостоятельная работа).

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3 семестр – контрольный срез, зачет.

Биологические основы сельского хозяйства (модуль «Основы общего землеведения и сельского хозяйства»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования)

Специальность: «1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)»

Государственный компонент: модуль «Основы общего землеведения и сельского хозяйства»

Краткое содержание

Почва и почвообразование. Основные типы почв Беларуси Минеральные, органические и бактериальные удобрения Земледелие как ведущая отрасль АПК. Сорные растения и борьба с ними. Севообороты Биологические особенности и технология возделывания зерновых культур Биологические особенности и технология возделывания картофеля Овощные культуры. Биологические особенности и технология выращивания томатов и огурцов Биологические особенности и технология выращивания ягодных культур Основы животноводства. Домашние и сельскохозяйственные животные, их происхождение. Основы разведения и кормления сельскохозяйственных животных

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: знать: основные типы почв Республики Беларусь; факторы почвообразования; основные виды удобрений; биолого-хозяйственные особенности культурных растений и сельскохозяйственных животных; уметь: применять теоретические знания на практике; разрабатывать технологию возделывания основных сельскохозяйственных растений на пришкольном участке; владеть: навыками постановки опытов и экспериментов с сельскохозяйственными растениями.

Пререквизиты

Основы общего землеведения

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 118 академических часов, в том числе 56 аудиторных часов, из них 18 часов лекционных занятий, 16 часов лабораторных и 22 часа практических занятий.

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2-й семестр, экзамен.

Ботаника (раздел «Морфология растений») (модуль «Биосистематика)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе

I ступени по специальности 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)» ,

модуль «Биосистематика.

Краткое содержание

В разделе «Морфология растений» характеризуются особенности и закономерности строения растительной клетки, клеточной оболочки, тканей, вегетативных и репродуктивных органов растений, рассматриваются общие проблемы эволюции формы тела, размножения и жизненных циклов растений, характеризуется цветок как особый репродуктивный орган.

Формируемые компетенции, результаты обучения

В результате освоения дисциплины «Ботаника» студент должен обладать базовыми профессиональными компетенциями: использовать знания особенностей строения и процессов жизнедеятельности, филогении основных таксономических групп высших растений, их роли в экосистемах при решении проблем ресурсоведения, сельского хозяйства, биотехнологии, медицины.

Пререквизиты

Цитология

Трудоемкость

3 зачетных единицы, 120 академических часов, из них 64 аудиторных, 56 – самостоятельная работа).

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2 семестр, коллоквиум, зачет.

Ботаника: альгология и микология (модуль «Разнообразие живых организмов»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности 1-02 04 01 «Биология и химия», модуль «Разнообразие живых организмов»

Краткое содержание

Учебная дисциплина «Ботаника: альгология и микология» для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений содержит необходимые сведения о морфолого-биологических характеристиках, размножении, закономерностях онтогенеза, циклах развития, направлениях эволюции основных таксонов водорослей, грибов и лишайников, принципах их классификации, рас¬пространении и роли в природных экосистемах, значении для человека; для развития умений и навыков определения объектов, их анатомо-морфологической характеристики, понимания путей рационального использования и охраны окружающей среды.

Формируемые компетенции, результаты обучения

В результате освоения дисциплины «Ботаника: альгология и микология» студент должен обладать базовыми профессиональными компетенциями: владеть системой знаний о макро- и микроструктуре, физиологии, систематике, значении живых организмов в природе и жизнедеятельности человека для формирования научных представлений о строении, жизнедеятельности и разнообразии.

Пререквизиты

Цитология

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 108 часов (из них 50 аудиторных: 18 часов лекций, 12 часов семинарских занятий, 20 часов лабораторных занятий; 58 – самостоятельная работа).

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1-й семестр, коллоквиум, экзамен.

Ботаника: высшие растения модуль «Разнообразие живых организмов»
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе

I ступени по специальности 1-02 04-01 «Биология и химия», модуль «Разнообразие живых организмов».

Краткое содержание

Содержит необходимые сведения о морфолого-биологических характеристиках, размножении, закономерностях онтогенеза, циклах развития, направлениях эволюции основных таксонов растений, рас¬пространении и роли в природных экосистемах, значении для человека; для развития умений и навыков определения ботанических объектов, их анатомо-морфологической характеристики, понимания путей рационального использования и охраны окружающей среды.

Формируемые компетенции, результаты обучения

В результате освоения дисциплины студент должен обладать базовыми профессиональными компетенциями: владеть системой знаний о макро- и микроструктуре, физиологии, значении растений в природе и жизнедеятельности человека для формирования научных представлений о строении, жизнедеятельности и разнообразии.

Пререквизиты

Цитология

Трудоемкость

4 зачетных единицы, 144 часа (из них аудиторных – 74 ч., лекционных занятий – 14 ч., семинарских – 26 ч., лабораторных занятий – 30 ч., УСРС – 4; 70 ч. – самостоятельная работа).

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3 семестр, коллоквиум, зачет.

Генетика (модуль «Анатомия человека и генетика»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования)

Специальность: 1-02 04 01 Биология и химия»

Компонент учреждения высшего образования:

модуль «Анатомия человека и генетика»

Краткое содержание

Введение. Краткая история развития генетики. Цитологические основы наследственности. Закономерности наследования признаков при внутривидовой гибридизации. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Молекулярные основы наследственности. Изменчивость. Генетические основы онтогенеза. Основы медицинской генетики. Генетические процессы в популяциях

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: знать: закономерности наследования признаков при моно-, ди- и полигибридных скрещиваниях; механизмы наследственности и изменчивости генетического материала; основы наследственных заболеваний человека; генетические основы селекции; вопросы популяционной генетики; уметь: проводить и анализировать генетический эксперимент; связывать данные генетики с достижениями цитологии, эволюционной теории и селекции; владеть: навыками решения задач по различным направлениям генетики; информацией о современных методах генетического анализа.

Пререквизиты

Цитология

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 108 академических часов, в том числе 72 аудиторных, из них 20 лекционных занятий, 52 практических.

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

4-ый семестр, коллоквиум, зачет

Гистология с основами эмбриологии (модуль «Структурная организация живых организмов)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата (Ι ступень высшего образования)

Специальность: 1-02 04 01 Биолoгия и химия

Компонент учреждения высшего образования: модуль «Структурная организация живых организмов»

Краткое содержание

Эпителиальные ткани Соединительные ткани Мышечные ткани Нервная ткань Строение половых клеток. Гаметогенез Сравнительная характеристика ранних этапов эмбрионального развития

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: применять знания о развитии позвоночных, строении и источниках происхождения различных тканей для формирования представлений о развитии и функциональном назначении тканей человека и животных.

