Перечень дисциплин на 2022/2023 учебный год

кафедры белорусской и русской филологии

Образовательные стандарты высшего образования 1 ступени 2021
Античная литература
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Компонент учреждения высшего образования: модуль «Мировой литературный процесс – 1»

Краткое содержание

Введение. Термин и понятие «античная литература». Историческое и художественное значение античной литературы. Античная мифология. Миф как историко-культурная категория. Развитие греческой мифологии. Архаический период античной литературы. Гомеровский героический эпос. Дидактический эпос Гесиода. Лирика архаического периода. Классический период развития древнегреческой литературы. Античная драма. Происхождение древнегреческого театра. Трагедии Эсхила. Трагедии Софокла и Еврипида. Древнегреческая аттическая комедия. Творчество Аристофана. Греческая проза и теория литературы. «Поэтика» Аристотеля. Эллинистический период развития греческой литературы. Александрия. Культура эллинизма. Александрийская поэзия. Афины – центр философии. Сатира Лукиана. Античный роман. Греческая литература периода римского владычества. Римская литература. Театр. Римская комедия. Литература последнего века республики. Творчество Лукреция. Римский александризм. Литература «века Августа». Творчество Вергилия. «Золотой век» римской литературы. Гораций и Овидий. «Серебряный век» римской литературы. «Сатирикон» Петрония, басни Федра. Литература упадка империи. «Золотой осел» Апулея

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: характеризовать особенности развития античной литературы на разных этапах, учитывая закономерности литературного процесса Античности как целостного явления

Пререквизиты

Введение в литературоведение

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 100 академических часов (50 аудиторных, 14 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: коллоквиум, контрольный срез, экзамен

Белорусский язык
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:1-01 02 01 Начальное образование

Государственный компонент: модуль «Теоретические основы начального языкового образования»

Краткое содержание

Беларуская нацыянальная мова, яе формы. Фанетыка. Арфаэпія. Графіка і арфаграфія. Лексікалогія. Фразеалогія. Лексікаграфія. Марфеміка. Словаўтварэнне. Марфалогія. Сінтаксіс. Пунктуацыя.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Здзяйсняць камунікацыі ў вуснай і пісьмовай формах на дзяржаўных і замежных мовах для рашэння задач прафесійнага, міжасабовага і міжкультурнага ўзаемадзеяння. Тлумачыць моўныя факты рускай і беларускай моў, адрозненні фанетычнай, лексічнай і граматычнай сістэм рускай і беларускай моў

Пререквизиты

Русский язык

Трудоемкость

12 зачетные единицы, 416 академических часа (240 аудиторных, 104 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: диктант, контрольная работа, экзамен;

3 семестр: коллоквиум, контрольная работа, экзамен;

4 семестр: контрольная работа, диктант, зачёт;

5 семестр: контрольная работа, диктант, зачёт.

Введение в литературоведение
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Компонент учреждения высшего образования: модуль «Введение в дисциплины специальности»

Краткое содержание

Введение. Литературоведение как наука о художественной литературе. Художественная литература как форма общественного сознания. Художественный образ и его свойства. Деталь. Проблема условности в литературе. Категория формы и содержания литературного произведения. Тема, проблема, идея литературного произведения. Сюжет и фабула. Конфликт и коллизия. Композиция как «мирообразующий принцип» (Д.Д. Благой). Язык – «первоэлемент» литературы. Теория стихосложения. Родово-жанровое деление художественной литературы. Понятие о художественном методе. Понятие литературно-художественного стиля.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Осуществлять анализ, систематизацию и классификацию базовых литературоведческих понятий и фактов

Пререквизиты

Русская литература

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 100 академических часов (48 аудиторных, 16 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: коллоквиум, контрольный срез, экзамен

Введение в славянскую филологию
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Компонент учреждения высшего образования: модуль «Введение в дисциплины специальности»

Краткое содержание

Славянская филология как наука. Славяне и славянские языки в современном мире. Славяне в древности. Праславянский язык и родство славянских языков. Славянская письменность и палеография. Славянские литературные языки. Из истории славянской филологии. Славистика на современном этапе.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Применять знания об истории происхождения славян, славянских языков и славянской палеографии, характеризовать современные славянские языки

Пререквизиты

Русский язык

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 90 академических часов (48 аудиторных, 42 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: подготовка рефератов, контрольный срез, зачёт

Введение языкознание
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Компонент учреждения высшего образования: модуль «Введение в дисциплины специальности»

Краткое содержание

Языкознание как наука. Происхождение языка. Природа, сущность и функции языка. Система и структура языка. Фонетика и фонология. Морфемика и словообразование. Лексикология и семасиология. Грамматика. Письмо. Классификация языков. Закономерности исторического развития языков.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Использовать понятийный и терминологический аппарат лингвистики, учитывая внутреннее устройство языковой системы, осуществлять классификацию и анализ лингвистических единиц при описании языкового материала.

Пререквизиты

Введение в славянскую филологию

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 100 академических часов (50 аудиторных, 14 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2 семестр: коллоквиум, контрольный срез, написание рефератов, экзамен

История древнерусской литературы и литературы XVIII в.
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Государственный компонент: модуль «История русской литературы и литературной критики -1»

Краткое содержание

Предпосылки возникновения древнерусской литературы. Жанровая система литературы Древней Руси. Литература Киевской Руси. Летописание. «Повесть временных лет». Житийная литература. «Слово о полку Игореве». Литература периода феодальной раздробленности (XIII – XIV вв.). Литература периода борьбы русского народа с монголо-татарами и начала формирования централизованного государства. Памятники Куликовского цикла. Исторические предпосылки политический теории «Москва – третий Рим» и ее отражение в памятниках письменности. Литература XVI века. Публицистика. Литература Смутного времени. Литература второй половины XVII века. Бытовые и сатирические повести. Раскол русской церкви. Литературная деятельность протопопа Аввакума. Барокко в русской литературе.

История русской литературы XVIII века. Литература Петровской эпохи. Литература 1730-1750-х гг. Классицизм как первое литературное направление в России. Творчество А.Д. Кантемира, В.К. Тредьяковского. Жизненный и творческий путь М.В. Ломоносова. Драматургия А.П. Сумарокова. Журнальная сатира 1769–1774 годов. Драматургия 60-90-х гг. XVIII века. Творчество Д.И. Фонвизина. Комедии и трагедии Я.Б. Княжнина и В.В. Капниста. Развитие поэзии во второй половине XVIII века. Жанр поэмы в творчестве М. Хераскова, В. Майкова, И. Богдановича. Творчество Г.Р. Державина. Прозаическая литература конца XVIII века. Сентиментализм как литературное направление. Творческая деятельность Н.М. Карамзина. Творчество А.Н. Радищева. Творчество И.И. Дмитриева. Краткая характеристика развития русской художественной прозы. Добасенное творчество И.А. Крылова.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: характеризовать основные этапы развития русской литературы XI - второй половины XIX в. в аспекте родовой и видовой принадлежности художественных произведений, особенностей их поэтической и стилистической организации

Пререквизиты

Введение в литературоведение

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 116 академических часов (56 аудиторных, 24 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: коллоквиум, контрольный срез, подготовка рефератов, экзамен

История зарубежной литературы (Средневековье, Возрождение, XVIII в.)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Компонент учреждения высшего образования: модуль «Мировой литературный процесс – 2»