Пререквизиты

Цитология

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 108 академических часов (50 – аудиторных, 58 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2 семестр: коллоквиум, зачет

Нейрофизиология и сенсорные системы (модуль «Медико-биологические основы специальной педагогики и психологии»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата (Ι ступень высшего образования)

Специальность: 1-03 03 01 Логопедия

Государственный компонент: модуль «Медико-биологические основы специальной педагогики и психологии»

Краткое содержание

Филогенез и онтогенез нервной и сенсорных систем Морфология нейрона. Электрические процессы в нервной клетке. Физиология синапсов Строение и функции центральной нервной системы Организация двигательного акта Строение и функции черепных нервов Чувствительность Вегетативная нервная система Высшие корковые функции Рефлекторная деятельность нервной системы Основы учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности Принципы структурно-функциональной организации головного мозга Принципы строения и функционирования сенсорных систем Строение слуховой сенсорной системы. Физиология слуха Строение зрительной сенсорной системы. Физиология зрения Методы исследования нервной и сенсорных систем

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: применять знания и умения в области медико-биологических основ педагогической деятельности в образовательном процессе;

Специализированные компетенции: проектировать образовательный процесс с обучающимися с особыми образовательными потребностями на основе системы медико-биологических знаний и умений.

Пререквизиты

Педагогика, Общая и социальная психология

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 100 академических часов (50 – аудиторных, 50 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: зачет

Основы биологии (модуль «Теоретические основы начального естественнонаучного образования»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Учебная программа составлена на основе учебных планов УО МГПУ имени И.П. Шамякина по специальности 1-01 02 01 Начальное образование, очной (дневной) и заочной формы получения высшего образования утвержденных 02.07.2021, № 441 и № 443 и образовательного стандарта высшего образования ОСВО 1-01 02 01-2021

Краткое содержание

Клетка – элементарная структурно-функциональная и генетическая единица всех живых организмов. Организм и его размножение. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение. Происхождение человека. Основы генетики и селекции. Экологическая организация жизни.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Уметь: применять знания об основных понятиях, концепциях, теориях, закономерностях в отношении к конкретным объектам; объяснять основные природные явления, происходящие в биологической сфере; объяснять взаимосвязи между организмами; формулировать основные биологические закономерности и определять границы их проявления; анализировать процессы биосферы

Пререквизиты

Биология

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 100 академических часов (52 аудиторных, 48 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1,2 - ой семестры: фронтальный и индивидуальный опрос, экзамен

Основы медицинских знаний (модуль «Экология и ксенобиология»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата (I ступень высшего образования)

Специальность: 1–31 01 01–02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)».

Компонент учреждения высшего образования. Модуль «Экология и ксенобиология».

Краткое содержание

Организация медицинской помощи населению. Методы обследования больных. Наблюдение за больными. Простейшая физиотерапия. Понятие о лекарственных средствах и лечебном питании. Уход за больными. Заболевания органов дыхания Заболевания сердечно-сосудистой системы. Заболевания пищеварительной и мочевыделительной системы. Эндокринные расстройства. Аллергозы. Основы эпидемиологии Инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих. Кишечные инфекции. Воздушно-капельные инфекции. Детские инфекции Травматические повреждения. Неотложная помощь Основы реанимации. Первая помощь при несчастных случаях.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Социальные компетенции: применять знания структурной и функциональной организации популяций, экосистем, биосферы для обеспечения их стабильного функционирования, в т.ч. в условиях воздействия ксенобиотиков, и оптимизации природопользования.

Универсальные компетенции: владеть навыками здоровьесбережения.

Пререквизиты

Безопасность жизнедеятельности человека. Физиология человека и животных.

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 108 академических часов (50 – аудиторных, 58 – самостоятельная работа).

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

7 семестр – контрольный срез, экзамен.

Основы медицинских знаний (модуль «Здоровьесбережения»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата (I ступень высшего образования)

Специальность: 1-02 04 01 «Биология и химия».

Компонент учреждения высшего образования. Модуль «Здоровьесбережения».

Краткое содержание

Организация медицинской помощи населению. Методы обследования больных. Наблюдение за больными. Простейшая физиотерапия. Понятие о лекарственных средствах и лечебном питании. Уход за больными. Заболевания органов дыхания Заболевания сердечно-сосудистой системы. Заболевания пищеварительной и мочевыделительной системы. Эндокринные расстройства. Аллергозы. Основы эпидемиологии Инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих. Кишечные инфекции. Воздушно-капельные инфекции. Детские инфекции Травматические повреждения. Неотложная помощь Основы реанимации. Первая помощь при несчастных случаях.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Социальные компетенции: владеть навыками здоровьесбережения, принципами оказания первой помощи при неотложных состояниях и организации профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и травматизма.

Пререквизиты

Безопасность жизнедеятельности человека.

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 108 академических часов (48 – аудиторных, 60 – самостоятельная работа).

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

4 семестр – контрольный срез, зачет.

Основы медицинских знаний (модуль «Здоровьесбережение»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата (I ступень высшего образования)

Специальность: 1-01 02 01 «Начальное образование».

Компонент учреждения высшего образования. Модуль «Основы здоровьесбережения».

Краткое содержание

Организация медицинской помощи населению. Методы обследования больных. Наблюдение за больными. Простейшая физиотерапия. Понятие о лекарственных средствах и лечебном питании. Уход за больными. Заболевания органов дыхания Заболевания сердечно-сосудистой системы. Заболевания пищеварительной и мочевыделительной системы. Эндокринные расстройства. Аллергозы. Основы эпидемиологии Инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих. Кишечные инфекции. Воздушно-капельные инфекции. Детские инфекции Травматические повреждения. Неотложная помощь Основы реанимации. Первая помощь при несчастных случаях.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Социальные компетенции: обеспечивать здоровьесберегающие условия образовательного процесса, участвовать в разработке и реализации программ, способствующих сохранению и укреплению физического, психического здоровья обучающихся и педагогов.

Пререквизиты

Возрастная физиология и школьная гигиена.

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 100 академических часов (54 – аудиторных, 46 – самостоятельная работа).

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2 семестр – контрольный срез, зачет.

Основы медицинских знаний (модуль «Медико-социальные основы социальной работы»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата (I ступень высшего образования)

Специальность: 1-86 01 01-01 «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)». Государственный компонент. Модуль «Медико-социальные основы социальной работы».