Краткое содержание

Средние века. Литература периода раннего средневековья III–IX веков. Общественно-историческая обстановка. Философские и религиозные концепции периода. Устное народное творчество периода. Литература периода зрелого средневековья X–XIII веков. Общественно-историческая обстановка. Героический эпос зрелого средневековья. Рыцарская литература. Городская литература. Литература позднего средневековья. Эпоха Возрождения (ХIV –XVI вв.). Общественно-историческая и культурно-религиозная обстановка. Возрождение в Италии. Основные черты и представители. Возрождение во Франции. Возрождение в Испании. Возрождение в Германии и Нидерландах. Возрождение в Англии. Социально-политические и культурные предпосылки формирования литературы XVII века. Три направления в западноевропейской литературе XVII века: ренессансный реализм, классицизм, барокко. Классицизм и барокко. Классицистическая трагедия. Классицистическая комедия. Проза французского классицизма. Общая характеристика испанской и итальянской литературы XVII века. Общая характеристика немецкой литературы XVII века. Общая характеристика английской литературы XVII века. Творчество Джона Милтона. Просветительский характер литературы XVIII века. Сентиментализм в западноевропейской литературе второй половины XVIII века. Особенности английской просветительской литературы — антифеодальная и антибуржуазная направленность. Английская драма XVIII века. Английский сентиментализм: поэзия и проза. «Готический», или черный роман. Творчество Роберта Бернса. Своеобразие французского Просвещения. Французская просветительская проза. Творчество Жана-Жака Руссо как основоположника французского сентиментализма. Этапы Просвещения в Германии. Литература «бури и натиска» и творчество Шиллера. Творчество Иоганна Вольфганга Гете — немецкого национального поэта. Литература США. Формирование национальной литературы.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Характеризовать особенности развития национальных литератур в эпоху Средневековья, Возрождения и XVIII в., учитывая закономерности литературного процесса зарубежных стран как целостного явления

Пререквизиты

Введение в литературоведение. Античная литература

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 116 академических часов (64 аудиторных, 52 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3 семестр: подготовка докладов, выполнение тестовых заданий, зачёт

История зарубежной литературы XIX в.
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Компонент учреждения высшего образования: модуль «Мировой литературный процесс – 2»

Краткое содержание

Романтизм как творческий метод и эстетическая система. Романтизм в Германии. Творчество Э.Т.А. Гофмана. Романтизм в Англии. Творчество Байрона. В. Скотт как родоначальник исторического романа в начале XIX века. Романтизм во Франции. Творчество В. Гюго. Романтизм в США. Творчество Э.А. По. Реализм. Классический реализм XIX века. Классический реализм XIX века: художественный метод и эстетическая система. Классический реализм во Франции. Творчество Стендаля, О. Бальзака. Французская литература после 1848 года. Творчество Г. Флобера. Классический реализм в Англии. Творчество Ч. Диккенса. Немецкая литература 30-40-х годов. Становление классического реализма в американской литературе. М. Твен как основоположник американской реалистической литературы

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Характеризовать особенности развития национальных литератур в XIX в., учитывая закономерности литературного процесса зарубежных стран как целостного явления

Пререквизиты

Введение в литературоведение. Античная литература. История зарубежной литературы (Средневековье, Возрождение, XVIII в.)

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 108 академических часов (56 аудиторных, 16 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

4 семестр: коллоквиум, контрольный срез, экзамен

История русской литературы первой половины XIX в.
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Государственный компонент: модуль «История русской литературы и литературной критики -1»

Краткое содержание

История русской литературы первой половины XIX века. В.А. Жуковский. К.Н. Батюшков. И.А. Крылов. Литература периода подготовки восстания декабристов (с середины 10-х годов по 1825 год). К.Ф. Рылеев. А.С. Грибоедов. А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. А.В. Кольцов. Н.В. Гоголь. В.Г. Белинский. А.И. Герцен

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: характеризовать основные этапы развития русской литературы первой половины XIX в. в аспекте родовой и видовой принадлежности художественных произведений, особенностей их поэтической и стилистической организации

Пререквизиты

Введение в литературоведение. Устное народное творчество. История древнерусской литературы и литературы XVIII века

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 116 академических часов (64 аудиторных, 16 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2 семестр: коллоквиум, контрольный срез, экзамен

История русской литературы второй половины XIX в
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Государственный компонент: модуль «История русской литературы второй половины XIX века»

Краткое содержание

История русской литературы второй половины XIX века. Литературный процесс 50-60-х годов. Н.Г. Чернышевский. Н.А. Некрасов. А.Н. Островский. И.С. Тургенев. И.А. Гончаров. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. А.К. Толстой. М.Е. Салтыков-Щедрин. Н.С. Лесков. Ф.М. Достоевский. Л.Н. Толстой. А.П. Чехов. В.Г. Короленко. В.М. Гаршин

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: характеризовать историю развития русской литературы второй половины XIX в. в аспекте родовой и видовой принадлежности художественных произведений, особенностей их поэтической и стилистической организации

Пререквизиты

История древнерусской литературы и литературы XVIII века, История русской литературы первой половины XIX в.

Трудоемкость

6 зачётных единиц, 206 академических часов (104 аудиторных, 66 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3 семестр: устный и письменный опрос, написание рефератов, зачёт;

4 семестр: коллоквиум, контрольный срез, экзамен.

История русского литературного языка
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: «Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)»

Компонент учреждения высшего образования: модуль «История языка»

Краткое содержание

Введение в курс истории русского литературного языка. Древнерусский литературный язык (X – начало XIV вв.). Русский литературный язык эпохи Московского государства (XIV – середина XVII вв.). Русский литературный язык на завершающем этапе формирования русской нации (2-я половина XVII – XVIII вв.). Русский литературный язык 1-й половины XIX в. Русский литературный язык 2-й полов. XIX в. – нач. XX в.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Применять знания о генезисе русского языка, эволюции его систем, условиях становления русской литературной нормы, осуществлять практический анализ языковых явлений в текстах различных типов с позиций диахронии.

Пререквизиты

Старославянский язык

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 120 академических часов (70 аудиторных, 50 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

4 семестр, устный и письменный опрос, выполнение упражнений, зачёт.

Лексика, фразеология, лексикография, морфемика, словообразование
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Государственный компонент: модуль «Современный русский литературный язык –1»

Краткое содержание

Лексика, фразеология, лексикография, морфемика, словообразование

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Анализировать языковые факты с точки зрения их содержания, формы и речевой интенции, учитывая специфику и закономерности функционирования единиц разных языковых уровней (фонемного, морфемного, лексического).

Пререквизиты

«Введение в славянскую филологию», «Введение в языкознание»

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 116 академических часов (64 аудиторных, 52 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2 семестр: тестовые задания, коллоквиум, контрольный срез, экзамен

Мировая детская литература
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Компонент учреждения высшего образования: модуль «Мировой литературный процесс – 2»

Краткое содержание

Введение. Специфика детской литературы. Детская литература как искусство слова. Мифы народов мира в детском восприятии. Фольклорные сказки в детском чтении. Сказки А. С. Пушкина. Литературная сказка. Английская детская литература. Влияние английского фольклора на детскую литературу. Личность Льюиса Кэрролла, его мировоззрение. Сказки Оскара Уайльда. Джозеф Редьярд Киплинг – классик детской литературы. Алан Александр Милн. Сказочно-фантастическая повесть П. Трэверс «Мери Поппинс». Творчество Д. Толкиена для детей. Детская литература северных стран (Скандинавии). Ханс Кристиан Андерсен. Астрид Линдгрен. Сельма Лагерлеф. Французская детская литература. Жорж Лафонтен. Шарль Перро. Жюль Верн. Жизненный и творческий путь писателя. Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери. Жизнь и творчество. Немецкая детская литература. Якоб и Вильгельм Гримм. Вильгельм Гауф. Жизненный и творческий путь. Американская литература для детей. Джоэль Чандлер Харрис — американский писатель, автор «Сказок дядюшки Римуса». Марк Твен. Роль М. Твена в развитии детской литературы. Болгарская детская литература. Асен Босев. Польская детская литература. Юлиан Тувим. Ян Бжехва. Итальянская детская литература. Коллоди. Джанни Родари.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Характеризовать основные тенденции развития детской литературы, опираясь на знаковые литературные произведения для детей.

Пререквизиты

История зарубежной литературы (Средневековье, Возрождение, XVIII в.), История зарубежной литературы XIX в.

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 90 академических часов (48 аудиторных, 42 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3 семестр: устный и письменный опрос, написание рефератов, зачёт

Морфология (глагол, наречие, категория состояния, служебные части речи)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Государственный компонент: модуль «Современный русский литературный язык –2»

Краткое содержание

– глагол;

– наречие;

– категория состояния;

– служебные части речи

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Объяснять и анализировать грамматические явления современного русского языка в соответствии со спецификой различных лексико-грамматических разрядов.

Пререквизиты

«Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография»; «Лексика, фразеология, лексикография, морфемика, словообразование»; «Морфология (именные части речи)»

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 108 академических часов (56 аудиторных, 52 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

4 семестр: тестовые задания, коллоквиум, контрольный срез, экзамен

Морфология (именные части речи)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Государственный компонент: модуль «Современный русский литературный язык –2»

Краткое содержание

– существительное;

– прилагательное;

– числительное;

– местоимение

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Объяснять и анализировать грамматические явления современного русского языка в соответствии со спецификой различных лексико-грамматических разрядов.

Пререквизиты

«Введение в славянскую филологию», «Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография», «Лексика, фразеология, лексикография, морфемика, словообразование»

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 100 академических часов (56 аудиторных, 44 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3 семестр: тестовые задания, контрольная работа, зачёт

Русский язык
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:1-01 02 01 Начальное образование

Государственный компонент: модуль «Теоретические основы начального языкового образования»

Краткое содержание

Понятие русского литературного языка. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Морфемика и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Осуществлять коммуникации в устной и письменной формах на государственных и иностранном языках для решения задач профессионального, межличностного и межкультурного взаимодействия; объяснять языковые факты русского и белорусского языков, отличия фонетической, лексической и грамматической систем русского и белорусского языков

Пререквизиты

Белорусский язык

Трудоемкость

12 зачетные единицы, 416 академических часа (240 аудиторных, 104 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: диктант, контрольная работа экзамен

3 семестр: коллоквиум, контрольная работа, экзамен

4 семестр: контрольная работа, диктант, экзамен зачёт

5 семестр: контрольная работа, диктант, зачёт

Старославянский язык
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 «Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)»

Компонент учреждения высшего образования

Модуль «История языка»

Краткое содержание

Праславянские фонетические явления, фонетическая система старославянского языка, характеристика морфологического строя старославянского языка, особенности старославянского синтаксиса.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Анализировать древнеславянские языковые изменения на основе сравнительно-исторического метода. Производить историческое комментирование фонетических, морфологических и синтаксических особенностей современного русского языка.

Пререквизиты

История русского литературного языка

Трудоемкость

5 зачетных единиц, 162 академических часов (82 аудиторных, 44 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3 семестр: письменная работа, коллоквиум, контрольный срез, экзамен

Устное народное творчество
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Компонент учреждения высшего образования: модуль «Мировой литературный процесс – 1»

Краткое содержание

Фольклор и фольклористика. Жанровая структура русского фольклора. Раннетрадиционный фольклор. Малые жанры фольклора. Календарный обрядовый фольклор. Семейный обрядовый фольклор. Эпический прозаический необрядовый фольклор. Сказка как жанр эпического прозаического необрядового фольклора. Эпический стихотворный необрядовый фольклор. Былина как жанр эпического стихотворного необрядового фольклора. Лирические песни. Народное драматическое искусство. Позднетрадиционный фольклор. Детский фольклор

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: характеризовать родовую и жанровую специфику фольклорных поэтических текстов, сферу их применения и особенности поэтики

Пререквизиты

Введение в литературоведение

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 90 академических часов (48 аудиторных, 42 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2 семестр: коллоквиум, контрольный срез, подготовка рефератов, зачёт

Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Государственный компонент: модуль «Современный русский литературный язык –1»

Краткое содержание

Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Анализировать языковые факты с точки зрения их содержания, формы и речевой интенции, учитывая специфику и закономерности функционирования единиц разных языковых уровней (фонемного, морфемного, лексического).

Пререквизиты

Русский язык. Введение в славянскую филологию

Трудоемкость

3 зачётные единицы, 90 академических часов (48 аудиторных, 42 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: диктант, тестовые задания, контрольная работа, зачёт

Белорусский язык (профессиональная лексика)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальности:

1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский),

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины,

1-02 05 01 Математика и информатика,

1-31 04 08 03 Компьютерная физика. Компьютерное моделирование физических процессов,

1-02 04 01 Биология и химия,

1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность),

1-03 03 01 Логопедия,

1- 01 01 01 Дошкольное образование,

1-02 06 01 Технический труд и предпринимательство,

1-02 06 04 Обслуживающий труд и изобразительное искусство,

1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность),

1-08 01 01-05 Профессиональное обучение (строительство),

1-88 02 01-01 Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта)

Дополнительные виды обучения

Специальности:

1-03 02 01 Физическая культура,

1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка,

1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность

Дополнительные виды обучения: «Лингвистический модуль»

Краткое содержание

Введение. Лексическая система белорусского литературного языка. Функционирование белорусского языка в условиях двуязычия. Фунуционирование белорусского языка в условиях билингвизма.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Осуществлять коммуникации в устной и письменной формах на государственных и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Использовать языковой материал в профессиональной сфере на белорусском языке.

Пререквизиты

Русский язык

Трудоемкость

54 академических часа (34 аудиторных, 20 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 или 2 семестр: тестовые задания, выполнение письменных работ, зачёт

Образовательные стандарты высшего образования 1 ступени 2013, 2018
Белорусский язык (профессиональная лексика)
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальности:

1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский),

1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины,

1-02 05 01 Математика и информатика,

1-31 04 08 03 Компьютерная физика. Компьютерное моделирование физических процессов,

1-02 04 01 Биология и химия,

1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность),

1-03 03 01 Логопедия,

1- 01 01 01 Дошкольное образование,

1-02 06 01 Технический труд и предпринимательство,

1-02 06 04 Обслуживающий труд и изобразительное искусство,

1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность),

1-08 01 01-05 Профессиональное обучение (строительство),

1-88 02 01-01 Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта)

Дополнительные виды обучения

Специальности:

1-03 02 01 Физическая культура,

1-03 02 01 01 Физическая культура. Специальная подготовка,

1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность

Дополнительные виды обучения: «Лингвистический модуль»

Краткое содержание

Введение. Лексическая система белорусского литературного языка. Функционирование белорусского языка в условиях двуязычия. Фунуционирование белорусского языка в условиях билингвизма.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Осуществлять коммуникации в устной и письменной формах на государственных и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Использовать языковой материал в профессиональной сфере на белорусском языке.