Краткое содержание

Организация медицинской помощи населению. Методы обследования больных. Наблюдение за больными. Простейшая физиотерапия. Понятие о лекарственных средствах и лечебном питании. Уход за больными. Заболевания органов дыхания Заболевания сердечно-сосудистой системы. Заболевания пищеварительной и мочевыделительной системы. Эндокринные расстройства. Аллергозы. Основы эпидемиологии Инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих. Кишечные инфекции. Воздушно-капельные инфекции. Детские инфекции Травматические повреждения. Неотложная помощь Основы реанимации. Первая помощь при несчастных случаях.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: применять междисциплинарные медицинские знания о содержании и специфике медико-социальной деятельности в организациях, оказывающих социальную помощь и поддержку населению.

Пререквизиты

Анатомия и физиология.

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 104 академических часа (56 – аудиторных, 48 – самостоятельная работа).

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2 семестр – коллоквиум, экзамен.

Основы общего землеведения (модуль «Основы общего землеведения и сельского хозяйства»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Дисциплина входит в цикл дисциплин компонента учреждений высшего образования в образовательной программе I ступени по специальностям 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность), 1-02 04 01-2013 «Биология и химия»

Краткое содержание

Земля во Вселенной. План и карта. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Географическая среда и человеческое общество.

Формируемые компетенции, результаты обучения

объяснять основные природные явления, происходящие в сферах географической оболочки; взаимосвязи между компонентами географической оболочки и процессами, происходящими в ней; формулировать основные географические закономерности и определять границы их проявления; анализировать тематические карты, графики, диаграммы;

Пререквизиты

Землеведение

Трудоемкость

6 зачетных единиц, 180 академических часов (88 аудиторных, 92 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1-ый семестр: фронтальный и индивидуальный опрос, коллоквиум, экзамен

Основы педиатрии
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата (I ступень высшего образования)

Специальность: 1-01 01 01 «Дошкольное образование»

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Общие закономерности роста и развития детей. Здоровье и физическое развитие ребенка. Гигиена отдельных органов и систем детей раннего и дошкольного возраста. Режим дня детей раннего и дошкольного возраста. Гигиенические основы питания детей. Физическое воспитание детей, принципы закаливания. Заболевания детей раннего и дошкольного возраста, их профилактика. Первая помощь при несчастных случаях и травматических повреждениях. Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение в дошкольных учреждениях.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Социальные компетенции: применять знания об особенностях строения и развития организма детей раннего и дошкольного возраста, характеристиках наиболее часто встречаемых детских болезней для сохранения и укрепления здоровья воспитанников

Пререквизиты

Дошкольная педагогика

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 102 академических часа (54 – аудиторных, 48 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр – контрольный срез, зачет

Социальная медицина (модуль «Медико-социальные основы социальной работы»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата (I ступень высшего образования)

Специальность: 1-86 01 01-01 «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)». Государственный компонент. Модуль «Медико-социальные основы социальной работы».

Краткое содержание

Основные понятия и категории социальной медицины. Здоровье как комплексная категория и личностная ценность. Формирование здорового образа жизни. Социально-значимые неинфекционные заболевания. Эпидемиология в социальной медицине. Болезни, передаваемые половым путем, как социально-медицинская проблема. Влияние производственных факторов на организм работающих. Проблемы биоэтики. Проблемы ограничения жизнедеятельности человека. Медико-социальная работа в учреждениях социальной защиты, здравоохранения и образования.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: сохранить и укреплять общественное здоровье методами социальной медицины.

Пререквизиты

Анатомия и физиология, Основы медицинских знаний

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 110 академических часов (60 – аудиторных, 50 – самостоятельная работа).

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3 семестр – контрольный срез, экзамен

Физиология человека и животных (модуль «Физиология и биохимия»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата (Ι ступень высшего образования)

Специальность: 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)

Государственный компонент: модуль «Физиология и биохимия»

Краткое содержание

Физиология возбудимых тканей Нейро-гуморальная регуляция физиологических функций Общая физиология центральной нервной системы Частная физиология центральной нервной системы Гормональная регуляция функций Физиология сенсорных систем Физиология высшей нервной деятельности Внутренняя среда организма Физиология сердечно-сосудистой системы Физиология дыхания Физиология пищеварения Физиология выделительных процессов Обмен веществ и энергии. Питание. Физиология терморегуляции

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: применять знания структуры, физико-химических свойств, путей метаболизма химических компонентов, входящих в состав живых организмов, физиолого-биохимических процессов растительных и животных организмов, механизмов их регуляции для оценки физиологических показателей растительных и животных объектов, организма человека

Пререквизиты

анатомия человека, цитологии и гистологии

Трудоемкость

6 зачетных единиц, 200 академических часов (112 – аудиторных, 88 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

4 семестр: коллоквиум, экзамен

Цитология (модуль «Структурная организация живых организмов»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования)

Специальность: 1-02 04 01 Биология и химия»

Компонент учреждения высшего образования:

модуль «Структурная организация живых организмов»

Краткое содержание

История возникновения и развития цитологии. Методы исследований клетки: световая и электронная микроскопия, микрургия, авторадиграфия, метод культивирования клеток вне организма, дифференциальное центрифугирование клеток. Биологические мембраны. Цитоплазма, органоиды, клеточное ядро. Хроматин, хромосомы. Воспроизводство, дифференциация и патология клеток

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: знать: современную клеточную теорию; устройство современного светового микроскопа; принципы структурно–функциональной организации клеток животных и растений; – закономерности размножения клеток путем митоза и мейоза, а также их генетически детерминированной физиологической гибели путем апоптоза. уметь: настраивать световой микроскоп, исследовать с его помощью готовые цитологические препараты и делать их зарисовки; изготавливать препараты растительных и животных клеток и проводить их цитологическое исследование; владеть: навыками работы со световым микроскопом; простейшими методами фиксации и окраски препаратов

Пререквизиты

Нет

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 108 академических часов, в том числе 50 аудиторных часов, из них 8 часов лекционных занятий, 22 часа лабораторных и 20 часов практических.

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1-ый семестр, коллоквиум, экзамен

Цитология и гистология (модуль «Анатомия человека с основами цитологии и гистологии»)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа I ступени высшего образования.

Специальность: 1-31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)»: модуль «Анатомия человека с основами цитологии и гистологии». Компонент учреждения высшего образования.

Краткое содержание

История возникновения и развития цитологии и гистологии. Методы исследований клетки. Микроскопия. Биологические мембраны. Одномембранные компоненты клетки. Двухмембранные органоиды. Рибосомы и биосинтез белка. Цитоскелет. Клеточное ядро. Воспроизводство клеток, мейоз. Дифференцировка и патология клеток. Учение о тканях. Эволюция и общие принципы организации тканей». Эпителиальные ткани. Соединительные ткани. Кровь и лимфа. Хрящевая и костная ткани. Мышечные ткани. Нервная ткань.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Социальные компетенции: характеризовать структурно-функциональную организацию клеток эукариот, закономерности их пролиферации дифференцировки, классификацию основных тканей и структурно-анатомические особенности органов тела человека для оценки их физиологических функций.

Пререквизиты

Основы общего землеведения

Трудоемкость

3 зачетные единицы, 120 академических часов (72 аудиторных, 48 самостоятельная работа).

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2-й семестр – коллоквиум, экзамен.

Этноэкологическое воспитание
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа I ступени высшего образования.

Специальность: 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность): модуль «Факультативные дисциплины». Компонент учреждения высшего образования.

Краткое содержание

Этноэкологическое воспитание в системе гуманитарных знаний. Содержательно-целевые основы этноэкологического воспитания белорусов. Принципы этноэкологического воспитания белорусов. Методы и приемы этноэкологического воспитания белорусов. Средства и формы этноэкологического воспитания белорусов. Основные направления использования идей этноэкологического воспитания в современности.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Социальные компетенции: проектировать процесс воспитания, отбирать методы, формы, технологии, соответствующие воспитательным целям и задачам, с учетом направленности личности обучающихся и приоритетов воспитательной работы. Осуществлять эффективное взаимодействие с участниками образовательного процесса на основе норм педагогической этики.

Пререквизиты

Введение в специальность

Трудоемкость

24 аудиторных часов

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2-й семестр – без контроля.

Образовательные стандарты высшего образования 1 ступени 2013, 2018
Биологические основы сельского хозяйства
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования)

Специальность: «1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)»

Цикл специальных дисциплин: компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Почва и почвообразование. Основные типы почв Беларуси Минеральные, органические и бактериальные удобрения. Земледелие как ведущая отрасль АПК. Сорные растения и борьба с ними. Севообороты Биологические особенности и технология возделывания зерновых культур Биологические особенности и технология возделывания картофеля Овощные культуры. Биологические особенности и технология выращивания томатов и огурцов Биологические особенности и технология выращивания ягодных культур Основы животноводства. Домашние и сельскохозяйственные животные, их происхождение. Основы разведения и кормления сельскохозяйственных животных

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: знать: основные типы почв Республики Беларусь; факторы почвообразования; основные виды удобрений; биолого-хозяйственные особенности культурных растений и сельскохозяйственных животных; уметь: применять теоретические знания на практике; разрабатывать технологию возделывания основных сельскохозяйственных растений на пришкольном участке; владеть: навыками постановки опытов и экспериментов с сельскохозяйственными растениями.

Пререквизиты

Основы общего землеведения

Трудоемкость

4,5 зачетных единицы, 168 академических часов, в том числе 72 аудиторных часов, из них 36 часов лекционных занятий, 36 часов лабораторных.

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

7-й семестр, коллоквиум, экзамен

Биологические основы сельского хозяйства
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования)

Специальность: 1-02 04 01 Биология и химия»

Цикл специальных дисциплин: компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Почва и почвообразование. Основные типы почв Беларуси Минеральные, органические и бактериальные удобрения Земледелие как ведущая отрасль АПК. Сорные растения и борьба с ними. Севообороты Биологические особенности и технология возделывания зерновых культур Биологические особенности и технология возделывания картофеля Овощные культуры. Биологические особенности и технология выращивания томатов и огурцов Биологические особенности и технология выращивания ягодных культур Основы животноводства. Домашние и сельскохозяйственные животные, их происхождение. Основы разведения и кормления сельскохозяйственных животных

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: знать: основные типы почв Республики Беларусь; факторы почвообразования; основные виды удобрений; биолого-хозяйственные особенности культурных растений и сельскохозяйственных животных; уметь: применять теоретические знания на практике; разрабатывать технологию возделывания основных сельскохозяйственных растений на пришкольном участке; владеть: навыками постановки опытов и экспериментов с сельскохозяйственными растениями.

Пререквизиты

Основы общего землеведения

Трудоемкость

4 зачетных единицы, 136 академических часов, в том числе 72 аудиторных часов, из них 48 часов лекционных занятий, 24 часа практических.

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

6-й семестр, коллоквиум, экзамен.

Биология индивидуального развития
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата (Ι ступень высшего образования)

Специальность1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Строение и развитие половых клеток Оплодотворение Дробление Гаструляция Нейруляция Обзор раннего эмбрионального развития различных классов беспозвоночных и позвоночных Образование органов и тканей (органогенез) Молекулярно-генетические механизмы онтогенеза

Формируемые компетенции, результаты обучения

Академические компетенции: уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. Владеть системным и сравнительным анализом. Уметь работать самостоятельно. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. Обладать навыками устной и письменной коммуникации. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Социально-личностные компетенции: обладать качествами гражданственности. Быть способным к социальному взаимодействию. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. Владеть навыками здоровьесбережения. Быть способным к критике и самокритике. Уметь работать в команде. Профессиональные компетенции: формировать профессиональные знания, умения и навыки у обучающихся, обеспечивать их профессиональное, социальное и личностное развитие. Организовывать и проводить учебные занятия (лекционные, практические, лабораторные, производственного обучения и другие) в учреждениях профессионального образования с использованием современных педагогических методик и технологий. Управлять учебной, учебно-производственной, научно-исследовательской видами деятельности обучающихся. Осуществлять педагогический контроль и коррекцию образовательного процесса. Соблюдать права обучающихся, оказывать им социально-педагогическую и психологическую поддержку. Разрабатывать учебно-программную документацию (учебные планы и учебные программы). Разрабатывать методики различных видов учебных занятий на основе современных подходов. Изучать, обобщать и систематизировать современный педагогический опыт.

Пререквизиты

Цитология и гистология

Трудоемкость

3 зачетных единиц, 120 академических часов (68 – аудиторных, 52 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

6 семестр: коллоквиум, зачет

Возрастная физиология и школьная гигиена
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа I ступени высшего образования.

Специальность: 1-01 02 01 «Начальное образование»: модуль «Здоровьесбережение». Компонент учреждения высшего образования.

Специальность: 1-02 06 01 «Технический труд и предпринимательство». Компонент учреждения высшего образования.

Специальность: 1-02 06 04 «Обслуживающий труд и изобразительное искусство». Компонент учреждения высшего образования.

Специальность: 1-02 03 06 «Иностранные языки (английский, немецкий)». Компонент учреждения высшего образования.

Специальность: 1-02 03 06 «Иностранные языки (немецкий, английский)». Компонент учреждения высшего образования.