Пререквизиты

Русский язык

Трудоемкость

54 академических часа (34 аудиторных, 20 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 или 2 семестр: тестовые задания, выполнение письменных работ, зачёт

Альтернативная коммуникация
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-03 03 01 Логопедия

Государственный компонент

Краткое содержание

Дополнительная коммуникация;

Альтернативная коммуникация

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: осуществлять отбор содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания для включения обучающихся с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс и взаимодействие со сверстниками; осуществлять взаимодействие с обучающими на основе вербальной, дополнительной (вспомогательной) и альтернативной коммуникации в процессе коррекционно-педагогической деятельности

Пререквизиты

«Возрастная и педагогическая психология», «Педагогические технологии»

Трудоемкость

2 зачётные единицы, 62 академических часа (34 аудиторных, 28 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

5–6 семестры: устный опрос, проверка рефератов, зачет

Белорусская литература
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Паняцце “вечных вобразаў”. Архетып Музыкі ў сусветнай культуры. Спецыфіка бытавання “вечных вобразаў” сусветнай культуры ў беларускай літаратуры. Антычныя вобразы і матывы ў беларускай літаратуры. Біблія і яе быццё ў беларускай мастацкай прасторы. Хрысціянска-біблейская сімволіка ў рамане У. Караткевіча “Хрыстос прызямліўся ў Гародні”. Старажытная беларуская літаратура ў сусветным кантэксце. Францыск Скарына як першадрукар і асветнік. Эпоха Адраджэння ў заходнееўрапейскіх і ўсходнееўрапейскіх літаратурах. Рамантызм, яго дынаміка ў сусветным і беларускім кантэксце. Аповесць У. Караткевіча “Дзікае паляванне караля Стаха” як тыпова рамантычны твор. Развіццё рэалізму ў сучаснай мастацкай літаратуры. Сучасныя мадыфікацыі рэалізму ў беларускай літаратуры. Мадэрнісцкія накірункі ў сучаснай беларускай літаратуры. Гістарычная праблематыка ў беларускім мастацтве слова. Праблема “экалогіі прыроды і душы” ў беларускай літаратуры. Чарнобыль як духоўная катастрофа ў беларускай прозе ХХ стагоддзя. Стан сучаснай беларускай фантастыкі. Міф і яго быццё ў беларускім прыгожым пісьменстве. Вайна ў мастацкім асэнсаванні беларускіх празаікаў. Быкаў у кантэксце еўрапейскага літаратурнага і філасофскага вопыту. Мастацкія набыткі сучаснай беларускай драматургіі. Сучасная беларуская паэзія. Вобразы, матывы, жанры Усходняй культуры ў беларускай літаратуры. Сучасная беларуская проза і яе жанравыя разнавіднасці (Ф. Сіўко, А. Горват, Г. Марчук).

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: эфектыўна рэалізоўваць навучальную дзейнасць у галіне беларускай літаратуры

Пререквизиты

Уводзіны ў літаратуразнаўства. Гісторыя рускай літаратуры і літаратурнай крытыкі. Гісторыя зарубежнай літаратуры

Трудоемкость

1,5 зачётные единицы, 58 академических часов (34 аудиторных, 24 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

5 семестр: устный опрос, чтение и обсуждение рефератов, зачет

Белорусский язык
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени Специальность:1-01 01 01 Дошкольное образование Государственный компонент

Краткое содержание

Беларуская нацыянальная мова, яе формы. Фанетыка. Арфаэпія. Графіка і арфаграфія. Лексікалогія. Фразеалогія. Лексікаграфія. Марфеміка. Словаўтварэнне. Марфалогія. Назоўнік. Прыметнік. Лічэбнік. Займеннік. Дзеяслоў. Дзеепрыметнік. Дзеепрыслоўе. Прыслоўе. Службовыя часціны мовы. Сінтаксіс. Словазлучэнне. Сказ. Тыпы сказаў. Чужая мова. Асновы беларускай пунктуацыі. Практычная стылістыка і культура мовы.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Осуществлять коммуникации в устной и письменной формах на государственных и иностранном языках для решения задач профессионального, межличностного и межкультурного взаимодействия. Объяснять языковые факты русского и белорусского языков, отличия фонетической, лексической и грамматической систем русского и белорусского языков

Пререквизиты

Белорусский язык. Русский язык

Трудоемкость

12 зачетные единицы, 396 академических часа (180 аудиторных, 144 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: коллоквиум, диктант, контрольная работа;

2 семестр: коллоквиум, контрольная работа, диктант, зачёт;

3 семестр: коллоквиум, контрольная работа, диктант;

4 семестр: контрольная работа, диктант, экзамен;

5 семестр: коллоквиум, диктант, контрольная работа;

6 семестр: коллоквиум, контрольная работа, диктант, зачёт;

7 семестр: коллоквиум, контрольный срез, диктант, экзамен.

Белорусский язык
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:1-01 02 01 Начальное образование

Государственный компонент

Краткое содержание

Беларуская нацыянальная мова, яе формы. Фанетыка. Арфаэпія. Графіка і арфаграфія. Лексікалогія. Фразеалогія. Лексікаграфія. Марфеміка. Словаўтварэнне. Марфалогія. Назоўнік. Прыметнік. Лічэбнік. Займеннік. Дзеяслоў. Дзеепрыметнік. Дзеепрыслоўе. Прыслоўе. Службовыя часціны мовы. Сінтаксіс. Словазлучэнне. Сказ. Тыпы сказаў. Чужая мова. Асновы беларускай пунктуацыі. Практычная стылістыка і культура мовы.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Осуществлять коммуникации в устной и письменной формах на государственных и иностранном языках для решения задач профессионального, межличностного и межкультурного взаимодействия. Объяснять языковые факты русского и белорусского языков, отличия фонетической, лексической и грамматической систем русского и белорусского языков

Пререквизиты

Белорусский язык. Русский язык

Трудоемкость

17 зачетные единицы, 654 академических часа (300 аудиторных, 210 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: диктант, контрольная работа экзамен;

2 семестр: коллоквиум, контрольная работа, диктант;

3 семестр: контрольная работа, диктант, экзамен;

4 семестр: коллоквиум, диктант, контрольная работа;

5 семестр: коллоквиум, диктант, экзамен;

6 семестр: контрольная работа, диктант, зачёт;

7 семестр: контрольная работа, диктант, зачёт;

8 семестр: коллоквиум, контрольная работа, экзамен.

Введение языкознание
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 03 06 Иностранные языки (английский, немецкий),

1-02 03 06 Иностранные языки (немецкий, английский),

1-02 03 08 Иностранный язык (английский),

1-02 03 08 Иностранный язык (немецкий).