Специальность: 1-02 03 08 «Иностранный язык (Английский язык / Немецкий язык)»: модуль «Цикл общенаучных и общепрофессиональных дисциплин». Компонент учреждения высшего образования.

Краткое содержание

Общие закономерности роста и развития организма. Возрастная физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата. Возрастная физиология анализаторов. Гигиена органов зрения и слуха. Возрастная физиология и гигиена органов дыхания. Возрастная физиология и гигиена сердечно-сосудистой системы. Возрастные особенности и гигиена пищеварительной системы. Обмен веществ и энергии. Возрастные особенности и гигиена выделительной и половой системы. Возрастные особенности развития высшей нервной деятельности. Физиолого-гигиенические основы построения учебного и воспитательного процесса учащихся.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Для специальности «Начальное образование».

Социальные компетенции: обеспечивать здоровьесберегающие условия образовательного процесса, участвовать в разработке и реализации программ, способствующих сохранению и укреплению физического, психического здоровья обучающихся и педагогов.

Для специальностей «Технический труд и предпринимательство», «Обслуживающий труд и изобразительное искусство», «Иностранные языки (английский, немецкий)», «Иностранные языки (немецкий, английский)», «Иностранный язык (Английский язык / Немецкий язык)».

Академические компетенции: уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач; владеть системным и сравнительным анализом; владеть исследовательскими навыками; уметь работать самостоятельно. Социально-личностные: владеть навыками здоровьясбережения. Профессиональные: анализировать и оценивать собранные данные; готовить доклады, материалы к презентациям.

Пререквизиты

Для специальности «Начальное образование»: Основы естествознания.

Для специальностей «Технический труд и предпринимательство», «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»: Введение в педагогическую деятельность.

Для специальностей «Иностранные языки (английский, немецкий)», «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Для специальности «Иностранный язык (Английский язык / Немецкий язык)»: введение в педагогическую профессию.

Трудоемкость

Для специальности «Начальное образование»:

3 зачетные единицы, 90 академических часов (52 аудиторных, 38 самостоятельная работа).

Для специальностей «Технический труд и предпринимательство», «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»:

2 зачетные единицы, 58 академических часов (34 аудиторных, 24 самостоятельная работа).

Для специальностей «Иностранные языки (английский, немецкий)», «Иностранные языки (немецкий, английский)»:

2 зачетные единицы, 72 академических часов (34 аудиторных, 38 самостоятельная работа).

Для специальности «Иностранный язык (Английский язык / Немецкий язык)»:

2 зачетные единицы, 72 академических часов (18 аудиторных, 54 самостоятельная работа).

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

Для специальности «Начальное образование»:

1-й семестр – зачет.

Для специальностей «Технический труд и предпринимательство», «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»:

8-й семестр – зачет.

Для специальностей «Иностранные языки (английский, немецкий)», «Иностранные языки (немецкий, английский)»:

7-й семестр – зачет.

Для специальности «Иностранный язык (Английский язык / Немецкий язык)»:

1-й семестр – зачет.

Генетика
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования)

Специальность: 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность).

Цикл специальных дисциплин: государственный компонент:

Краткое содержание

Введение. Краткая история развития генетики. Цитологические основы наследственности. Закономерности наследования признаков при внутривидовой гибридизации. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Молекулярные основы наследственности. Изменчивость. Нехромосомная наследственность Генетические основы онтогенеза. Основы медицинской генетики. Генетические процессы в популяциях. Генетические основы селекции

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: знать: закономерности наследования признаков при моно-, ди- и полигибридных скрещиваниях; механизмы наследственности и изменчивости генетического материала; основы наследственных заболеваний человека; генетические основы селекции; вопросы популяционной генетики; уметь: проводить и анализировать генетический эксперимент; связывать данные генетики с достижениями цитологии, эволюционной теории и селекции; владеть: навыками решения задач по различным направлениям генетики; информацией о современных методах генетического анализа.

Пререквизиты

Цитология

Трудоемкость

5 зачетных единиц, 196 академических часов, в том числе 90 аудиторных часов, из них 60 часов лекционных занятий, 30 часов лабораторных.

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

6-ый семестр, коллоквиум, экзамен

Генетика
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования)

Специальность: 1-02 04 01 Биология и химия»

Цикл специальных дисциплин: государственный компонент

Краткое содержание

Введение. Краткая история развития генетики. Цитологические основы наследственности. Закономерности наследования признаков при внутривидовой гибридизации. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Молекулярные основы наследственности. Изменчивость. Нехромосомная наследственность Генетические основы онтогенеза. Основы медицинской генетики. Генетические процессы в популяциях. Генетические основы селекции

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: знать: закономерности наследования признаков при моно-, ди- и полигибридных скрещиваниях; механизмы наследственности и изменчивости генетического материала; основы наследственных заболеваний человека; генетические основы селекции; вопросы популяционной генетики; уметь: проводить и анализировать генетический эксперимент; связывать данные генетики с достижениями цитологии, эволюционной теории и селекции; владеть: навыками решения задач по различным направлениям генетики; информацией о современных методах генетического анализа.

Пререквизиты

Цитология

Трудоемкость

5,5 зачетных единиц, 196 академических часов, в том числе 90 аудиторных часов, из них 60 часов лекционных занятий, 30 часов лабораторных.

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

8-ый семестр, коллоквиум, экзамен

Дендрология
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Учебная дисциплина относится к компоненту УВО в образовательной программе I ступени по специальности 1-31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)»,

Краткое содержание

Учебная дисциплина «Дендрология» содержит необходимые сведения о структурно-функциональной организации древесных растений лесных и лесоболотных сообществ, де-коративных свойствах деревьев и кустарников с целью их использо¬вания в зеленом строительстве, охраняемых видах.

Формируемые компетенции, результаты обучения

В результате освоения дисциплины «Дендрология» студент должен обладать базовыми профессиональными компетенциями: квалифицированно проводить научно-производственные исследования, выбирать грамотные и экспериментально обоснованные методические подходы, давать рекомендации по практическому применению полученных результатов; осуществлять поиск и анализ данных по изучаемой проблеме в научно-технических и других информационных источниках; организовывать работу по подготовке научных статей и заявок на изобретения и лично участвовать в ней; составлять и вести документацию по научно-производственной деятельности.

Пререквизиты

Ботаника

Трудоемкость

3 зачетных единицы, 40 академических часов, из них аудиторных – 28 ч., 12 – самостоятельная работа.

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

7 семестр, зачет.

Ихтиология с основами рыбоводства
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования)

Специальность: 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность).

Цикл специальных дисциплин: компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Краткая история развития ихтиологии. Основы систематики рыб. Строение рыб: опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, сердечно-сосудистая, нервная система, половая система, органы дыхания, органы чувств. Питание и пищевые взаимоотношения рыб. Размножение и развитие рыб. Абиотические факторы и их влияние на рыб. Биотические взаимоотношения рыб. Миграции рыб. Рыбы водоемов Республики Беларусь

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: знать: место рыб в системе хордовых животных; отличительные морфологические, биологические и экологические признаки основных групп рыб; особенности географического распространения рыб; важнейшие массовые виды Республики Беларусь; биологические особенности и хозяйственные качества видов рыб, культивируемых в рыбоводных хозяйствах Республики Беларусь; устройство современного рыбоводного прудового хозяйства; технологию выращивания карпа в прудовом рыбоводном хозяйстве. уметь: определять видовую принадлежность рыб; оценивать биологические параметры и физиологическое состояние рыб; разрабатывать и внедрять технологию производства карпа в прудовом рыбоводном хозяйстве.

Пререквизиты

Зоология

Трудоемкость

3 зачетных единицы, 124 академических часа, в том числе 72 аудиторных часов, из них 36 часов лекционных занятий, 16 часов лабораторных и 20 семинарских.

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

6-й семестр, зачет.

Методика преподавания биологии
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа I ступени высшего образования.

Специальность: 1-02 04 01 «Биология и химия». Государственный компонент.

Краткое содержание

Методика преподавания биологии как наука. Компетентностный подход к обучению биологий. История становления и развития методики преподавания Биологии. Структура школьного биологического образования. Содержание школьного биологического образования. Учебно - методический комплекс школьной биологии. Современные педагогические технологий в школьном биологическом образовании. Организация процесса обучения биологии. Методика формирования биологических понятий и умений, эмоционально-ценностных отношений к живым объектам и творческой деятельности учащихся. Воспитание в системе школьного биологического образования. Методы обучения биологии. Формы организации обучения биологии. Наблюдения и эксперимент как основные методы обучения биологии. Лабораторные и практические занятия по биологии. Методика решения биологических задач. Методика организации внеурочной и внеклассной деятельности учащихся. Школьные биологические экскурсии. Параметры образовательной диагностики. Методика организаций мониторинга учебных достижений учащихся. Средства и материальная база обучения биологии.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Академические компетенции: владеть исследовательскими навыками; уметь работать самостоятельно; владеть междисциплинарным подходом при решении проблем; иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером. Социально-личностные: быть способным к социальному взаимодействию; обладать способностью к межличностным коммуникациям; быть способным к осуществлению самообразования и самосовершенствования профессиональной деятельности. Профессиональные: эффективно реализовывать обучающую деятельность; Использовать оптимальные методы, формы, средства обучения; осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии обучения; организовывать и проводить учебные занятия различных видов; организовывать самостоятельную работу обучающихся. Воспитательная деятельность: эффективно реализовывать воспитательную деятельность; использовать оптимальные методы, формы, средства воспитания; формировать базовые компоненты культуры личности воспитанника. Развивающая деятельность: развивать навыки самостоятельной работы обучающихся с учебной, справочной, научной литературой и др. источниками информации; развивать уровень учебных возможностей обучающихся на основе системной педагогической диагностики; предупреждать и преодолевать школьную неуспеваемость. Ценностно-ориентационная деятельность: формулировать диагностично образовательные и воспитательные цели; оценивать учебные достижения учащихся, а так же уровни их воспитания и развития; осуществлять самообразование и самосовершенствование профессиональной деятельности; организовать целостный педагогический процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций.

Пререквизиты

Педагогика, Психология, Введение в педагогическую профессию

Трудоемкость

7 зачетные единицы, 274 академических часов (120 аудиторных, 151 самостоятельная работа).

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

4, 5, 6-й семестры – зачет; 7-семестр – коллоквиум, экзамен.

Методика преподавания биологии с основами воспитательной работы
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа I ступени высшего образования.

Специальность: 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность). Государственный компонент.

Краткое содержание

Предмет и задачи методики преподавания биологии. Образовательные, развивающие и воспитывающие задачи школьного курса биологии. Методы и приемы обучения биологии и экологии в средней школе. Технологии обучения, их классификация. Функция воспитания в современной школе. Направления, формы и методы воспитательной работы. Актуальные проблемы воспитания в контексте современных социальных проблем.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Профессиональные компетенции: управлять учебно-познавательной, научно-исследовательской и другими видами деятельности обучающихся; регулировать отношения и взаимодействия в педагогическом процессе; использовать оптимальные формы, методы, средства обучения и воспитания; организовывать учебные занятия (уроки, семинары и др.) и самостоятельную работу обучающихся; развивать навыки работы обучающихся с учебной, справочной, научной литературой и другими источниками информации; проводить психолого-педагогические и социологические исследования.

Пререквизиты

Педагогика, Психология, Введение в специальность

Трудоемкость

4,5 зачетные единицы, 172 академических часов (64 аудиторных, 108 самостоятельная работа).

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

7-й семестр – коллоквиум, экзамен.

Основы иммунологии
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата ( ступень высшего образования). Специальность: 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность). Государственный компонент

Краткое содержание

Строение, функционирование и роль органов, клеток, регуляторных молекул (интерлейкинов, цитокинов) иммунной системы. Химическая структура и классификация иммуноглобулинов. Роль белков главного комплекса гистосовместимости в развитии иммунных ответов. Врожденный, приобретенный иммунитет, иммунологическая память.

Формируемые компетенции, результаты обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Основы иммунологии» студент должен знать:

-развитие, строение, функционирование и роль органов (первичных и вторичных), клеток (моноцитов и других макрофагов, нeйтpoфилов, эозинофилов, базофилов, Т- и В-лимфоцитов), регуляторных молекул (интерлейкинов, цитокинов, хемокинов) иммунной системы;

- характер взаимодействия клеток и роль белков главного комплекса гистосовместимости в развитии иммунных ответов; механизмы возникновения гиперчувствительности немедленного и замедленного типов;

- механизм возникновения и реализации иммунной памяти как основы активных форм приобретенного иммунитета к инфекционным болезням; функционирование конститутивных защитных факторов как основы врожденного (видового) иммунитета;

- общие свойства молекул, обладающих антигенными свойствами; химическую структуру и классификацию иммуноглобулинов, генетические основы формирования их специфичности по отношению к антигенам;

- принципы получения поли- и моноклональных антител и постановки реакций с ними (агглюгинации, преципитации, реакций с участием комплемента, иммунофлюоресценции, иммуноферментного и радиоиммунологического анализов).