Государственный компонент

Краткое содержание

Языкознание как наука. Происхождение языка. Природа, сущность и функции языка. Система и структура языка. Фонетика и фонология. Морфемика и словообразование. Лексикология и семасиология. Грамматика. Письмо. Классификация языков. Закономерности исторического развития языков.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Использовать понятийный и терминологический аппарат лингвистики, учитывая внутреннее устройство языковой системы, осуществлять классификацию и анализ лингвистических единиц при описании языкового материала

Пререквизиты

Русский язык

Трудоемкость

1 семестр: 1,5 зачётные единицы, 44 академических часов (24 аудиторных, 20 самостоятельная работа),

2 семестр: 3,5 зачётные единицы, 112 академических часов (36 аудиторных, 40 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: написание рефератов, контрольный срез, зачёт,

2 семестр: коллоквиум, контрольный срез, экзамен

История зарубежной литературы
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Термин и понятие «античная литература». Историческое и художественное значение античной литературы. Античная мифология. Миф как историко-культурная категория. Развитие греческой мифологии. Архаический период античной литературы. Гомеровский героический эпос. Дидактический эпос Гесиода. Лирика архаического периода. Классический период развития древнегреческой литературы. Античная драма. Происхождение древнегреческого театра. Трагедии Эсхила. Трагедии Софокла и Еврипида. Древнегреческая аттическая комедия. Творчество Аристофана. Греческая проза и теория литературы. «Поэтика» Аристотеля. Эллинистический период развития греческой литературы. Александрия. Культура эллинизма. Александрийская поэзия. Афины – центр философии. Сатира Лукиана. Античный роман. Греческая литература периода римского владычества. Римская литература. Театр. Римская комедия. Литература последнего века республики. Творчество Лукреция. Римский александризм. Литература «века Августа». Творчество Вергилия. «Золотой век» римской литературы. Гораций и Овидий. «Серебряный век» римской литературы. «Сатирикон» Петрония, басни Федра. Литература упадка империи. «Золотой осел» Апулея.

Средние века. Литература периода раннего средневековья III–IX веков. Общественно-историческая обстановка. Философские и религиозные концепции периода. Устное народное творчество периода. Литература периода зрелого средневековья X–XIII веков. Общественно-историческая обстановка. Героический эпос зрелого средневековья. Рыцарская литература. Городская литература. Литература позднего средневековья. Эпоха Возрождения (ХIV –XVI вв.). Общественно-историческая и культурно-религиозная обстановка. Возрождение в Италии. Основные черты и представители. Возрождение во Франции. Возрождение в Испании. Возрождение в Германии и Нидерландах. Возрождение в Англии. Социально-политические и культурные предпосылки формирования литературы XVII века. Три направления в западноевропейской литературе XVII века: ренессансный реализм, классицизм, барокко. Классицизм и барокко. Классицистическая трагедия. Классицистическая комедия. Проза французского классицизма. Общая характеристика испанской и итальянской литературы XVII века. Общая характеристика немецкой литературы XVII века. Общая характеристика английской литературы XVII века. Творчество Джона Милтона. Просветительский характер литературы XVIII века. Сентиментализм в западноевропейской литературе второй половины XVIII века. Особенности английской просветительской литературы — антифеодальная и антибуржуазная направленность. Английская драма XVIII века. Английский сентиментализм: поэзия и проза. «Готический», или черный роман. Творчество Роберта Бернса. Своеобразие французского Просвещения. Французская просветительская проза. Творчество Жана-Жака Руссо как основоположника французского сентиментализма. Этапы Просвещения в Германии. Литература «бури и натиска» и творчество Шиллера. Творчество Иоганна Вольфганга Гете — немецкого национального поэта. Литература США. Формирование национальной литературы.

Романтизм как творческий метод и эстетическая система. Романтизм в Германии. Творчество Э.Т.А. Гофмана. Романтизм в Англии. Творчество Байрона. В. Скотт как родоначальник исторического романа в начале XIX века. Романтизм во Франции. Творчество В. Гюго. Романтизм в США. Творчество Э.А. По. Реализм. Классический реализм XIX века. Классический реализм XIX века: художественный метод и эстетическая система. Классический реализм во Франции. Творчество Стендаля, О. Бальзака. Французская литература после 1848 года. Творчество Г. Флобера. Классический реализм в Англии. Творчество Ч. Диккенса. Немецкая литература 30-40-х годов. Становление классического реализма в американской литературе. М. Твен как основоположник американской реалистической литературы.

История литературы конца XIX – начала XX веков. Историко-культурная ситуация на рубеже веков. Основные тенденции развития литературы. Французская литература. Бельгийская литература. Скандинавская литература. Немецкая литература. Английская литература. Литература США. Литература Испании и Италии. История зарубежной литературы XX века. 10-40-е годы. Эстетика и менталитет ХХ века. Историко-литературная ситуация первой половины века. Модернизм как эстетическая система и главное художественное направление литературы первой половины ХХ века. Литература США. Английская литература. Австрийская литература. Чешская литература. Немецкая литература. Французская литература. Литература ХХ века. 50-90-е годы. Историко-культурный и литературный процесс после 1945 года. Литературный процесс во Франции. Литературный процесс в Англии. Литературный процесс в США. Литературный процесс в Германии и Швейцарии. Постмодернизм. Латиноамериканский роман. Японская литература ХХ века

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач по истории зарубежной литературы.

Пререквизиты

История русской литературы и литературной критики

Трудоемкость

11 зачётные единицы, 430 академических часа (208 аудиторных, 222 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

2 семестр: коллоквиум, контрольный срез, экзамен.

3 семестр: устный и письменный опрос, зачёт.

4 семестр: коллоквиум, контрольный срез, экзамен.

5 семестр: устный и письменный опрос.

6 семестр: устный и письменный опрос, зачёт.

История русской литературы и литературной критики
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Государственный компонент

Краткое содержание

История древнерусской литературы. История русской литературы XVIII века. История русской литературы первой половины XIX века. История русской литературы второй половины XIX века. История русской литературы рубежа XIX -ХХ веков. История русской литературы ХХ века (1920-ые - середина 1950-х гг.). История русской литературы ХХ века (вторая половина 1950-х - середина 1980-х гг.). Русская литература конца ХХ века. Современный литературный процесс.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Характеризовать основные этапы развития русской литературы в аспекте родовой и видовой принадлежности художественных произведений, особенностей их поэтической и стилистической организации. Учитывать при анализе литературных произведений методологические основы русской литературно-критической мысли, условия ее становления и развития. Владеть понятийным и терминологическим аппаратом, навыками различных способов анализа художественного произведения, рациональными приемами поиска, отбора и использования информации.

Пререквизиты

Введение в литературоведение. Устное народное творчество. История зарубежной литературы

Трудоемкость

25 зачётных единиц, 914 академических часов (430 аудиторных, 340 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: коллоквиум, контрольный срез, устный и письменный опрос, литературоведческий анализ произведения, экзамен;

2 семестр: коллоквиум, контрольный срез, устный и письменный опрос, литературоведческий анализ произведения, экзамен;

3 семестр: устный и письменный опрос, подготовка рефератов, литературоведческий анализ произведения, зачёт;

4 семестр: коллоквиум, контрольный срез, устный и письменный опрос, литературоведческий анализ произведения, экзамен;

5 семестр: устный и письменный опрос, подготовка рефератов, литературоведческий анализ произведения, зачёт;

6 семестр: устный и письменный опрос, подготовка рефератов, литературоведческий анализ произведения, зачёт;

7 семестр: коллоквиум, контрольный срез, устный и письменный опрос, литературоведческий анализ произведения, экзамен;

8 семестр: устный и письменный опрос, подготовка рефератов, литературоведческий анализ произведения, зачёт;

История русского языка
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: «Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)»

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Введение. Праславянское языковое наследие в фонетической системе древнерусского языка. Состояние фонетической системы древнерусского языка к началу письменной эпохи (X - XI ВВ.). Фонетические процессы письменной эпохи. Становление грамматических категорий имени существительного в истории русского языка. Становление грамматических категорий глагола в истории русского языка. История местоимений. История имени прилагательного как части речи. Становление имени числительного как части речи. Наречие. Служебные слова. Общая характеристика синтаксического строя древнерусского языка.