уметь:

- объяснить роль и значение иммунной системы человека;

- использовать полученные в курсе знания в научно-исследовательской работе;

- осуществлять ориентировочную и развернутые реакции агглютинации и преципитации, определять фагоцитарное число и фагоцитарный индекс.

владеть:

- иммунологическими терминами и свободно ориентироваться в литературе по иммунологии;

- экспериментальными методами получения поли- и моноклональных антител.

Пререквизиты

Анатомия человека, физиология человека и животных, биохимия

Трудоемкость

2,5 зачетных единицы, 106 академических часов (46 аудиторных, 60 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

5-й семестр: экзамен

Спортивная медицина
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата (I ступень высшего образования)

Специальности 1-03 02 01 01 «Физическая культура. Специальная подготовка»,

1-03 02 01 03 «Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность»

Цикл специальных дисциплин. Государственный компонент.

Краткое содержание

Спортивная медицина. Цели, задачи, содержание. Основы общей патологии. Физическое развитие. Методы исследования и оценка физического развития. Содержание и методы врачебных исследований. Характеристика и оценка функционального состояния нервной системы и сенсорной системы. Характеристика и оценка функционального состояния сердечно¬-сосудистой и дыхательной системы. Функциональные методы исследования в спортивной медицине. Врачебно-педагогические наблюдения. Самоконтроль. Врачебный контроль за школьниками и юными спортсменами. Особенности врачебного контроля за женщинами-спортсменками. Врачебный контроль за лицами среднего и старших возрастов. Хронические инфекции. Профилактика зависимостей от психоактивных веществ. Проблема ВИЧ / СПИД. Спортивный травматизм. Острые патологические состояния. Перетренированность у спортсменов Перенапряжение функциональных систем. Допинг и антидопинговый контроль в спорте. Реабилитация в спорте.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Академические компетенции (АК–1-9). Специалист должен:

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным вырабатывать новые идеи (обладать креативностью).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением, информацией и работой с компьютером.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Социально-личностные компетенции (СЛК–1,3,4,5,6,8). Специалист должен:

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьясбережения.

СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.

СЛК-6. Уметь работать в команде.

СЛК-8. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.

Профессиональные компетенции (ПК–3,4,7,13,15,16): требования к профессиональным компетенциям специалиста. Выпускник должен:

ПК-3. Воспитывать ответственность за результаты учебной деятельности.

ПК-4. Формировать в процессе физического воспитания занимающихся систему научных знаний, двигательных умений, навыков и готовность к их использованию в различных сферах человеческой деятельности.

ПК-7. Планировать, организовывать, контролировать и корректировать процесс физического воспитания.

ПК-13. Разрабатывать проекты и оснащать места проведения занятий специальным оборудованием и инвентарем, использовать различные средства обучения и развития.

ПК-15. Дифференцировать и индивидуализировать спортивную подготовку.

ПК-16. Осуществлять физическую, техническую, тактическую, психологическую спортивную подготовку.

Пререквизиты

Анатомия, Гигиена, Физиология, Физиология спорта.

Трудоемкость

4 зачетные единицы, 168 академических часов (76 – аудиторных, 92 – самостоятельная работа).

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

6 семестр – зачет; 7 семестр – контрольный срез, экзамен.

Спортивная медицина
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата (I ступень высшего образования) Специальность 1-88 02 01-01 «Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта)». Цикл специальных дисциплин. Государственный компонент.

Краткое содержание

Спортивная медицина. Цели, задачи, содержание. Основы общей патологии. Физическое развитие. Методы исследования и оценка физического развития. Содержание и методы врачебных исследований. Характеристика и оценка функционального состояния нервной системы и сенсорной системы. Характеристика и оценка функционального состояния сердечно¬-сосудистой и дыхательной системы. Функциональные методы исследования в спортивной медицине. Врачебно-педагогические наблюдения. Самоконтроль. Врачебный контроль за школьниками и юными спортсменами. Особенности врачебного контроля за женщинами-спортсменками. Врачебный контроль за лицами среднего и старших возрастов. Хронические инфекции. Профилактика зависимостей от психоактивных веществ. Проблема ВИЧ / СПИД. Спортивный травматизм. Острые патологические состояния. Перетренированность у спортсменов Перенапряжение функциональных систем. Допинг и антидопинговый контроль в спорте. Реабилитация в спорте.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Академические компетенции (АК–1-9). Специалист должен:

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. В системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Творчески подходить к решению задач профессиональной деятельности в сфере физической культуры, спорта и туризма.

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием современных информационных технологий.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Социально-личностные компетенции (СЛК–10-18). Специалист должен:

СЛК-10. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-11. Совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности.

СЛК-12. Пользоваться государственными языками Республики Беларусь и иным иностранным языком как средством делового общения.

СЛК-13. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.

СЛК-14. Уметь использовать в практической деятельности основы законодательства и правовых норм.

СЛК-15. Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия.

СЛК-16. Проявлять инициативу и креативность, в том числе в нестандартных ситуациях.

СЛК-17. Быть способным к критике и самокритике.

СЛК-18. Уметь работать в команде.

Профессиональные компетенции (ПК–19-22). Специалист должен:

ПК-19. Формировать у занимающихся физическую культуру личности.

ПК-20. Воспитывать ответственность за результаты учебной деятельности.

ПК-21. Формировать у занимающихся систему научных знаний, умений, навыков и готовность к их использованию в процессе физического воспитания, спортивной подготовки и самосовершенствования.

ПК-22. Осуществлять пропаганду физической культуры, спорта и туризма, здорового образа жизни.

Пререквизиты

Анатомия, Гигиена, Физиология, Физиология спорта.

Трудоемкость

4 зачетные единицы, 216 академических часов (100 – аудиторных, 116 – самостоятельная работа).

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

6 семестр – контрольный срез, зачет; 7 семестр – контрольный срез, экзамен.

Теория эволюции
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования)

Специальность 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность).

Цикл специальных дисциплин: компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Теория эволюции в современной биологии. История возникновения и развития эволюционной идеи. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Методы изучения и доказательства эволюционного процесса. Генетико-экологические основы эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор как дифференциальное воспроизведение генотипов. Формы естественного отбора. Возникновение и развитие адаптаций. Биологический вид и видообразование. Макроэволюция: формы, закономерности, направленность. Прогресс и регресс в эволюции. Биология развития и эволюция. Эволюция органов и функций. Происхождение и развитие жизни на земле. Происхождение и эволюция человека

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: знать: закономерности исторического развития органической природы; факторы, определяющие разнообразие органических форм жизни в прошлом и настоящем; возможные пути эволюции органического мира; морфологические и молекулярно-генетические аспекты эволюции отдельных таксонов; уметь: обосновать роль факторов эволюции в преобразовании популяций, видов и макроэволюционных событий; проводить сравнительный анализ живых систем для объяснения возникновения целесообразности их организации; применять эволюционный подход для анализа данных конкретных биологических дисциплин; применять знания закономерностей эволюции в решении природоохранительных процессов и возможностей управления формирования онтогенезов. владеть: эволюционной терминологией; основными методическими подходами для изучения эволюционного процесса.