Введение в курс истории русского литературного языка. Древнерусский литературный язык (X – начало XIV вв.). Русский литературный язык эпохи Московского государства (XIV – середина XVII вв.). Русский литературный язык на завершающем этапе формирования русской нации (2-я половина XVII – XVIII вв.). Русский литературный язык 1-й половины XIX в. Русский литературный язык 2-й полов. XIX в. – нач. XX в.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Применять знания о генезисе русского языка, эволюции его систем, условиях становления русской литературной нормы, осуществлять практический анализ языковых явлений в текстах различных типов с позиций диахронии.

Пререквизиты

Старославянский язык

Трудоемкость

6 зачётных единиц, 240 академических часов (88 аудиторных, 80 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

6 семестры: коллоквиум, контрольный срез, экзамен.

7 семестры: коллоквиум, контрольный срез, экзамен.

Коммуникативная лингвистика и текстология
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Компонент учреждения высшего образования: цикл специальных дисциплин

Краткое содержание

– общее понятие о коммуникативной лингвистике;

– текст как основная единица коммуникации.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Применять концепции в области теории коммуникации и текстолингвистики, принципы коммуникативного подхода к изучению языка в профессиональной деятельности

Пререквизиты

«Современный русский литературный язык», «Стилистика»

Трудоемкость

5,5 зачётные единицы, 200 академических часов (70 аудиторных, 94 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

5 семестр: опрос, тестовые задания, зачёт;

6 семестр: коллоквиум, контрольный срез, анализ текста, экзамен.

Когнитивная лингвистика
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский),

Факультативные дисциплины

Краткое содержание

Когнитивная лингвистика как направление научной мысли. Механизмы когнитивной деятельности. Язык и картина мира. Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики. Методы и приемы исследования концептов. Концептосфера русской культуры. Теория концептуальной метафоры

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Владеть основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области когнитивной лингвистики. Уметь применять полученные знания в области языкознания в научно-исследовательской и других видах деятельности. Знать основные сведения об основах когнитивной лингвистики.

Пререквизиты

Современный русский литературный язык

Трудоемкость

20 академических часов (20 аудиторных)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

6 семестр: подготовка рефератов

Культура речи
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальности:

1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский),

1-01 02 01 Начальное образование,

1-01 01 01 Дошкольное образование

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Русский язык на рубеже веков. Культура речи. Предмет и задачи. Разновидности речи. Языковые качества речи в ее коммуникативном воздействии. Культура письменной и устной речи. Особенности и культура публичной речи. Речевая и этическая культура в различных сферах общения.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Осуществлять коммуникации в устной и письменной формах для решения задач профессионального, межличностного и межкультурного взаимодействия

Пререквизиты

Современный русский литературный язык

Трудоемкость

1,5 зачётные единицы, 58 академических часов (34 аудиторных, 24 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

5 семестр: подготовка рефератов, зачёт

Методика преподавания русской литературы
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Государственный компонент

Краткое содержание

Методика преподавания литературы как научная дисциплина. Содержание и этапы литературного образования в современной школе. Литературное развитие читателя-школьника. Методы преподавания литературы в школе. Организация учебно-воспитательного процесса. Современный урок литературы. Основные этапы изучения литературного произведения в школе. Восприятие и изучение художественных произведений в их родовой специфике. Вопросы истории литературы в школьном изучении. Теория литературы в школьном изучении. Формирование читательских умений на уроке литературы. Развитие речи учащихся в системе литературного образования. Литературное творчество школьников. Факультативные занятия по литературе. Внеклассная и внешкольная работа.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; проектировать процесс обучения, ставить образовательные цели, отбирать содержание учебного материала, методы и технологии на основе системы знаний в области теории и методики педагогической деятельности; осуществлять отбор содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, применять их в образовательном процессе с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.

Пререквизиты

История русской литературы и литературной критики. Педагогика. Психология.

Трудоемкость

5 зачётные единицы, 190 академических часов (86 аудиторных, 68 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

5 семестр: коллоквиум, контрольный срез, подготовка плана-конспекта урока, экзамен

Методика преподавания русского языка
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Государственный компонент

Краткое содержание

Научные основы методики преподавания русского языка в школах Республики Беларусь. Методика преподавания русского языка как наука. Русский язык как учебный предмет в школе. Формы организации учебного процесса по русскому языку в школе. Новые технологии в обучении русскому языку. Нетрадиционные уроки русского языка. Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку; дидактические принципы организации внеклассных занятий, формы и виды внеклассной работы. Планирование работы по русскому языку. Общие вопросы методики преподавания русского языка в учреждениях образования Республики Беларусь. Принципы обучения русскому языку. Методические средства обучения русскому языку. Учебник русского языка, функции учебника, характеристика действующих учебников, методика работы с учебником. Формирование речевой деятельности учащихся. Методика изучения разделов курса русского языка. Изучение пунктуации.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Проектировать процесс обучения, ставить образовательные цели, отбирать содержание учебного материала, методы и технологии на основе системы знаний в области теории и методики педагогической деятельности. Осуществлять отбор содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, применять их в образовательном процессе с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.

Пререквизиты

Педагогика. Психология. Современный русский литературный язык.

Трудоемкость

4,5 зачётные единицы, 198 академических часа (86 аудиторных, 76 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

4 семестр: устный и письменный опрос, зачёт.

5 семестр: коллоквиум, контрольный срез, подготовка планов-конспектов, экзамен.

Общее языкознание
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Государственный компонент: цикл специальных дисциплин

Краткое содержание

Периодизация истории языкознания. Сравнительно-историческое и общее языкознание. Возникновение общего языкознания. Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта. Языкознание XIX—XX веков. Младограмматизм в языкознании. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. Основные тенденции и научные парадигмы современного языкознания. Общая теория языка и методы его изучения. Внутренняя структура языка. О предмете общей теории языка. Структурный изоморфизм слова, языка и мозга. Мозг как основа речевой деятельности. Структурный изоморфизм естественного языка и генетического кода. Общая характеристика сходств и различий генетического кода и естественного языка. Методы изучения языка. Методология, метод, методика: сходства и различия. Описательный метод изучения языка. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Психолингвистический метод в языкознании

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Использовать понятийный и терминологический аппарат лингвистики, учитывая внутреннее устройство языковой системы, осуществлять классификацию и анализ лингвистических единиц при описании языкового материала

Пререквизиты

«Современный русский литературный язык», «Введение в языкознание», «История русского языка»

Трудоемкость

4 зачётные единицы, 144 академических часов (60 аудиторных, 48 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

8 семестр: коллоквиум, контрольный срез, тестовые задания, экзамен

Педагогическая практика
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Факультативная дисциплина

Краткое содержание

Современное состояние общего среднего образования в Республике Беларусь. Сущность воспитательной работы классного руководителя. Календарно-тематическое планирование, учебные программы по общеобразовательным предметам. Типы и виды занятий Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания учебных дисциплин. Дифференцированный подход к организации познавательной деятельности учащихся на уроке. Организация индивидуальной работы с обучающимися. Критерии оценки различных видов деятельности обучающихся по русскому языку и литературе. Требования к оформлению письменных и других видов работ. Обобщение передового педагогического опыта. Урок как основная форма организации учебного процесса. Внеклассная работа – обязательный элемент учебно-воспитательного процесса. Факультативные занятия по литературе. Учебная экскурсия как форма внеклассной работы по предмету. Школьный музей как постоянная форма внеклассной работы. Круглый стол на тему «Современный урок литературы в общеобразовательной школе: традиции и инновации».

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Уметь применять полученные знания для решения педагогических, учебно-воспитательных и научно-методических задач с учетом возрастных и индивидуальных различий учащихся, социально-психологических особенностей ученических коллективов и конкретных педагогических ситуаций; использовать разнообразные методы и приемы обучения в процессе постижения материала; анализировать, обобщать передовой педагогический опыт, систематически повышать свою профессиональную квалификацию. Владеть концептуальными подходами к изучению литературы в школе, современной методологией и методикой научных исследований.

Пререквизиты

Педагогика. Психология. Методика преподавания русского языка. Методика преподавания русской литературы.

Трудоемкость

34 академических часа (34 аудиторных)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

4 семестр: устный и письменный опрос

Русский язык как иностранный
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальности:

1-02 04 01 Биология и химия,

1-02 05 01 Математика и информатика,

1-31 04 08 03 Компьютерная физика. Компьютерное моделирование физических процессов,

1-03 02 01 03 Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность

Государственный компонент

Краткое содержание

Корректировочный вводный фонетико-грамматический курс. Морфологическая система русского языка. Падежная система именных частей речи русского языка. Основные глагольные категории. Винительный падеж именных частей речи. Предложный падеж именных частей речи. Родительный падеж именных частей речи. Форма сказуемого при подлежащем, выраженном количественным словосочетанием. Форма сказуемого при подлежащем, выраженном количественным словосочетанием числ.+ сущ. Р.п.. Наречия места. Глагольное управление при родительном падеже. Именительный падеж прилагательных, местоимений и числительных в единственном и множественном числе, глагольное управление. Степени сравнения прилагательных и наречий. Дательный падеж именных частей речи.

Выражения атрибутивных, определительных и обстоятельственных отношений. Активные и пассивные конструкции. Соотношение предикативных и полупредикативных конструкций. Причастие. Деепричастие. Падежная система именных частей речи русского языка. Факультативное значение падежей. Синтаксис. Словосочетание. Согласование как вид словосочетания по подчинительной связи. Управление как вид словосочетания по подчинительной связи. Примыкание как вид словосочетания по подчинительной связи. Понятие о простом предложении. Способы выражения сказуемого в простом предложении. Способы выражения подлежащего в простом предложении. Синтаксис сложного предложения. Сложносочиненное предложение. Прямая и косвенная речь. Сложные формы организации речи. Пунктуационная система русского языка. Теория текста. Функциональная стилистика русского языка. Многоаспектный анализ текста.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Преподавание курса «Русский язык как иностранный» осуществляется по уровням владения языком, под которыми понимается степень сформированности речевой способности и компетентности на данном языке в различных видах коммуникативной деятельности и в пределах, лимитирующих сферу предполагаемого использования языка (бытовая, социально-культурная, официально-деловая, научно-профессиональная сферы и т. д.).

Общая цель обучения русскому языку студентов-иностранцев, обучающихся на нефилологических факультетах, является комплексной, включающей в себя практическую (коммуникативную), образовательную и воспитательную цели.

Образовательная и воспитательная цели могут быть реализованы лишь при условии достижения студентами определённого уровня владения языком, поэтому коммуникативная цель обучения является ведущей. Эта цель осуществляется путём формирования у студентов необходимых языковых и речевых умений в чтении, аудировании, говорении и письме, обеспечивая им в конечном счёте.

Изучаемый материал предполагает формирование речевой способности и компетентности в основных видах коммуникативной деятельности и в пределах, лимитирующих сферу предполагаемого использования языка.

В процессе решения конкретных коммуникативных задач, входящих в обязательный перечень для достижения трех уровней владения языком (УПКД, УКНПД и УПСКВЯ), иностранный учащийся должен уметь в вербальной форме, в полном объеме и в соответствии с законами и нормами русского языка, реализовать следующие типы и виды речевых интенций и коммуникативных программ.

Пререквизиты

Русский язык

Трудоемкость

21 зачётные единицы, 840 академических часов (580 аудиторных, 224 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

Выполнение тестовых заданий, устные монологические высказывания, лексико-грамматические задания, зачёт, экзамен

Русский язык
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:1-01 01 01 Дошкольное образование

Государственный компонент

Краткое содержание

Понятие русского литературного языка. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Морфемика и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Осуществлять коммуникации в устной и письменной формах на государственных и иностранном языках для решения задач профессионального, межличностного и межкультурного взаимодействия. Объяснять языковые факты русского и белорусского языков, отличия фонетической, лексической и грамматической систем русского и белорусского языков

Пререквизиты

Белорусский язык

Трудоемкость

12 зачетные единицы, 396 академических часа (180 аудиторных, 144 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: диктант, контрольная работа;

2 семестр: коллоквиум, контрольная работа, диктант, зачёт;

3 семестр: контрольная работа, диктант, экзамен;

4 семестр: коллоквиум, контрольная работа, экзамен;

5 семестр: коллоквиум, диктанты, контрольная работа;

6 семестр: коллоквиум, контрольная работа, диктанты, зачёт;

7 семестр: коллоквиум, контрольная работа, экзамен;

Русский язык
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:1-01 02 01 Начальное образование

Государственный компонент

Краткое содержание

Понятие русского литературного языка. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Морфемика и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Осуществлять коммуникации в устной и письменной формах на государственных и иностранном языках для решения задач профессионального, межличностного и межкультурного взаимодействия. Объяснять языковые факты русского и белорусского языков, отличия фонетической, лексической и грамматической систем русского и белорусского языков

Пререквизиты

Белорусский язык. Русский язык

Трудоемкость

17 зачетные единицы, 654 академических часа (300 аудиторных, 210 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: диктанты, контрольная работа, экзамен,

2 семестр: коллоквиум, контрольная работа, диктанты,

3 семестр: коллоквиум, контрольная работа, экзамен,

4 семестр: коллоквиум, диктанты, контрольная работа,

5 семестр: диктанты, контрольная работа, зачёт,

6 семестр: контрольная работа, диктанты, зачёт,

7 семестр: коллоквиум, контрольная работа, экзамен,

8 семестр: коллоквиум, контрольная работа, экзамен

Русский язык и культура речи
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:

1-02 03 06 Иностранные языки (английский, немецкий),

1-02 03 06 Иностранные языки (немецкий, английский),

1-02 03 08 Иностранный язык (английский),

1-02 03 08 Иностранный язык (немецкий).

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Культура речи как научная дисциплина. Язык и речь. Понятие литературного языка. Система функциональных стилей современного русского литературного языка. Деловая коммуникация и её разновидности. Нормы литературного языка и речевые ошибки. Правильность речи. Понятие чистоты речи. Основы техники речи. Этический компонент культуры речи. Русский речевой этикет. Средства невербальной коммуникации.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Осуществлять коммуникации в устной и письменной формах на государственных и иностранном языках для решения задач профессионального, межличностного и межкультурного взаимодействия. Объяснять языковые факты русского и белорусского языков, отличия фонетической, лексической и грамматической систем русского и белорусского языков.