Пререквизиты

Цитология; генетика; экология.

Трудоемкость

3,5 зачетных единиц, 140 академических часов, в том числе 48 аудиторных часов, из них 36 часов лекционных занятий и 12 часов семинарских занятий.

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

6-й семестр, коллоквиум, экзамен.

Физиология растений
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Дисциплина входит в цикл дисциплин государственного компонента в образовательной программе I ступени по специальностям 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность), 1-02 04 01-2013 «Биология и химия»

Краткое содержание

Рост и развитие растений. Фотосинтез, дыхание и физиология стресса растений.

Формируемые компетенции, результаты обучения

уметь: использовать основные закономерности функционирования растительных организмов в качестве научной основы земледелия, растениеводства и биотехнологии, методы теоретического и экспериментального исследований

Пререквизиты

Ботаника, Биохимия

Трудоемкость

6 зачетных единиц, 168 академических часов (112 аудиторных, 56 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

4-ый, 5-ый семестры: фронтальный и индивидуальный опрос, экзамен

Физиология человека и животных
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата (Ι ступень высшего образования)

Специальность: 1-02 04 01 Биолoгия и химия

Государственный компонент

Краткое содержание

Физиология возбудимых тканей Общая физиология центральной нервной системы Частная физиология центральной нервной системы Физиология нейромоторного аппарата Физиология высшей нервной деятельности Физиология крови Обмен веществ и энергии Физиология сенсорных систем Физиология эндокринной системы Физиология пищеварения Физиология выделения Физиология сердечно-сосудистой системы Физиология дыхания

Формируемые компетенции, результаты обучения

Академические компетенции: уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. Владеть исследовательскими навыками. Уметь работать самостоятельно. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером. Обладать навыками устной и письменной коммуникации. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность Уметь регулировать образовательные отношения и взаимодействия в педагогическом процессе. Социально-личностные компетенции: обладать качествами гражданственности. Быть способным к социальному взаимодействию. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. Владеть навыками здоровьесбережения. Быть способным к критике и самокритике. Уметь работать в команде.

Пререквизиты

Цитология и гистология, анатомия человека

Трудоемкость

6 зачетных единиц, 254 академических часов (132 – аудиторных, 122 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

5 семестр: коллоквиум, зачет

6 семестр: коллоквиум, экзамен

Эволюционное учение
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа бакалавриата

(I ступень высшего образования)

Специальность: 1-02 04 01 Биология и химия».

Цикл специальных дисциплин: государственный компонент

Краткое содержание

История формирования эволюционных взглядов в естествознании. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Концепция естественного отбора. Основные постулаты синтетической теории эволюции. Проблемы современной эволюционной биологии. Генетические основы эволюции. Микроэволюция. Популяция как единица микроэволюции. Факторы, формирующие генофонд популяции. Классификация форм естественного отбора. Современные концепции вида. Критерии и структура вида. Классификация форм и способов видообразования. Макроэволюция и ее связь с микроэволюцией. Прогресс и регресс в эволюции. Способы достижения биологического прогресса. Специализация и прогресс. Эволюция онтогенеза. Общие закономерности и направленность филогенеза. Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы эволюции биосферы. Основные этапы и движущие факторы антропосоциогенеза.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: знать: историю развития эволюционных взглядов; движущие силы и результаты эволюции; механизмы эволюционного процесса, его направления и пути; современные гипотезы происхождения жизни; основные этапы эволюции биосферы; уметь: анализировать закономерности развития и функционирования живых систем на различных уровнях организации живой материи на основе положений современного эволюционного учения; аргументировать современный эволюционный подход при изучении биологических процессов; владеть: методами анализа и моделирования эволюционных процессов; компетенциями и доказательствами современных эволюционных концепций.

Пререквизиты

Цитология; генетика; экология.

Трудоемкость

5,5 зачетных единиц,188 академических часов, из них 72 аудиторных: 48 ч лекций и 24 ч семинарских занятий.

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

8-й семестр, коллоквиум, экзамен.

Экология
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта высшего образования ОСВО 1-02 04 01-2013, утвержденного и введенного в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 № 88 и учебного плана УО МГПУ имени И.П. Шамякина для специальности 1-02 04 01 «Биология и химия, очная (дневная) форма получения высшего образования, утвержденного 03.05.2019, регистрационный № 173

Краткое содержание

Среды жизни. Экологические факторы. Популяция. Биоценоз и экосистемы. Биосфера.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Профессионально ориентироваться в современной экологической ситуации, объективно оценивать отрицательные тенденции современного экологического кризиса.

Пререквизиты

Зоология, Биотехнология

Трудоемкость

4,0 зачетные единицы, 136 академических часов (72 аудиторных, 64 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

6 - ой семестр: фронтальный и индивидуальный опрос, коллоквиум экзамен

Экология и рациональное природопользование
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Дисциплина входит в цикл дисциплин государственного компонента в образовательной программе I ступени по специальности 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)

Краткое содержание

Среды жизни. Экологические факторы. Популяция. Биоценоз и экосистемы. Биосфера.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Использовать основные законы экологии в практической деятельности; экологические методы исследования в природных и искусственных биосистемах; принимать решения практического характера с целью экологической оптимизации природопользования; экологическими методами исследований в природных и искусственных биосистемах.

Пререквизиты

Зоология, Биотехнология

Трудоемкость

3,5 зачетные единицы, 140 академических часов (50 аудиторных, 90 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

6 - ой семестр: фронтальный и индивидуальный опрос, коллоквиум экзамен

Экология современного производства и мониторинг окружающей среды
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Дисциплина входит в цикл компонентом учреждений высшего образования в образовательной программе I ступени по специальности 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)

Краткое содержание

Экономическое развитие общества и экологическая ситуация в РБ. Экология промышленности. Нормирование окружающей среды.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Квалифицированно проводить научные исследования в области экологии современного производства и охраны окружающей среды, проводить анализ результатов экспериментальных исследований, формулировать из полученных результатов конкретные выводы

Пререквизиты

Биотехнология

Трудоемкость

2,5 зачетные единицы, 90 академических часов (40 аудиторных, 50 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

8-ой семестр: фронтальный и индивидуальный опрос, коллоквиум зачет