Пререквизиты

Русский язык

Трудоемкость

1 семестр: 54 академических часов (36 аудиторных, 18 самостоятельная работа),

2 семестр: 3 зачётные единицы, 56 академических часов (36 аудиторных, 20 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: контрольный срез, выполнение упражнений, тестовых задание;

2 семестр: контрольный срез, выполнение упражнений, тестовых задание, зачёт

Современный белорусский язык
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальности:

1-02 03 06 Иностранные языки (английский, немецкий),

1-02 03 08 Иностранный язык (английский),

1-02 03 08 Иностранный язык (немецкий).

Государственный компонент

Краткое содержание

Беларуская мова на сучасным этапе, функцыянаванне беларускай мовы ва ўмовах білінгвізму, арфаэпічныя нормы сучаснай беларускай мовы, арфаграфічныя нормы сучаснай беларускай мовы, марфалагічныя нормы сучаснай беларускай мовы, сінтаксічныя нормы беларускай мовы.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Осуществлять коммуникации в устной и письменной формах на государственных и иностранном языках для решения задач профессионального, межличностного и межкультурного взаимодействия. Объяснять языковые факты русского и белорусского языков, отличия фонетической, лексической и грамматической систем русского и белорусского языков

Пререквизиты

Белорусский язык

Трудоемкость

2 зачётные единицы, 70 академических часов (34 аудиторных, 36 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1-2 семестры: диктанты, письменные работы, зачёт

Современный русский литературный язык
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Государственный компонент: цикл специальных дисциплин

Краткое содержание

Современный русский язык как предмет изучения. Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование. Морфонология. Синтаксис.

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Анализировать языковые факты с точки зрения их содержания, формы и речевой интенции, учитывая специфику и закономерности функционирования единиц разных языковых уровней (фонемного, морфемного, лексического). Объяснять и анализировать грамматические явления современного русского языка в соответствии со спецификой различных лексико-грамматических разрядов. Использовать правила функционирования синтаксических средств языка в практической деятельности. Использовать языковую систему в синхронии, закономерности и правила функционирования языковых средств в речи на практике.

Пререквизиты

Введение в языкознание. Практический курс русского языка. История русского языка.

Трудоемкость

21 зачётная единица, 764 академических часов (390 аудиторных, 266 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

1 семестр: выполнение языковых разборов, контрольная работа, устный и письменный опрос, зачёт;

2 семестр: выполнение языковых разборов, контрольная работа, устный и письменный опрос, зачёт;

3 семестр: выполнение языковых разборов, контрольный срез, устный и письменный опрос, коллоквиум, экзамен;

4 семестр: выполнение языковых разборов, контрольная работа, устный и письменный опрос, зачёт;

5 семестр: выполнение языковых разборов, контрольный срез, устный и письменный опрос, коллоквиум, экзамен;

6 семестр: выполнение языковых разборов, устный и письменный опрос;

7 семестр: выполнение языковых разборов, контрольная работа, устный и письменный опрос, зачёт;

8 семестр: выполнение языковых разборов, контрольный срез, устный и письменный опрос, коллоквиум, экзамен;

Стилистика
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)

Компонент учреждения высшего образования: цикл специальных дисциплин

Краткое содержание

– стилистические ресурсы русского языка;

– функциональные стили русского языка

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Учитывать стилистический потенциал фонетических, лексических, грамматических, дискурсивно-текстовых парадигм русского языка, его функционально-стилистические и стилевые разновидности

Пререквизиты

«Практический курс русского языка», «Современный русский литературный язык»

Трудоемкость

1,5 зачётные единицы, 60 академических часов (36 аудиторных, 24 – самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

6 семестр: опрос, стилистический анализ текста, зачет

Теория литературы
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени Специальность: 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский) Государственный компонент

Краткое содержание

Введение. Теория литературы как наука. целостный анализ художественного произведения. Специфика художественной литературы. Литературное произведение как художественное единство. Понятие художественного образа. Анализ произведения искусства в аспекте стиля. Анализ произведения искусства в аспекте рода и жанра. Общие принципы разграничения литературных родов. Анализ произведения искусства в аспекте художественного метода. Общая характеристика основных методов (систем) изучения художественной литературы. Мифологический метод. Культурно-исторический метод. Сравнительно-исторический метод. Психологический метод. Психоаналитический метод. Интуитивистский метод. Формальный метод. Социо-генетический метод. Структурализм. Герменевтика и рецептивная эстетика

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Осуществлять анализ, систематизацию и классификацию базовых литературоведческих понятий и фактов

Пререквизиты

Введение в литературоведение. История русской литературы и литературной критики. История зарубежной литературы

Трудоемкость

2,5 зачётные единицы, 100 академических часов (36 аудиторных, 28 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

8 семестр: коллоквиум, контрольный срез, выполнение тестовых заданий, экзамен

Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:1-01 01 01 Дошкольное образование

Государственный компонент

Краткое содержание

Лингвистика детской речи. Методика развития речи в системе наук. Становление методики развития речи. Система работы по развитию речи детей в учреждении дошкольного образования. Цель, задачи, содержание и условия развития речи детей. Методические принципы, средства, методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста. Основные направления речевого развития детей дошкольного возраста. Развитие речи как средства коммуникации у детей раннего и дошкольного возраста. Методика развития словаря детей дошкольного возраста. Методика формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Методика воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. Методика развития связной речи детей дошкольного возраста. Методика развития речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой. Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Организация работы по развитию речи в учреждении дошкольного образования. Диагностика речевого развития и планирование работы по развитию речи. Методическое руководство работой по развитию речи детей в учреждении дошкольного образования

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Ставить образовательные цели, проектировать, осуществлять и контролировать процесс речевого развития детей дошкольного возраста

Пререквизиты

Русский язык. Культура речи. Педагогическая технология. Дошкольная педагогика.

Трудоемкость

9 зачетные единицы, 306 академических часа (160 аудиторных, 110 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

3 семестр: подготовка рефератов, письменный и устный опрос;

4 семестр: подготовка рефератов, письменный и устный опрос, зачёт;

5 семестр: подготовка рефератов, письменный и устный опрос, зачёт;

6 семестр: подготовка рефератов, письменный и устный опрос,

контрольная работа, экзамен

Филологический анализ художественного текста
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Образовательная программа высшего образования I ступени

Специальность:1-02 03 04 «Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)»

Компонент учреждения высшего образования

Краткое содержание

Понятие о лингвистическом анализе художественного текста. Специфика лингвистического анализа художественного текста. Художественный текст как объект лингвистического исследования. Методология лингвистического анализа художественного текста. Методика лингвоанализа. Интертекстуальные связи литературного произведения. Художественное время, художественное пространство. Способы выражения авторской позиции в художественном тексте

Формируемые компетенции, результаты обучения

Базовые профессиональные компетенции: Применять основные методы и приемы анализа литературного текста с целью целостного представления о его языковой, культурологической и исторической сущности

Пререквизиты

Современный русский литературный язык, стилистика

Трудоемкость

2, 5 зачетных едениц, 90 академических часов (58 аудиторных, 32 самостоятельная работа)

Семестры, требования и формы промежуточной и текущей аттестации

7-8 семестр: написание рефератов, устный и письменный опрос, зачёт